Феноменология Красных Зорь

Максим Буров о выставке «Два авангарда!?», ивановских модернизмах и тайне синтеза искусств

текст: Максим Буров
Detailed_pictureИвановская областная научная библиотека. 1930. Архитектор Иван Фомин© Н. Плунгян

В начале осени в Иванове прошел фестиваль «Первая фабрика авангарда»: кинопоказы, лекции, перформансы и литературные чтения дополнила выставка Музея AZ «Два авангарда!? Рифмы» (куратор — Сергей Соловьев), которую до 20 ноября можно посмотреть в Ивановском областном художественном музее. Замысел выставки — сопоставить шедевры авангарда 1910-х — 1920-х из собрания ИОХМ с работами неофициальных художников 1960-х — 1970-х из коллекции Музея AZ. Максим Буров размышляет о форме на пересечении эпох, о завершении модернистской парадигмы и рифме как таковой.

Процесс, который происходит в России в последние месяцы, — это интенсивное движение в сторону глубины и сложности. Постмодернизм театрализовал модернистские оппозиции, неомодернизм рассматривал их отстраненно, как бы через стекло, стараясь осмыслить их равновесие, понять модернистскую драму как новую классику и двинуться дальше. Сейчас это движение началось. Наступает время сложных, многосоставных, синтетических произведений искусства, в которых действие разворачивается сразу на нескольких уровнях.

Естественным образом такими произведениями являются российские города. Это симфонии без единого автора, развернутые размышления о том, как вступают в контакт, существуют и сосуществуют разные пласты исторического опыта и сознания. Если суть модернистского формообразования сводилась к динамическому неравновесию, движению через конфликт («сквозь огонь диссонанса»), то сейчас, в первую очередь, интересна работа с информацией и даже — с информациями. В городах эта информация (историческая, политическая, эстетическая) абстрактна и в то же время максимально конкретна, наглядна. Вот стоит здание, вот табличка с названием улицы, киоск — и соотношение их форм и смыслов дает точное сообщение о способах действия, политическом месте той или иной исторической ситуации в настоящий момент.

Например, в Ярославле одна из таких центральных тем — ситуация XVII века, нарядного, как пряности в резных купеческих сундуках, и четкого, как голые осенние ветви, как черные зубы купчих. В Костроме это XVIII век, его регулярное спокойствие; во Владимире — конечно, домонгольская, древнерусская ситуация. В Челябинске — сталинизм. В каждом случае речь идет не только о самих памятниках эпохи: самое интересное — это посмотреть на то, как костромской XVIII век продолжается в зданиях 1970-х, сохраняя особое равновесие камерности и масштаба, или в каких отношениях XII век находится во Владимире с Российской империей и советским модернизмом.


Дом коллектива. Иваново. 1929–1931. Архитектор Илья Голосов. Авторский чертеж, фото 1930-х годов и современный вид
© Википедия, ivanovoredthread.ru

Фестиваль «Первая фабрика авангарда» прошел в Иванове во второй раз. Это впечатляющее художественное и интеллектуальное событие. Как в хорошем произведении искусства должна быть некоторая избыточность, чтобы смыслов и планов было больше, чем слушатель или читатель может вместить, так и здесь количество событий за несколько дней фестиваля больше, чем зритель может посетить, тем более что многие из них проходили в разных местах города одновременно. Если коротко, это кинопоказы фильмов 20-х годов, сразу несколько авторских фотовыставок, открытые лекции ведущих российских архитектуроведов, философов и критиков, выступления писателей, театральные спектакли и перформансы, современный танец, фри-джазовые концерты и группа «Интурист» (интереснейший рассказ ее основателя Евгения Горбунова о Хабаровске публиковался недавно на COLTA.RU), выставки модернистской живописи, текстиля, современного искусства. И все это за пять дней! Получился тот самый многосоставный проект, где отдельные элементы работают независимо, каждый на своем уровне, но вместе образуют сложное и нелинейное единство.

Куратором интеллектуальной платформы и одним из организаторов фестиваля выступил культуролог, профессор Ивановского университета Михаил Тимофеев, автор блестящей книги «Иваново. Город красной зари. Неканонический путеводитель». Это прекрасная книга, которая доступно и на хорошем интеллектуальном уровне рассказывает об архитектурном пространстве Иванова и узловых этапах истории этого сердца Равнинно-фабричной цивилизации (термин и концепция, предложенные и разработанные Тимофеевым). Михаил является также соавтором пешеходного маршрута «Красная нить» и вообще одним из инициаторов и вдохновителей современного культурного движения в Иванове.

