«Флора» — золотая жила Эрмитажа

Вечерние мистерии в осеннем Эрмитаже: идеальный баланс интеллектуального и чувственного опыта

текст: Анастасия Семенович
Detailed_picture© Анастасия Семенович

Каждый четверг по вечерам осенью 2021 года в эрмитажных залах будут показывать «Флору» — серию мистерий, созданную продюсером и драматургом Петером Вольфом, режиссером Жаклин Корнмюллер, авторами и артистами из разных стран. «Материнский» проект — австрийский, из венского Музея истории искусств, аналоги есть в музеях Брюсселя, Будапешта, Вроцлава. Механизм такой: писателям предлагают поразмышлять об эрмитажных вещах, артисты и музыканты превращают тексты в мистерии и представляют их возле работ, которым посвящены эссе. Круговорот Эрмитажа в природе, да.

Для Эрмитажа это беспроигрышный проект — завязанный на уникальности коллекции, элитарности обстановки, европейской «родине» и российском отношении к «прекрасному» как к сложному, иррациональному и чуть ли не опасному. Вечер после закрытия музея, пустые залы с шедеврами, которых вам никто не запретит домогаться в темноте и тишине, небольшие группы гостей (блеск глаз и авторской бижутерии, запахи нишевой парфюмерии), неутомительные перформансы (некоторые вам точно понравятся) — и все в интерьерах второго этажа, где живет иллюзия непрерывности изломанной российской истории, — ну прямо «Декамерон» (в пандемию — тем более). Некомфортно разве что сотрудникам музея, которые работают чуть не до полуночи.

В европейском ландшафте проект не выглядит эксцентричным — один из форматов работы традиционного музея, способов задержать публику в залах «старого» искусства, уютный и без провокационных рисков. В России же на нем неочевидная миссия — перформансы видятся чем-то почти хулиганским (в музее! В десять вечера! Еще и с музыкой!), они легитимируют эмоциональный опыт зрителя.

Ведь привычная экскурсия в российском музее — набор цифр и фактов, смесь истории и баек, аттракцион по запоминанию дат — бессмысленный и беспощадный, потому что ради него не нужно нести себя в музей и стоять перед картиной. Таким сухим и жестким «кнутом» «воспитывают» российского зрителя, в итоге мы ходим (или, скорее, не ходим) в музеи, уверенные, что нужно знать, но не зная, что можно чувствовать. В очередной раз узнаем, в каком году художник N создал шедевр X, но не видим цвета и света, не даем себе прочувствовать, как они работают.

© Анастасия Семенович

А «Флора» в основном про чувствование. Я успела за вечер посмотреть все перформансы — но тут, знаете, как с «Ночью музеев»: можно успеть в три-четыре точки и кайфануть глубже, если бы не любопытство, я бы ходила медленнее и смотрела бы на зрителей не меньше, чем на артистов.

Но раз я везде успела, вот небольшое резюме. Если вы любите русский театр — наш традиционный, переигрывающий, «драматический», — вам понравится. Для меня во «Флоре» его многовато — но, вероятно, это не специально. Его напор местами обескураживает — «Венера и Адонис», шекспировский текст, сыгранный возле «Смерти Адониса» Джузеппе Маццуолы (1680–1709), получился чуть ли не зарисовкой про туповатого «мужыка», который хочет свалить от Венеры на охоту (рыбалку, в гараж — нужное подчеркнуть). Вроде на уровне режиссерской задумки и движений — актриса в брюках и топе с пайетками «чешуей» цвета шампанского лежит, блестя, на паркете в зале № 238, вытягиваясь в сторону виолончели «Адониса», едва ее касаясь, потом обнимает его, пока он занят музыкой и смотрит в сторону, — все красиво. Но не чувствуется драмы тяжело влюбленной женщины, пронзительный текст («Сказав, за влажную ладонь хватает / Адониса — и юношеский пот, / Дрожа от страсти, с жадностью вдыхает / И сладостной амброзией зовет. / И вдруг — желанье ей придало силы — / Рывком с коня предмет свергает милый! / Одной рукой — поводья скакуна, / Другой держа строптивца молодого, / Как уголь, жаром отдает она; / А он глядит брезгливо и сурово, / К ее посулам холоднее льда, / Весь тоже красный — только от стыда») читается как в ТВ-мелодраме или гротескном клипе позднего «Ленинграда». Конечно, «Венеру и Адониса» можно прочитать и так, но мне в словах женщины, которая слизывает, дрожа, пот с руки безразличного к ней мужчины, хочется честности, а не театральщины. Впрочем, это не претензия к исполнителям Анне Будановой и Андрею Ефимовскому, скорее, общее наблюдение про «русскую школу».

