Другой Мемориал

Можно ли десоветизировать Ульяновск?

текст: Анастасия Семенович
Detailed_pictureПосмертная маска В.И. Ленина. Часть экспозиции музея-мемориала В.И. Ленина в Ульяновске© Анастасия Семенович

Вождями Октябрьской революции были идеалисты — интеллигенты с бородками второй половины XIX века (Ленин, Троцкий, Луначарский, Бухарин и др.). Кончились бородки — кончилась революция.

Анатолий Мариенгоф, «Это вам, потомки!»

Этот текст не про общественную организацию, исследующую политические репрессии.

Глыба белого мрамора с патио, в которое вписан старинный двухэтажный домик. Она парит над монументальными светильниками (всегда казалось, что они созданы для олимпийского огня), холодная и парадная, украшенная только темным профилем. Острая бородка, лысина, прищур. Это Ленинский мемориал — памятник к 100-летию со дня рождения вождя мирового пролетариата на его малой родине, в городе Ульяновске (Симбирске). Это мощное, эффектное сооружение на не менее мощном берегу бескрайне широкой Волги. Туристический потенциал тут огромен, но очередей не видно, а местные опасаются, что сощурившийся рельефный Ленин однажды упадет, и хорошо бы в этот момент быть от него подальше. Что же не так с нашей с Лениным малой родиной?

Катаясь на ульяновском трамвае от дома (остановка «Четвертый микрорайон») до центра (остановка «Дом Гончарова»), я успевала прослушать речь звонкого дедушки-коммуниста, который забирался в вагон в районе «Улицы Кирова» с кличем «Товарищи!» и выходил на «Улице Железной Дивизии». Дед раздавал черно-белые листовки самиздата с серпом и молотом, заглядывая в лица огромными из-за толстых очков, чуть не умоляющими глазами. Грустнел и сутулился от каждого презрительного взгляда. На улице Кузнецова, поднимающейся к площади Ленина (ныне — Соборной), за старым зеленым забором на крыше зеленого деревянного дома много лет реял выгоревший, уже морковный советский флаг. Жаль, что мне ни разу не пришло в голову сфотографировать этот пейзаж. И вообще это упоенное краеведение про Володю Ульянова (и его школьного товарища Сашу Керенского, и сестер Володи Анну и Ольгу) вызывало отторжение, казалось дремучим атавизмом, петлей времени, забытой в сонной Обломовке.

Панорама строительства Ленинского мемориала в Ульяновске (1968)Панорама строительства Ленинского мемориала в Ульяновске (1968)© РИА Новости

Но вот и до Обломовки докатилось. Сначала у мемориала над «Лениным» поставили сомнительный памятник основателю города Богдану Хитрово. Мало ли в стране нелепых монументов, не вписывающихся в ансамбль? А тут хоть лошадь у Хитрово смешная, на крокодила похожа. Опять же местные скейтеры развлекаются у копыт крокодила, так он вроде повеселее выглядит. А потом случился совсем сумбур: часть улицы Карла Маркса переименовали в Дворцовую (и ладно бы там был хоть один дворец, но их нет; злая ирония в том, что есть только уродливый «Версаль» — торговый центр. ТЦ «Версаль» на Дворцовой улице — ну разве не трагикомедия?), площадь Ленина — в Соборную, а части улицы Энгельса присвоили имя Андрея Блаженного. В районе площади Ленина и правда был собор (Троицкий, снесен в 1936 году), но давно уже здесь обосновался Ленин. Вернее, Ульянов — в 1940 году на главной площади города открыли памятник работы Матвея Манизера. Монумент простой и добротный, без напускной монументальности — сколько помню, вокруг его тумбы всегда громыхали скейты. В итоге собора нет, Ленин есть, но площадь не его.

