Непокорный форпост культуры: лондонской Национальной галерее — 195

История третьего мирового музея в тайнах и преступлениях

текст: Виктория Бутакова
3 из 7
закрыть
  • Bigmat_detailed_pictureБерта Мэри Гарнетт. Угол зала Тернера в Национальной галерее. 1883. Холст, масло© Архивы Национальной галереи, Лондон
    Завещание Тернера…и рождение Тейт

    Самое крупное пожертвование Национальной галерее пришло от именитого живописца Уильяма Тернера. Он завещал музею все собрание из своей студии — 300 картин и 30 000 рисунков и акварелей, и после его смерти чуть ли не вся работа Истлейка заключалась в том, чтобы урегулировать правовые вопросы этого завещания, разобрать новоприбывшие шедевры и найти для них подобающее место. Помогал ему главный исследователь творчества Тернера Джон Рескин. Дело осложнялось тем, что дальние родственники художника оспаривали завещание, заявляя, что толковать его можно двояко — помимо пожелания передать все картины в галерею Тернер велел на большую часть своих средств построить благотворительное учреждение для «обедневших и опустившихся художников». Наконец в 1856 году суд распорядился передать все картины живописца галерее, а остальное его имущество — родственникам.

    Работы Тернера расположили согласно его собственным условиям: он хотел, чтобы картины «Дидона, основательница Карфагена» и «Восход солнца сквозь туман» висели рядом с «Отплытием царицы Савской» и «Пейзажем с браком Исаака и Ревекки» Клода Лоррена. Он был кумиром Тернера: как считал британский мастер романтического пейзажа, Лоррен «рисовал, стоя на земле, и укрощал море берегом». Именно у французского художника Тернер учился окутывать и пронизывать свои изображения природы светом, что довел до совершенства в своем творчестве. В сущности, для британского искусства Тернер сделал то же самое, что Лоррен для французского: возвел пейзаж в жанровой иерархии до уровня портретов и исторической живописи.

    Две обозначенные в завещании картины выставлялись в здании на Трафальгарской площади, остальные же отправили вместе с другими британскими произведениями в особняк Мальборо-хаус на Пэлл-Мэлл. В 1859 году это помещение назначили резиденцией принца Уэльского, и наследие Тернера переехало в галерею, которая примыкает к музею в Южном Кенсингтоне, где ныне располагается Музей Виктории и Альберта. Все это время в палате лордов не прекращалось расследование завещания художника. В 1861 году члены палаты постановили, что Тернер велел разместить все свои картины в одном здании, и шедевры его собрания вновь оказались вместе в стенах Национальной галереи в отдельном помещении. Исключение составили лишь две связанные с Лорреном картины — их поместили в зал французской живописи. Рисунки же и незавершенные полотна остались в Южном Кенсингтоне. Они присоединились к остальной части коллекции в 1876 году, когда к зданию на Трафальгарской площади пристроили семь «залов Бэрри». Их спроектировал в неоренессансном стиле Эдвард Миддлтон и расположил под куполом вокруг восьмиугольника в центре. У галереи появился осевой план, который симметрично уравновешивали последующими пристройками.

    Но пространство музея все еще оставалось слишком тесным для наследия Тернера. Кроме того, к нему добавилась обширная коллекция промышленника Генри Тейта. Он профинансировал строительство отдельной галереи под эгидой Национальной для показа картин исключительно местных художников. В 1897 году открылось новое отделение — Национальная галерея британского искусства, позже переименованная в Тейт, куда и перевезли основную часть завещанных Тернером картин. И несмотря на то, что в 1955 году она стала независимым учреждением, наследие живописца осталось там. В здании же на Трафальгарской площади хранятся семь полотен Тернера, которые дают общее представление обо всей его творческой деятельности, и четырем картинам, включая работы Клода Лоррена, отведен отдельный зал № 15.

    Зал № 15 с работами Уильяма Тернера и Клода ЛорренаЗал № 15 с работами Уильяма Тернера и Клода Лоррена© nationalgallery.org.uk

    Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20241489
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249503
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416200
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420444
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425696
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202427043