Бетонный бункер памяти

Сергей Хачатуров о новой образности в исторической выставке «Хранить вечно»

текст: Сергей Хачатуров
Detailed_picture«Хранить вечно». Фрагменты экспозиции. Режиссер Андрей Могучий. Художник Вера Мартынов© С. Хачатуров

Очередная экспериментальная рубрика «Искусство экспозиции» посвящается удачам и необычным решениям современного экспозиционного дизайна. Освещая проблему с фасада и изнанки, мы планируем приглашать к диалогу критиков, архитекторов, художников и кураторов и будем рады обратной связи и встречным предложениям. Открыть дискуссию согласился историк искусства, куратор и педагог Сергей Хачатуров, который рассказал о музейно-театральном проекте «Хранить вечно» в петербургском ЦВЗ «Манеж».

Экспозиция-спектакль «Хранить вечно» является успешной попыткой преодолеть путы и шоры привычного выставочного проекта ради превращения экспозиции в то, что на театральном языке называется иммерсивным действом. Иммерсивность, как известно, предполагает радикальное сочувствие, соучастие, когда зритель полностью освобождается от инстинкта потребления и становится соавтором, режиссером, проектировщиком создаваемого спектакля. Воздадим должное отваге руководителей четырех пригородных санкт-петербургских дворцов-музеев, бывших императорских резиденций: Гатчины, Петергофа, Царского Села, Павловска. Вместе с руководством ЦВЗ «Манеж» они решили отпраздновать 100-летие национализации бывших резиденций и превращения их в общедоступные музеи необычным способом. Категорически отказались от презентации коллекций.

Причина понятна: делать в питерском Манеже филиал московского форума «Интермузей» не хочется… Ведь сиротливо изъятые из контекста шедевры (картины, скульптуры, мебель), инсталлированные в боксах формата «Экспо» или антикварного салона, становятся безъязыкими и на редкость бутафорскими, муляжными. В Манеже решили все устроить по принципу прямо противоположному. Пригласили людей нового театра и музыки: главрежа БДТ (Большого драматического театра) Андрея Могучего, великую Алису Фрейндлих, композитора Владимира Раннева, художницу Веру Мартынов. Они как раз оказались столь радикальными, что муляжи, бутафорию спектакля представили как подлинники и заставили в эту подлинность поверить, ей сопереживать.

«Хранить вечно». Фрагменты экспозиции. Режиссер Андрей Могучий. Художник Вера Мартынов«Хранить вечно». Фрагменты экспозиции. Режиссер Андрей Могучий. Художник Вера Мартынов© С. Хачатуров

При входе в длинные коридоры за тяжелым золотым занавесом тебе дают наушники. В них ты совершаешь путешествие по периметру залов огромного Манежа. В наушниках звучит такой знакомый, с благородной хрипотцой голос Алисы Бруновны Фрейндлих. Она читает дневник, собранный из записей и биографий музейных сотрудников — хранителей Павловска, Гатчины, Петергофа и Царского Села. Хронология — с 1918 до 1945 года. Адское в общем-то время. Сперва историю изгнали (Октябрьская революция), в 1941 году физически разрушили (фашистская оккупация). Однако парадокс в том, что воспоминания принадлежат тем людям, которые вопреки аду спасли, отстояли и сохранили Память и Культуру, дали надежду и свободу общаться с историей сегодня. В качестве примера можно привести записи Анны Ивановны Зеленовой. В конце лета 1941 года, в 28 лет, она стала директором Павловского дворца-музея. Уму непостижимо, как многие вещи в условиях блокады благодаря Зеленовой были спасены, эвакуированы… А самое главное — каким образом лежащие среди обожженных скелетов дворцов, порубленные в мелкую стружку артефакты Павловска были восстановлены. И не абы как. А в соответствии с высочайшими требованиями научной реставрации…

Итак, сам сценарий предполагает не линейное музейное движение по лестнице эволюции и просвещения, а некий драматургический сценический конфликт. С одной стороны — наступление мрака, хаоса, энтропии. С другой — сопротивление им живых, страдающих, наделенных необъяснимым чувством ответственности людей. Традиционная музейно-выставочная презентация такой конфликт не потянет. Необходимо просто отказаться от амбиций выставки в пользу Театра. Что и было сделано. Подлинников почти нет. Однако копии и бутафория работают как хорошие актеры на подмостках.

«Хранить вечно». Фрагменты экспозиции. Режиссер Андрей Могучий. Художник Вера Мартынов«Хранить вечно». Фрагменты экспозиции. Режиссер Андрей Могучий. Художник Вера Мартынов© С. Хачатуров

Благодаря точным идеям Могучего, Мартынов, Раннева этот постдраматический театр создается без участия актеров (кроме голоса в наушниках), но с помощью главного героя-лицедея — Пространства. В начале пути автор собирательного дневника рассказывает о целях создания нового общедоступного музея. Очень понравились слова «научиться слышать вещи и помогать им». «Слышать вещи»… Эту метафору я понимаю так: эмоционально, чувственно переживать пространство, созданное предметами, находиться в ситуации общения с акустикой, что возникает вокруг них, с теми эмоциями, порядком слов и смыслов, что вещи определяют…

Традиционная музейно-выставочная презентация такой конфликт не потянет. Необходимо просто отказаться от амбиций выставки в пользу Театра.