Строительство одного из элементов Ленинского мемориала — 24-этажной  гостиницы «Венец»Строительство одного из элементов Ленинского мемориала — 24-этажной гостиницы «Венец»© pastvu.com

И тут в городе, где даже вопиющий повод федерального масштаба не способен породить сколько-то видимый протест, появилось общественное движение «Ульяновск против десоветизации!», полетели в суд иски от общественников, возмущенных кулуарным переименованием площади. Опроса населения при смене топонимов не проводили, и группа активистов плавно перешла на критику власти в целом и мониторинг ситуации с десоветизацией по стране. Главную площадь Ульяновска навигатор уже определяет как Соборную, но на зданиях новый адрес еще не обозначен: там, где раньше были номера с адресом «Площадь Ленина», ныне ничего.

В сухом остатке всплеск гражданской активности в обычно тихом регионе наводит на мысль, что болезненная нежность к ленинской тематике и беспомощные в региональной бедности памятники — вообще-то уникальный заповедник.

Сначала Ленинский районный, затем Ульяновский областной суды отказали в удовлетворении иска горожан, которые пытались оспорить правомочность переименования площади. В середине декабря инициативная группа заявила, что пойдет «до победного», то есть до Верховного суда.

В сухом остатке всплеск гражданской активности в обычно тихом регионе наводит на мысль, что болезненная нежность к ленинской тематике и беспомощные в региональной бедности памятники — вообще-то уникальный заповедник. И здесь как нигде ощущаются равнодушная лень и гибельное разгильдяйство, даже не обесценивание прошлого (возможно, лучшего периода в истории города), а неготовность держаться за свое, своих. Самых спорных исторических персонажей почитают на их малой родине именно потому, что «свои». Это как с футбольным или хоккейным клубом — не будучи болельщиком, непроизвольно желаешь победы своим, тем, кто играет в твоем городе и за него. Только вот у Ульяновска за Ленина как будто стыд и неловкость, и не слышно простого аргумента в защиту топонимов: десоветизируйте хоть все улицы и площади в СНГ, но не здесь — ведь здесь в некотором роде их дом.

16 апреля 1970 года. Открытие мемориала В.И. Ленина в Ульяновске16 апреля 1970 года. Открытие мемориала В.И. Ленина в Ульяновске© leninmemorial.ru

С точки зрения замысла мемориал и вся площадь 100-летия Ленина (с недавнего времени — просто площадь Ленина) — проект титанический. Соборы и церкви, формировавшие панораму старого купеческого Симбирска, снесли задолго до возведения мемориала, и новый ансамбль со зданиями Педагогического университета, гимназии № 1 им. Ленина, гостиницы «Венец», парком Дружбы народов должен был утвердить новые акценты в застройке Венца — бульвара на высоком берегу Волги, сформировать фасад города. И если чисто эстетически испортить могучий волжский ландшафт сложно, то нарушить природный баланс берега, который местами ползет в реку, — запросто. Тем более массой квадратного в плане мемцентра со стороной 110 метров.


Общий вид экспозиции музея-мемориала В.И. Ленина в Ульяновске
© Анастасия Семенович

Доминантой среди подчеркнуто невысотных, горизонтально ориентированных зданий стала 24-этажная гостиница «Венец», а главным героем и цветовым пятном — собственно мемориал (34 метра в высоту). Белый (мрамор), бордовый (кустарник на склоне и ковролин в помещениях), зеленый (насыщенный — подстриженных лужаек и подернутый инеем — голубых елей). Веселое разноцветие на донышке декоративного бассейна — мозаика Зураба Церетели. К слову, красноватый кустарник — это барбарис, и высажен он так, что образует огромную надпись «ЛЕНИН» прямо под мемориалом, на спуске в парк Дружбы. Вы, наверное, сейчас улыбаетесь, но еще в середине нулевых ученики гимназии им. В.И. Ленина на субботниках обязательно подравнивали «Ленина». А лет пять назад на асфальте в районе Венца, у старого здания гимназии, появилась разметка с окошками текста, объясняющего: тут юный Володя Ульянов шел в школу.


