«Нам нужен перформер, пишущая тексты, чтобы пекла между антрактами кексы»

Клип кооператива «Техно-Поэзия» «We hope you will apply again» — премьера на COLTA.RU

 
Detailed_picture© Анастасия Вепрева

Каждый художник, сделавший хоть одну попытку окунуться в болото совриска и играть по его бессмысленным правилам, слышал о храбром клипе «Убери Руки От Влагалища Культуры». Петербургский кооператив «Техно-Поэзия» представляет премьеру нового музыкального видео: по просьбе Кольты участни_цы кооператива добавили несколько авторских комментариев.


Techno-Poetry — «We hope you will apply again»
Lyrics, vocal, choreography: Marina Shamova
Music, mastering: Anton Komandirov
Costume designers: Ruslan Rychagov, Sergey Illarionov
Director, editing: Anastasia Vepreva
Camera: Andrey Nesteruk
Cast: Roman Osminkin, Marina Shamova, Anton Komandirov, Anastasia Vepreva
Big thanks to performative arts studio SDVIG
St. Petersburg. 2019

Марина Шамова

Время от времени где-нибудь на Фейсбуке я вижу приглашения поучаствовать в крутой работе крутого европейского хореографа/танцовщика, чье имя пишется заглавными буквами. Заглавные буквы говорят: это имя и участие в его/ее постановке — то, о чем ты мечтаешь, а именно — получить еще немного опыта перед тем, как сможешь брать оплату за свой труд танцхудожницы/перформерки.

Даже если ты — студент и участие — образовательный проект, это тоже очень усложняет постановку вопроса: в России нет профессии «перформер» или «танцхудожник», а требования к «профессиональным навыкам» есть. Они предполагают некий профессиональный уровень подготовки, наличие междисциплинарных, технических, соматических, перформерских навыков и прочее. Эти требования можно рассматривать не только на уровне частных объявлений от гуру современного танца из Европы, но и в ситуации современного искусства в целом. Если ты — танцхудожник и хочешь поучаствовать в каком-нибудь замечательном фестивале, где само участие — конечно же, фундаментальная возможность для твоего резюме и будущей «карьеры», тебе придется понять, что деньги на реализацию проекта — это деньги на материалы, отчет за покупку которых — чек. И если ты работаешь как перформерка/танцхудожница, не производя объекта, который будет работать в пространстве без твоего присутствия (тела), — денег на реализацию проекта ты не получишь.

При этом все, что тебе нужно для реализации проекта, — это твои перформерские, технические, соматические и прочие навыки, которые по счастливой случайности ты получил_а, недавно приняв участие в проекте хореографа из Европы, приехавшего реализовывать его в России на условиях европейского гранта. И твой труд мало или вообще не был оплачен, потому что в заявке на грант не была предусмотрена оплата труда приглашенных танцовщи_ц.

В общем, хватит уже заниматься самоэксплуатацией и соглашаться на некомфортные для нас условия труда. Или, может, пора понять, что значит «комфортные условия труда»? Мы не должны работать на какой-то еще работе, которая приносит нам деньги, чтобы мы могли делать свое искусство или танец бесплатно. Да, бывают разные ситуации и альтернативные сообщества, которые мы же сами и создаем, но если мы имеем дело с институциями и арт-рынками, то fuck off. Хватит! «Синдром самозванца» — это побочный эффект неолиберализма.

Из проекта «History of Fails»Из проекта «History of Fails»© Анастасия Вепрева
Роман Сергеевич

Наверное, стоит сначала контекстуализировать это видео и заземлить его на наши материальные (они же производственные) условия. Вообще наш кооператив «Техно-Поэзия» в его нынешнем составе — музыкант Антон Командиров, танцхудожница и хореограф Марина Шамова, художница Анастасия Вепрева и я, поэт Роман Осминкин, — сложился недавно: буквально в прошлом году мы выпустили первый альбом «Влагалище культуры», где большинство композиций — это художественные высказывания на такие темы, как социальное и гендерное неравенство, прекаритет творческого работника, ненормативное тело, антифашизм, антисексизм, квир-эстетика. Но если наш первый клип на заглавную песню альбома был прямой манифестацией нашей политической и культурной позиции, буквальным требованием «убрать руки от влагалища культуры» во всех смыслах, то конкретно это видео посредством субверсивной аффирмации производит жест институциональной критики современной арт-индустрии. Текст, написанный Мариной Шамовой, представляет собой диалог непризнанной художницы с условным куратором/менеджером арт-институции, чей собирательный образ представлен обязательной для всех институций формой отказа, который, впрочем, несмотря на свой бюрократический синтаксис, может принимать весьма причудливые формулировки (см. проект Анастасии Вепревой, собирающей всевозможные институциональные отказы в специальном аккаунте в Инстаграме).

Конечно, мы наслышаны о том, что институциональная критика (и критика вообще) «выдохлась» и любые критические жесты предформатированы и кооптированы сегодняшним капитализмом еще до своего свершения. Поэтому производить критику, не влипая, сохраняя критическую или ироническую дистанцию, как завещали нам критическая теория, концептуализм, постопераизм и критика прекаритета, мы не можем.