Именно по такому принципу «слышания вещи», ее упреков, страданий, стонов, болезней и надежд устроена композиция «Хранить вечно». Оказавшись за золотой портьерой, мы блуждаем словно в закулисье театра. Технические зоны, арматура, оплетки проводов, строительные модули, реквизит. Потом пространство выравнивается и открывается в длинный коридор с обшарпанными стенами, обклеенными золотой фольгой. Сперва предметно-пространственная среда как-то из последних сил пытается держаться комильфо, создавать подобие уюта в золотых шкатулочках дворцовых спален и детских. Однако мебель сдвинута к центру. В композиции нарушен порядок. Появляется странный кукольный ящик-гиньоль, где вместо марионеток — царская семья. И слова о Керенском, временной власти большевиков, терпении сменяются новостями, посвященными декретам о национализации, Луначарскому и Лукомскому, экскурсиям с топчущими паркеты солдатами.

«Хранить вечно». Фрагменты экспозиции. Режиссер Андрей Могучий. Художник Вера Мартынов«Хранить вечно». Фрагменты экспозиции. Режиссер Андрей Могучий. Художник Вера Мартынов© С. Хачатуров

Сквозь этот информационный поток ясно пробиваются мысли о необходимости методической работы с фондами, инвентаризации, возвращения исторического образа, измененного последними хозяевами дворца… Луначарский, Лукомский, Талепоровский и другие великие советские музейщики первых лет Октября на самом деле были воплощением диалектики марксистского метода. Их кредо — не заигрывать с часто невежественными новыми хозяевами жизни, не потакать их низменным вкусам, но и не отворачиваться от них брезгливо и спесиво. Необходимо просвещать, вооружившись точным методом и ориентируясь на проблемы не узкоспециальные, но общежительные. На примере дворцовых коллекций изучать социальную пластику прошлого, учиться понимать, как и чем жили дворяне, и таким способом привлекать к коллекциям новый класс, мотивировать его соучастием в большом спектакле Жизни. «Музей быта» на месте резиденции предполагал не принижение значения художественных сокровищ, но комплексную презентацию всех аспектов их биографий, определяемых субъективной волей хозяев и строителей — и объективными условиями общественной и художественной жизни прошлого. В частности, В.Н. Талепоровский считал важным в Павловском дворце хронологически объединить демонстрацию коллекции подлинников мебели и картин с историей путешествия Павла Петровича и его супруги — великой княжны Марии Федоровны за границу в 1781—1782 гг. «Оснащение» Павловска шедеврами искусства во многом обязано этому путешествию.

«Хранить вечно». Фрагменты экспозиции. Режиссер Андрей Могучий. Художник Вера Мартынов«Хранить вечно». Фрагменты экспозиции. Режиссер Андрей Могучий. Художник Вера Мартынов© С. Хачатуров

Увы, к концу 20-х годов в музейном деле победили вульгарная социология и муляжный тип презентации биографий, коллекций и самогó сложного исторического процесса. Так что любовь к немудреным аттракционам сегодняшних потребительских музейных шоу, которые не работают со смыслами, а играют в поддавки с инстинктами малообразованной, но хорошо манипулируемой толпы, наследует как раз такой во многом тоталитарной, а не марксистской теме.

Музеефикация пространства создателями «Хранить вечно» тоже представлена диалектично. Вещи отчуждаются от своей естественной среды бытования. Они зачехляются. Складываются в кучу. В конце анфилады в ящичке гиньоля лежат мертвые куколки. Пол заляпан красным. Много бюстов Ленина. Анфилада все больше мутирует в образ бункера. Позолота превращается в ржавчину.

Александр Бродский, Илья Уткин. Columbarium Habitabile. 1989/90. ОфортАлександр Бродский, Илья Уткин. Columbarium Habitabile. 1989/90. Офорт

Вспоминается один сильный образ — офорт Александра Бродского и Ильи Уткина с недавней выставки, посвященной воображаемой архитектуре, — «Гипноз пространства» (ГМЗ «Царицыно»). Куратор выставки — автор этой статьи — тоже попытался расширить круг эмоционального общения с объектами истории, сделать диалог с ними более современным. На офорте Бродского—Уткина изображен гигантский бетонный куб, в котором, словно пленники в камере, стоят уцелевшие дома былых эпох. На волне нового строительного бума их свезли сюда власти с «гуманным» решением дать возможность хозяевам спасти кусочек старой жизни. Если хозяин и его семья продолжают жить в доме их молодости — на полке в бетонной коробке, — жив и дом. Как только по разным причинам дом пустеет, чугунный шар сносит его, освобождая место для нового «экспоната». В наступившем тоталитарном режиме артефакты прошлого и их хранители — музейные сотрудники — вполне точно ассоциируются с этими домами и хозяевами, пленниками бетонных полок.