Скульптура Ленина на фоне герба в ульяновском мемориале. На втором кадре — табличка с телеграммой Ленина на Соборной площади в Ульяновске (бывшая пл. Ленина)
© Анастасия Семенович

В той школе учились мои друзья, и на краеведении они проходили, сколько пуговиц было на жилеточке маленького Володи. «Я точно помню, что девять, — смеется подруга. — Но вот должно было быть девять или девять осталось после того, как одна отвалилась, — не вспомню уже. Он когда в первый день в школу шел, у него одна пуговица отскочила, и он так и ходил, пока из жилетки не вырос, — стеснялся дома сказать». Володя Ульянов был любимой темой преподавательницы. В нашей школе, которая во времена Ульяновых была женской гимназией, учились сестры Володи Анна и Ольга, и на почетном месте висел (вроде бы до сих пор висит) портрет отца семейства — Ильи Николаевича (Ульянов-старший был директором народных училищ Симбирской губернии). По слухам, портрет двигал левой рукой, а одна девочка даже упала около него в обморок. В общем, хороший портрет.


Общий вид экспозиции музея-мемориала В.И. Ленина в Ульяновске
© Анастасия Семенович

Мраморная громада мемориала, дававшая обширную тень и приятный холодок в летнюю жару, переживает не лучшие времена. Мемцентр похож на мифическое животное, выброшенное в 2019 год из другого мира (и государства) и задыхающееся здесь, как косатки в «китовой тюрьме» в Приморье. Он огорожен забором (чтобы облицовка никого не зашибла, если упадет), олимпийские светильники зажаты между крышей со следами потеков и вздыбившимися плитами пола. Ходить тут теперь страшно, опасно, да и нельзя. Остается пересматривать воспоминания: мы с мамой гуляем по еще ровным каменным плитам, я играю с кем-то в догонялки, и эхо множит топот сандалий, когда я прячусь за прохладной колонной, чтобы отдышаться. Потом мы приходим сюда с младшим братом. Иногда заходим в домик XIX века — его перенесли во двор мемориала, потому что думали, что там родился Ленин; потом краеведы выяснили, что вождь появился на свет в другом (соседнем — Ульяновы часто переезжали) домике, и его тоже перенесли сюда, но не в патио, а к северному фасаду. В доме экспозиция промыслов, тепло, почти жарко, натоплено и продают разноцветные глиняные свистульки в виде птичек. Они мне нравились настолько, что я пыталась повторить их в скульптурном классе художественной школы.

Бра похожи на фактурный лед, перила напоминают о выборгской библиотеке Алвара Аалто, а еще здесь много света и воздуха, и флаги республик Союза под потолком рдеют, как на играх стран соцлагеря.

Несколько лет назад на лужайке за мемориалом появились серебристые скульптуры пионеров. На фоне ребятишек цвета алюминия с алыми галстуками горожане, прогуливаясь, делали семейные фото. Я не могу отделаться от ощущения временнóго искажения, несоответствия удали матово блестящих пионеров устало опирающемуся на колонны зданию за ними.

К 1970 году комплекс возвели с запасом актуальности. Не только как музей, но и как центр с кино- и концертным (он актуален и сейчас) залами, торжественным залом, где до сих пор принимают в пионеры (о существовании дружины мне рассказала на месте сотрудница музея). Зал этот (Торжественный, или Ленинский) и сегодня производит впечатление культового. Возвышенное (17 метров от пола до потолка) пространство с матовым световым потолком и стенами в потоках золотой мозаики. В центре — пятиметровый сахарный Владимир Ильич. Зал похож одновременно на центрический античный мавзолей и богатый византийский храм, хотя никаких отсылок (за вычетом золотой мозаики) нет, как нет и купола. Нет в мемориале и следа архитектурных, как говорится, излишеств и украшательств — будучи монументальным сооружением, он тем не менее рифмуется с вовсе простым зданием ленинской гимназии: его горизонтальный объем также опирается на колонны, не замечая непростого рельефа.