Но у нашего метода переприсвоения поп-музыкальных жанров и перекодирования культурных стереотипов есть, извиняюсь за выражение, эпистемологическая привилегия для совершения собственного — имманентного — критического жеста. Ведь мы и есть те самые эксплуатирующие самих себя прекарии, которые почти все знают про отчуждение, но продолжают действовать так, как будто бы его нет (ср. у Слотердайка: «они отлично сознают, что делают, но тем не менее продолжают делать это»). Да, вся подлость и вся прелесть творческого труда в том, что он — не просто труд и не отчуждается полностью, а приносит удовольствие и связан с глубинными структурами нашего желания. Поэтому недостаточно сказать, что художник сегодня превращен в «ходячее CV» и вместо искусства вынужден заниматься бюрократией и самодизайном, а сама арт-индустрия является чуть смазанной копией неолиберальной корпорации и живет за счет не(до)оплаченного труда и «перебрасывания ресурсов и рабочей силы с одного участка на другой». Искусство, в отличие от самой точной политэкономии, еще обладает возможностью показывать то, что говорится, предъявлять идеологию в той или иной чувственной форме, впрыскивая дозы перцептивной тревоги в нужных количествах.

Поэтому лучший способ восприятия этого в общем-то очень театрального клипа — это старый добрый критический катарсис Брехта, позволяющий все время прерывать сценическое действие и развинчивать идеологические фантазмы: как только вы чувствуете, что залипаете на спектакулярности и впадаете в иллюзию, тут же поставьте ролик на паузу и перечитайте нижеследующую информацию:

«Данный клип был снят ночью в студии современного танца “Сдвиг”, потому что только ночью вся команда, работавшая над клипом, могла выкроить время и деньги на аренду по дружескому прайсу. Музыку к клипу писал Антон Командиров, работающий оператором колл-центра и пишущий музыкальные треки между своими рабочими сменами и уходом за больной матерью. Текст песни и хореографию придумала и разработала танцхудожник и хореограф Марина Шамова, которая работает на трех работах, чтобы оплачивать съемное жилье и восстанавливать силы после неоплаченных перформансов “Техно-Поэзии”. Оператором клипа был Андрей Нестерук, также работавший из творческой солидарности бесплатно, так как у нашего кооператива не было бюджета, чтобы оплатить даже час его профессионального времени. Режиссуру и монтаж клипа осуществляла художница Анастасия Вепрева. Сколько монтажных часов она провела за работой, никто не знает, поэтому ее труд также остался неоплаченным. Художники по костюмам — известные в мире театра Руслан Рычагов и Сергей Илларионов за вино и дружбу проявили чудеса дизайнерской мысли и всю ночь, аки многорукие Шивы, перелопачивали все возможные варианты наличного гардероба. Поэт-прекарий Роман Сергеевич Осминкин, выступавший в этом клипе в роли подтянутого представителя топ-менеджмента в приталенном пиджаке, как обычно, работал за тот самый символический капитал, которого никто не видит — а он есть».

Из проекта «History of Fails»Из проекта «History of Fails»© Анастасия Вепрева
Антон Командиров

Я понимаю, что, запиши мы хоть новую «Yesterday», в условиях современного шоу-бизнеса шансов выжить у нее немного. Мировой музыкальный рынок перенасыщен — в любой момент и почти в любом месте планеты мы имеем доступ ко всему, когда-либо написанному человечеством. Зачем же тогда писать новое, если есть прекрасное старое? Затем, что в 2019 году, используя доходчивую структуру типа «куплет-припев-проигрыш», в песню можно вкладывать новые смыслы. В нашем коллективе мы не поем лирических песен об отношениях условных М и Ж. В наших песнях всегда присутствует критика общества. Тем не менее мы стараемся сделать так, чтобы наша очередная песня воспринималась как еще один поп-хит в чартах и ее можно было напеть соседу, коллеге, другу или подруге.

Анастасия Вепрева

Это видео — результат коллективного труда, и все это про нас, про наши художнические отказы, про всю несправедливость переизбытка в неолиберальной системе совриска, а также это иллюстрация бесконечного круговорота художнических попыток встроиться в систему современного искусства, где есть четкая иерархия и где художник — лишь расходный материал, который легко можно заменить чем-то другим, более новеньким и более сговорчивым. Монтаж невротизирован и напоминает нервный тик от страха быть непринятым, вокруг персонажей бесконечная темнота, их мир предельно закрыт и оторван от повседневной жизни, уникальные образы сливаются в одну большую и плоскую кучу, где никому уже не важно даже, что это было: все равно никто не всматривается в детали, а выбирает только знакомые лица — и только собственное продвижение по иерархической лестнице прекращает череду самоунижений, направляя всю несправедливость на тех, кто менее известен.

Художники работали всю ночь, с 23:00 до 08:00. Среднее время смены костюма в период между полчетвертого и семью утра — девять минут, восемь из которых оператор и режиссер тратили на короткий сон и еще одну — на настройку фокуса, в то время как художники и исполнительница не присели ни разу. Затем — часовая уборка. После этого все идут на работу, на полный рабочий день, создав тем самым еще один прецедент неоплачиваемой беспощадной жертвы во имя искусства.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА КАНАЛ COLTA.RU В ЯНДЕКС.ДЗЕН, ЧТОБЫ НИЧЕГО НЕ ПРОПУСТИТЬ


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20245654
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20247270
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413714
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202420119
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202424181
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202429494
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202430142