Одно из ключевых событий «Первой фабрики» — выставка «Два авангарда!? Рифмы». Это несколько залов, в которых произведения классического авангарда из собрания Ивановского художественного музея «рифмуются» с вещами художников-нонконформистов 50-х — 80-х из коллекции Музея AZ. Фоном служат принты ивановского ситца.

Наибольшее воздействие в первых залах производят натюрморты Владимира Яковлева, которые распространяют нежное и немного тревожное добровольное свечение. Что-то начинает происходить в зале, где вместе представлены работы Франсиско Инфанте (серия «Игра жестов» 1970-х) и оттепельные скульптуры Вадима Сидура — «Саксофонист» (1958) и «Моющая ногу» (1966). Это действительно необычное сопоставление двух впечатляющих примеров углубленной работы с формой, которые как бы находятся в параллельных эстетических вселенных: Сидур и Инфанте настолько разные, что, когда видишь их рядом, на мгновение возникает в реальном объеме контекст советских 60-х и 70-х. Чего-то подобного можно достичь, осознав, что «За миллиард лет до конца света» Стругацких и романы Мамлеева — это типологически сходная проза.


Давид Штеренберг. Щука. Холст, масло. 1920-е. Дмитрий Краснопевцев. Висящие рыбы и сосуды. Холст, масло. 1960
© Ивановский областной художественный музей; © Музей AZ

«Висящие рыбы и сосуды» Дмитрия Краснопевцева (1960), в следующем зале висящие перпендикулярно классической «Щуке» Давида Штеренберга — одной из жемчужин собрания Ивановского художественного музея, производят ошеломляющее впечатление. Это трагическая констатация советских шестидесятых, застывших в академической (по отношению к высокому модернизму) и мучительной позе в безвоздушном пространстве. Рифма, как известно, — это не просто созвучие, а глубокое сопоставление разной по своему типу информации, выявление различия и связи. Здесь эта рифма состоялась. Картина Штеренберга раскрывает и усиливает звучание работы Краснопевцева. В «Щуке» мы видим разноплановую и интенсивную работу с поверхностью на нескольких уровнях — с одной стороны, сама картина понимается сразу и как живопись, и как фактурная сделанная вещь: в ней «Татлин» встречается с «Ульем». Штеренберг делает фактуру табуретки как своего рода посткубистическую цитату из реальности; одновременно это и не коллаж (как у Анненкова, висящего в другом зале Ивановского музея), а как бы эхо этого приема 1910-х, своеобразная живописная имитация фактуры дерева, переходящая в чистую живопись; вместе с тем рыба написана как объемный образ, созданный в русле поисков Парижской школы. Художник остается в шаге от программной декоративности ар-деко, экспонируя и наблюдая языки модернистского искусства 1910-х в их взаимодействии.

Рифмой ко всему проекту стали четыре работы Платона Инфанте — его мультимедийные объекты последних лет, с одной стороны, развивающие поэтику отца художника, Франсиско Инфанте, с другой — нащупывающие какое-то новое художественное событие на пересечении нескольких языков и нескольких измерений реальности.

Ярчайшим событием выставки и ее эмоциональной кодой является работа Лидии Мастерковой — масштабный квадриптих 1963 года. Если Инфанте, Сидур, Краснопевцев и Яковлев даны как бы не в полную силу, фрагментами, которые вступают в отношения и служат окошками в творчество этих художников, то Мастеркова звучит подробно и величественно. Глядя на ее работу, вообще с трудом осознаешь, что это написано в советские шестидесятые с их программной несамостоятельностью, публицистичностью, несвободой. Брутальностью, скепсисом, оптимизмом. Сложное переплетение хрупких неосимволистских... стеблей? лепестков?.. неких абстрактных пластических сюжетов создает неоднозначное, странное произведение, до сих пор не потерявшее проблемности и неразгаданности. Суховатая и яркая, сосредоточенная и непосредственная, увядающая и живая, как таинственные лианы, эта живопись каким-то образом сочетает эти качества с мощной силой воздействия, подобной оркестру (возможно, и джазовому). Она буквально транслирует сосредоточенную и независимую феминность.