Виды набережной Волги и музейный парк мемориального центра со скульптурами пионеров
© Анастасия Семенович

Архитектура эта растет из 30-х, игнорируя «излишества» и сталинский ампир, и аккуратно формулирует посыл. Это не «космическо-коммунистический» модернизм, не проект-манифест и вообще не высказывание, а именно посвящение. Отсюда сдержанность художнических фантазий и, как следствие, незацикленность — мемориал действительно удачно вписан в ансамбль, где продумано все, включая высадку благородных голубых елей. В январе 2019-го я долго гуляла по экспозиции мемориала — а там десятки артефактов вроде посмертной маски Ульянова-Ленина, подарков от соцстран, меховых аппликаций с олимпийским мишкой и, прошу прощения, гильотины. Смотрительницы вспоминают, как они студентками работали на стройке мемориала. Говорят, иногда заезжие иностранцы ходят в музей по три дня подряд (я же говорю — туристический потенциал). Когда закончится ремонт, они не знают. Судя по сайту госзакупок, Ленинский мемориал в основном оплачивает выступления артистов в концертном зале, а не ремонт.


Общий вид экспозиции музея-мемориала В.И. Ленина в Ульяновске
© Анастасия Семенович

Будучи объектом культурного наследия федерального значения, мемориал остается в ведении областного учреждения и очевидно хиреет. Осенью 2018 года здесь вроде бы начали капитальный ремонт, и на 2019/2020 год из федерального бюджета на него выделено более 2 млрд рублей, но сложно сказать, поможет ли он в долгосрочной перспективе. Советские архитекторы говорили, что мемцентр простоит столетия, не требуя ремонта, стройка обошлась примерно в 13 млн рублей (в конце 60-х годов!). Но через пятьдесят лет каменные плиты «плывут», стыки расходятся — дает о себе знать капризный береговой грунт. Русло Волги после войны перекроили в крупнейшее водохранилище Евразии — Куйбышевское (шириной до 44 км), и теперь это «Жигулевское море» поглощает берега. Областная филармония (здание начала XX века, расположенное тут же, на Венце, у самого обрыва) некогда славилась органными концертами и хорошей акустикой, а теперь ходить туда нельзя — опасно. Коллектив и концерты переехали… в мемориал. Кажется, латать тут надо берег, а не один мемцентр.


© Анастасия Семенович

Мемориал ни разу капитально не ремонтировали, нынче будут впервые. Причем внутри едва ли стоит что-то менять: здесь архаично с точки зрения музейного дизайна, но крепко и дорого, именно «на века», к тому же есть настоящий, а не как в сериалах, дух Советов. Много аутентичных деталей, за которые принято хвалить скандинавские общественные пространства. Гуляя по мраморным лестницам и красным коврам, держась за дизайнерские деревянные перила, я разглядываю местные светильники. Наверняка они придуманы специально для этих стен — во всяком случае, смотрительница весело говорит, что их все любят и фотографируют, хотя им «сто лет в обед». Бра похожи на фактурный лед, перила напоминают о выборгской библиотеке Алвара Аалто, а еще здесь много света и воздуха, и флаги республик Союза под потолком рдеют, как на играх стран соцлагеря.

Сегодня набору функционала мемориала не хватает разве что бутиков и супермаркета в цоколе — и был бы торговый центр. Дедушка Ленин наверняка поперхнется и перевернется от самой мысли, но что делать, раз капитализм, а денег, как мы знаем, нет. Если серьезно, то это грустное безобразие. Накладываясь на монументальность ансамбля и самого мемориала, оно делает его особенно жалким, большим, белым и беспомощным, как те белухи в Приморье.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА КАНАЛ COLTA.RU В ЯНДЕКС.ДЗЕН, ЧТОБЫ НИЧЕГО НЕ ПРОПУСТИТЬ


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20244796
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246347
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202412952
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419435
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423533
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202428824
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429501