19 июля 2021Театр
164

Жизнь наперекор невозможному

Театральный сезон — 2020/2021 глазами критиков

7 из 8
закрыть
  • Bigmat_detailed_picture«Горбачев», Театр наций© Предоставлено пресс-службой Театра наций
    Антон Хитров

    Глядя на собственный список самых интересных премьер сезона, я вижу те же направления мысли, что и год или два назад. Одни команды уверены, что в мире стриминговых платформ и прочих современных видов досуга театру нужно заново доказывать свою полезность — а значит, радикально меняться, отталкиваясь от своих уникальных преимуществ. Другие держатся за старый театр — и вполне убедительно адаптируют его к запросам сегодняшнего зрителя. Третьи эти стратегии совмещают.

    Если говорить о новых, непривычных переживаниях, я заметил, что мне все труднее воспринимать эффектные дорогие зрелища: когда страна беднеет с каждым годом, аргументы в духе «а вот этот режиссер иначе себя не мыслит» перестают работать. Сейчас мне ближе театр, который вкладывается в людей, а не в вещи, и большинство спектаклей в моей подборке — как раз такого плана.

    Проекты расставлены в демократичном хронологическом порядке.

    Премьеры петербургского Pop-up театра — «Вечное возвращение», «Профсоюз работников ада» и «Фаза зеркала». Это был определенно самый продуктивный сезон в истории независимой театральной компании, созданной режиссером Семеном Александровским и продюсером Анастасией Ким. Три внешне непохожих спектакля — в Екатерининском парке, петербургских барах и апарт-отеле Artstudio Nevsky соответственно — сделаны по одной удачной формуле: сначала режиссер ищет внутренний сюжет пространства, а потом поручает драматургу-напарнику сделать из него пьесу — непременно с захватывающим сюжетом. В результате получается редкая вещь — театр, способный говорить о сегодняшних ценностях на сегодняшнем языке с максимально широкой публикой.

    «Горбачев» в Театре наций. Спустя 12 лет после хитовых «Рассказов Шукшина» Алвис Херманис выпустил в России свой второй спектакль — с теми же Евгением Мироновым и Чулпан Хаматовой в главных ролях. Биографический проект о Михаиле и Раисе Горбачевых, основанный на публичных выступлениях пары, устных и письменных, — это не только смелая акция в честь непопулярного советского лидера. Это еще и автокомментарий режиссера, который, по сути, занят тем же, чем и бывший президент СССР: реформирует нечто, чему грозит скорая смерть. В его случае речь о старомодном жизнеподобном театре с париками, аутентичными костюмами и тщательно снятыми с натуры интонациями. Херманис пошагово показывает публике, как он создает театральную иллюзию, — мы не чувствуем, что нас пытаются обмануть, и со спокойной душой отдаемся замыслу художника.

    «Университет птиц» в московском Театре взаимных действий. Художники Шифра Каждан, Леша Лобанов, Ксения Перетрухина и продюсер Александра Мун продолжают бороться с иерархиями, выпуская спектакли без лидера-режиссера. Их новый проект — как раз о неравенстве, но не между людьми, а между разными биологическими видами: это закономерное развитие той социальной повестки, которой занимался продвинутый театр последние годы. «Университет птиц» — интерактивный музей угнетения. Используя самые разные форматы, авторы рассказывают, как человечество эксплуатирует птиц — домашних и диких, а заодно предлагают зрителям освоить азы птичьего языка, чтобы хоть немного приблизиться к пониманию этой принципиально иной формы жизни.

    «Авазлар» на казанской театральной площадке MOÑ. «Авазлар» в переводе с татарского — «звучания»: авторы проекта стремились дать голос безвестным людям, жившим в эпоху, когда публичность была привилегией немногих. Из трех встреч, составлявших этот проект, я был только на последней, а поскольку все они проходили по разным правилам, только о ней я и могу судить. Мы читали татарские тексты прошлого века — письма, дневники, стихи, а потом подробно разбирали вместе с экспертами, как на семинаре. Спорные вопросы — как, например, отношение к патриархальной семье — разрешались мирно, потому что встреча началась с упражнения, позволившего нам довериться друг другу. Вообще, в «Авазлар» не было «декоративных» решений — все они служили конкретным целям. Дело в том, что главная создательница этого проекта Нурия Фатыхова никогда не занималась театром, зато разрабатывала образовательные программы и тренинги. Неожиданный кураторский ход Елены Ковальской — подсказка всем продвинутым площадкам: если стоит задача организовать коммуникацию, это может делать эксперт по коммуникации, а не театральный режиссер.

    «Неформат» в Центре им. Мейерхольда. Режиссер Анастасия Патлай и драматург Нана Гринштейн исследуют опыт московских актеров со среднеазиатскими и кавказскими корнями. Герои не только рассказывают о дискриминации, бытовой и трудовой, — они пытаются разобраться, что такое национальная идентичность и зачем она нужна в XXI веке. Обычно в свидетельских спектаклях на сцену выходят непрофессиональные артисты (ведь в таком театре нет посредника между персонажем и зрителем), но «Неформат» — исключение: блестящие актерские работы здесь оказываются совсем не лишними. Зритель может на своем опыте убедиться, до чего несправедливо не давать этим людям роли в кино.

    «Дядя Лева» и «Бэтмен против Брежнева» в Театре на Бронной. Новый худрук Константин Богомолов поставил перед площадкой увлекательную задачу — реанимировать развлекательный сюжетный театр, которым никто в России на должном уровне не занимается. Эта цель совсем не утопична, судя по двум ретрокомедиям, вышедшим на Бронной (а точнее, во Дворце на Яузе, где команда пережидает реконструкцию здания) в этом сезоне. Оба спектакля в целом отвечают ожиданиям от жанрового театра, но предлагают публике что-то ценное сверх того. Саша Денисова в «Бэтмене против Брежнева» своевременно разрабатывает психологический портрет частного человека в эпоху застоя. Сам Богомолов в «Дяде Леве» пересматривает знакомый сюжет «Покровских ворот» с более гуманистических позиций: комические маски превращаются в понятные, живые и сложные характеры.


    Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249364
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416009
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420327
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425563
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202426905