28 декабря 2016Искусство
266

Искусство: итоги года

ГЦСИ, фанера крашеная, академизация, «Животное»

текст: Сергей Гуськов
2 из 6
закрыть
  • Bigmat_detailed_pictureКуратор выставки «Актуальная Россия: среда обитания» Арсений Штейнер показывает экспозицию министру культуры Владимиру Мединскому и главе РОСИЗО Сергею Перову© Фонд развития современного искусства
    II.

    Новое. Интересное. Возмутительное. Часть первая

    Анна Быкова
    критик

    Для меня этот год стал переосмыслением понятий общения и разобщения — между кураторами и музейщиками, экспонатами и художниками, архитекторами и чиновниками. Этот год — год поражений и открытий новых отношений между людьми и вещами и в этом смысле год политически интересный. Премия Кандинского и «Инновация» слились до неразличения списками членов жюри и номинантов; протестовать против слияния ГЦСИ и РОСИЗО никто не вышел, как будто люди и художники нам не важнее Шуховской башни; с куратором «Актуальной России» Арсением Штейнером никто не захотел устраивать диалога с обменом мнениями — все предпочли проклясть или проигнорировать.

    Другое поражение — архитектура самих выставок. Кажется, музеи наконец нашли деньги на гонорар архитекторам и застройку залов, и — о ужас! — фанера, крашеная и некрашеная, стала перекрывать сами экспонаты, мешать смотреть и выталкивать зрителя из зала. Это, к примеру, удивительные работы Ассов и Корбут; и если выставка о Первой мировой в Манеже 2014 года и проект о печатных машинках в MMOMA были «застроены» адекватно и тонко, то Гелию Коржеву и Михаилу Шварцману ассовская архитектура катастрофически мешала (и мешает).

    Третье — неудачи внедрения современного искусства в классический музей. На фоне гениальных проектов двухлетней давности — «Манифесты-10» Каспера Кёнига (где дощатые дома, камни, мука и гипсовый порошок остраняли лепнину, мрамор, позолоту, холсты и масло) и персоналки Фрэнсиса Бэкона, замешанной Тьери Морелем и Елизаветой Рене на классическом же наследии, — проекты, скажем, Яна Фабра в том же Эрмитаже или Ирины Наховой в ГМИИ выглядят совершенно неубедительно и надуманно.

    Юра Шуст. Экзозабвение. 2015Юра Шуст. Экзозабвение. 2015© Пресс-служба V Московской международной биеннале молодого искусства

    Из отрадного — случились выставки, гениально смешанные: это проект Елены Яичниковой в ММСИ, где «осваивать» коллекцию были приглашены «молодые» современные художники, создававшие, по сути, инсталляции из работ «старших» современных художников, и выставка Жуана Лайи «Г И П Е Р С В Я З И», где офисные деревья отдыхали «от работы» в гамаках, кони превращались в червей, а археологические экспонаты Британского музея становились героями киноиндустрии. И второе прекрасное — появились собственно художнические работы, совершенно оригинально соединяющие реальности, смыслы и объекты разной природы. Это объект «Экзозабвение» Юры Шуста (крашеные мотошлемы с яйцами и пирамидами из бутылочных, винных и пивных, розочек), графика — на дереве и граните — Александра Плюснина с сериями запечатленных, вполне конкретных, вулканов и ураганов и проект «Интерфейс/Контейнер» Алексея Боголепова с фотографиями монументов-памятников Второй мировой и найденными объектами.


    Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249403
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416048
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420361
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425595
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202426940