Лидия Мастеркова. Без названия. Квадриптих. Холст, масло. 1963Лидия Мастеркова. Без названия. Квадриптих. Холст, масло. 1963© Музей AZ

Мастеркова, в западном контексте сопоставимая с Джорджией О'Кифф, а в российском — не с Немухиным и Рабиным, а, скорее, с Борисом Свешниковым, продолжает оставаться не до конца понятой и оцененной фигурой, одной из важнейших в русском искусстве ХХ века.

Поэтический принцип, положенный в основу концепции выставки, несомненно, относится к ее достоинствам. Пускай вначале он проведен на уровне поверхностных, тематических сопоставлений — в результате это приводит к каким-то вспыхивающим сгусткам смысла. Сопоставление Розановой с Рабиным или Немухиным не выходит за пределы тематических перекличек, но само настойчивое присутствие ее картин на выставке, как бы не соотносящееся с другими произведениями и немного повисающее в воздухе, подготавливает к какому-то таинственному всплеску ее диалога с Мастерковой в последнем зале. Причем даже не картин Розановой, а ее стихотворения на соседней с Мастерковой стене. Это особенно интересно в Иванове, где активная и сложнопроявленная феминность была и остается одной из ключевых городских тем.

Революционерки эпохи символизма, а также рабочие-текстильщицы буквально пронизывают городское пространство, начиная от названий улиц (Мария Наговицына-Икрянистова («Труба»), Матрена Лебедева-Разумова («Канарейка»), Клавдия Кирякина-Колотилова («Мишка»); логика этих фамилий заставляет вспомнить гротескные позднесимволистские нагромождения в романе «Москва» Андрея Белого) и заканчивая несколькими памятниками, из которых самый трагический и торжественный — «Революционеркам Текстильного края» (оригинальное название — «Подвигу молодых революционерок» (1977)). Не случайно и фестиваль интеллектуальной литературы, проходящий в рамках «Первой фабрики авангарда», получил имя Натали Саррот — крупной французской писательницы-модернистки, родившейся в Иваново-Вознесенске.

Выставка «Два авангарда!?» подсвечивает и раскрывает одну из ключевых для Иванова проблем — соотношение и взаимодействие двадцатых и шестидесятых. Сам город наполнен рифмами на эту тему. Самые яркие — на улице Красных Зорь, где знаменитый Дом коллектива Ильи Голосова (1929–1931) — модернистское произведение мирового уровня, по качеству и смелости архитектурной мысли не уступающее Гропиусу и берлинским Siedlung'ам того же времени, входящим в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, — соседствует с застройкой шестидесятых, которая осваивает и тиражирует новаторские эстетические и функциональные решения, найденные Голосовым: эффектный ритм монументальных лоджий, сплошную стеклянную ленту магазинов на первом этаже. К сожалению, голосовский шедевр, памятник архитектуры федерального значения, находится в удручающем состоянии.

Другая рифма — находящиеся друг напротив друга здания Ивсельбанка (1928) и Ивановской филармонии (1964 год, архитектор Г. Смолихин). Один из нечастых случаев, когда глубина и выразительность архитектуры 1960-х как минимум не уступают произведению двадцатых, спроектированному к тому же одним из лидеров московского конструктивизма Виктором Весниным. Не менее интересен и комплекс зданий 30-й школы, расположенный чуть дальше за филармонией. Здесь неоклассическое здание гимназии 1904 года находится в сложном диалоге с позднесоветскими корпусами с их «игрушечными», камерными ритмами, нащупывающими новую, постмодернистскую, монументальность 1970-х.

Подвигу молодых революционерок. Иваново. 1977. Скульптор Ю. Колесников, архитекторы А. Душкин, А. ТомскийПодвигу молодых революционерок. Иваново. 1977. Скульптор Ю. Колесников, архитекторы А. Душкин, А. Томский

Наконец, самой масштабной рифмой, а вернее, даже не рифмой, а как бы супрематической строфой, периодом, является соотношение, пространственное и смысловое, между довоенным центром Иванова и районом проспекта Строителей, проспекта Текстильщиков, кольца Шубиных 1960-х — 1990-х годов застройки, расположенным на юге города. Это первоклассный модернистский ансамбль со своими ритмическими акцентами и доминантами (Дом моды, Казначейство, дом 119 в начале проспекта Текстильщиков — своеобразное постмодернистское переосмысление дома Голосова), соединенный с центром города троллейбусной линией.