© Анастасия Семенович

Самым органичным выглядит, пожалуй, исполнение Андреем Феськовым текста Дэвида Фостера Уоллеса «Посмотрите на омара». Во-первых, благодатная «натура» — «Натюрморт с битой дичью и омаром» Паувеля де Воса — и целый зал Фландрии с Яном Фабром в придачу. Во-вторых, филигранно уместный материал: наблюдения за гибнущим в кипятке омаром, который бьется клешнями в крышку кастрюли или держится за ее край, кулинарно-биологические подробности. В-третьих — выбор исполнителя: актер Феськов — подчеркнуто «не герой», в кровавой драпировке в окружении безудержных натюрмортов он рассуждает о том, как убивать омаров и что в магазинных аквариумах они стрессуют, пока вы выбираете, кого съедите сегодня. И что повара якобы бросают омаров в кипяток и выходят из кухни на пятьдесят секунд, пока те не умрут. Не каждый российский зритель представляет себе омара — но многие помнят, как злой сосед топил котят, релевантный опыт есть.

Про «Старушку» Зэди Смит (о «Старухе» Бальтазара Деннера (1730)) в исполнении Анны Вартаньян скажу одно — «Изоизоляция» случилась не зря, небольшой моноспектакль видится через призму интеллектуального флешмоба. И, говоря о текстах, — Смит дает свободу мысли, ее эссе получилось воздушным и честным, оно о чувствовании, а, например, «Пограничная история» Евгения Водолазкина (о картине Хосе де Риберы «Святой Иероним и ангел» (1626), исполняет Сергей Мигицко) зачем-то волочит факты, то самое родился-жил-работал-написал-шедевр. Понятно, что автор читал про художника и героя, — но непонятно, почувствовал ли он хоть что-то рядом с картиной. Вот они, плоды воспитания «кнутом».

© Анастасия Семенович

Самый сермяжный и близкий российскому «телу» перформанс я смотрела последним — текст Виктора Мартиновича «Младенец с младенцем» о «Мадонне с младенцем» Джулио Чезаре Прокаччини в исполнении Дениса Зыкова. Нас было три зрительницы, причем минут пять я сидела перед артистом одна, еще две женщины подошли позже, а история оказалась в духе новостей «Фонтанки» — про интернаты, органы опеки, бедность и алкоголизм: реальность, которой «Флора» могла бы пренебречь. Но услышать текст про «молодая, красивая, клялся и бросил, в холодильнике один куриный окорок, и не надо мне про любовь рассказывать» рядом с игривой Мадонной Прокаччини полезнее, чем прочитать на «Фонтанке», — вот вам, дорогие куртуазные гости, контрастный душ.

Эрмитаж, как и все институции-«динозавры», идет в любые медиа, чтобы стянуть в безразмерный виртуальный музей неограниченную аудиторию. «Флора» в этом потоке — неочевидный проект, сделанный с любовью и в идеальном для музея формате, когда нужно не собрать все клики мира за пятнадцать секунд в ТикТоке, а настроить и координировать процессы в настоящих, не виртуальных, залах. (Жаль только, сотрудников нельзя отпустить домой пораньше.)

© Анастасия Семенович

Да, «Флора» намеренно неактуальна, это тоже по-эрмитажному — некое высокомерие, тут о вечном разговор, ТикТок пройдет, а Шекспир, Венера, Адонис, Рембрандт останутся — во вневременном величии Эрмитажу комфортнее, чем в ТикТоке. Но это не напор высоколобости, а редкий случай, когда эрмитажная махина повернулась к нам мякотью и предлагает чувственно-эмоциональный опыт — предполагая, правда, что интеллектуальный у нас уже есть. «Флора» сделана не для охвата аудитории, а ради ее качества. Это полезно и музею, и зрителям, проект хоть и кажется витиеватым и старомодным, но в России нужны такие шажки, чтобы наш зритель шел в музей не слушать конспект учебника по истории искусства, а встретиться с собой. Пока «Флора» выглядит как полезная инвестиция музея — во имя качества восприятия и настоящего, интимного контакта со зрителем. И лайков, конечно, тоже — фотографировать можно.

Больше куртуазных историй — в моем телеграм-канале, заходите.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20244807
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246368
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202412969
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419459
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423542
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202428851
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429511