Тема, открытая тандемом Бродский—Уткин, невзначай рифмуется с пластическим решением отчужденного коридорного пространства выставки. Вполне логично, что стена памяти с керамическими табличками включает инвентарные номера почивших предметов и краткие биографические справки об их хранителях.

«Хранить вечно». Фрагменты экспозиции. Режиссер Андрей Могучий. Художник Вера Мартынов«Хранить вечно». Фрагменты экспозиции. Режиссер Андрей Могучий. Художник Вера Мартынов© С. Хачатуров

Превращение жизни во дворцах в конвейер удовольствий для трудящихся масс, уподобление визита в усадьбу прогулке в ЦПКиО или на ВДНХ замечательно саркастически представлены в опере-буфф Владимира Раннева. На многих экранах, окружающих бронзовую статую Венеры, мелькают герои из советских журналов и с плакатов: пионеры маршируют, физкультурники тренируются, акробаты строят пирамиды, комсомолки едят мороженое… Все они мультяшным способом приклеены к старинным пейзажам и усадебным анфиладам.

В завершающей выставку анфиладе войны посетитель ходит уже не в бункере, а в руине.

Швы разных пространственных координат очень явно подчеркивают диссонансность, кукольность, фейковость подобного рая. Великолепна музыка с коллажем разных акустических полей, от авангарда до культпросветной попсы, звучащей из громкоговорителей в парках культуры. Опять-таки намечаются параллели с выставкой «Гипноз пространства», где отдельным актом программы был маленькой проекционный театрик на разных панелях. Он имитировал кукольный и представлял историю философских систем XVIII века и постсовременности в версии балаганного народного действа (режиссер Андрей Сильвестров, художник Степан Лукьянов, композитор Ираида Юсупова, артисты Мастерской Виктора Рыжакова). В обоих случаях раёшная забава требует сложной рефлексии на тему философских координат пространства и времени и нашего в них места.

Фрагменты круговой видеопанорамы — оперы-буфф Владимира РанневаФрагменты круговой видеопанорамы — оперы-буфф Владимира Раннева© С. Хачатуров

В завершающей выставку анфиладе войны посетитель ходит уже не в бункере, а в руине. В деревянных грубо сколоченных коридорах стоят ящики и витрины. За стеклом и в коробках видны части упакованных скульптур. В одной комнате стоит фарфоровый сервиз для пышного пира. В наушниках надтреснутый голос Алисы Фрейндлих рассказывает о жизни и голоде в дни блокады.

В последнем зале — большое поле, бассейн со стружками — крошками исчезнувших в пожарах войны вещей. Поруганные части прекрасной архитектуры и скульптуры. И над пепелищем — голос героини, повествующий о готовности жить ради спасения коллекций и хранить их вечно.

Конечно, заданный жесткий сценарий интерпретации материала еще больше уводит от темы выставки к теме спектакля. Я бы позволил себе сказать, что в последней части трагическое повествование монтируется исключительно ради мобилизации праведного гнева и ужаса перед бедствиями войны.

«Хранить вечно». Фрагменты экспозиции. Режиссер Андрей Могучий. Художник Вера Мартынов«Хранить вечно». Фрагменты экспозиции. Режиссер Андрей Могучий. Художник Вера Мартынов© С. Хачатуров

Диалектический принцип немного дает сбой и уступает место плакату. Для объемной картины мне, например, недостает именно исторических фактов — свидетельств, как именно спасали музейные работники то, что будто уже и спасти невозможно. Какую первую помощь оказывали, что сумели сделать в невероятных тогда условиях. Пример — дневник Анны Зеленовой 1944 года, времени разбора завалов Павловского дворца: «Работу по закреплению художественного декора скульпторы и живописцы вели с шатких стремянок. Детали, не поддававшиеся закреплению, осторожно снимали со стен и размещали в специальных кладовых. Там же хранили все, что удалось выбрать из обломков, извлечь из груд угля и пепла. Создали целую систему шифровки, чтобы изъятые из дворца детали — а их были тысячи — не утратили своего “адреса”. Каждому залу дали шифр, каждой стене — номер. Вычертили разверстки стен, фиксирующие местоположение и номер каждой детали…»

Разработанный советскими музейными сотрудниками концептуальный конструктор возрождения наследия по шифрам, обломкам и меткам тоже претендует на полноценный перформативный инсталляционный проект в жанре новой музейной (анти)выставки-спектакля.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20244799
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246350
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202412955
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419440
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423536
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202428827
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429505