Однако это соотношение 20-х и 60-х, как и сама тема авангарда, служит лишь введением к сложной и многосторонней проблеме российского модернизма, его истоков и составных частей, градаций, уровней, слоев и оттенков. Все это присутствует в Иванове во всей полноте и в подробностях. Бирюзовый и голубой (цвета 30-х и российского символизма), оштукатуренные желтый и белый, находящиеся в напряженном диалоге с краснокирпичными поверхностями (множество примеров, из наиболее существенных — Дом коллектива и сталинский жилой дом ИвТЭЦ 1952 года, неоклассический корпус Медакадемии по улице Пушкина), постмодернистский киоск 2000-х или 1990-х, воспроизводящий формы гостиницы «Центральная», супрематические фигуры, будто ниоткуда являющиеся на боковом фасаде аудиторного корпуса ИГХТУ 70-х; напротив — одно из лучших творений Ивана Фомина, комплекс зданий Иваново-Вознесенского политехнического института: тончайшее лирическое произведение новой модернистской ордерной системы, разрабатываемой архитектором на стыке экспрессионизма, модерна, конструктивизма и неоклассики, ее итог и шедевр. Пропорциональные решения, выдвинутые в данном случае Фоминым, до сих пор составляют художественную и политическую проблему и нуждаются в осмыслении. Находки красной дорики, как цитата, воспроизведены на позднесоветском здании Ивановского областного суда, находящемся неподалеку.

Многообразие и сложность форм российского ХХ века разворачиваются в Иванове не только пластически и колористически, но и пространственно. Само соотношение районов города, географические расстояния, паузы и дистанции между ними; чередование обыденной шестидесятнической застройки, жилых комплексов 90-х, в каком-то странном порыве связующих брежневскую гулкость и авангард, океанов деревенского частного сектора, многочисленных фабрик и мануфактур, яркой жилой застройки крупного русского села XIX века, возвышенной и строгой красоты 30-х — все это дает информацию редкой насыщенности и полноты.

Петр Уткин. Nature-morte. Груши. Холст, масло. 1913Петр Уткин. Nature-morte. Груши. Холст, масло. 1913© Ивановский областной художественный музей

Так же и в Ивановском музее «Два авангарда!?» обретают свой контекст в основной экспозиции с красивейшим символистским залом, где работы Борисова-Мусатова, Бориса Григорьева, Бенуа и Врубеля соотнесены с чертежами изобретателя и инженера Николая Бенардоса, тонкими произведениями «технического модерна» 1890-х. Не так много российских музеев, в которых постоянная экспозиция выстроена с такой точностью и лаконизмом, как в Иванове. Среди прочего по этим вещам видно, насколько в работах 1900-х и 1910-х уже содержатся эстетика и архитектоника модернизма 1920-х — 1960-х. Тут же висит нежнейшее полотно Петра Уткина, глубокого лирика русского символизма.

Центрированность на 20-х как точке отсчета — это вообще проблема постсоветских науки и общественной мысли. Так, Илья Кукулин в своей монографии «Машины зашумевшего времени» (в целом — одной из лучших современных книг о литературе ХХ века) пишет, что «Симфония (2-я, драматическая)» Андрея Белого напоминает энергичный кинематографический монтаж 20-х; на самом деле это анахронизм — это литература 20-х напоминает и создавалась под прямым влиянием Андрея Белого, а не наоборот.

И «красные зори» двадцатых, в честь которых названа улица в Иванове, являются модифицированной и уточненной репликой символистской эпохи «зорь» девятисотых, когда неуверенно и нервно вспыхнула в России уязвимая и рассчитывавшая только на себя модернистская гармония.


Николай Секирин. Ивановский пейзаж. Холст, масло. 1944
© Ивановский областной художественный музей

Однако контрапунктом ивановских сюжетов является не символизм, а тридцатые и сороковые. Недаром именно в Иванове в 1943 году была создана Симфония № 8 Шостаковича — одно из его самых трагических и просветляющих произведений. В ней механистический, резко контрастный модернистский ритм третьей части, данный в оглушительном и в то же время не лишенном изящного мелодизма масштабе, претворяется через гипнотическую пассакалью в неустойчивый, дробный финал. Суховатая горечь сороковых, их неуверенные элементы и фигуры, данные в надчеловеческом масштабе, есть и в картине Николая Секирина «Ивановский пейзаж» (1944) — одном из шедевров постоянной экспозиции Ивановского художественного музея. В полувоенной дымке фабричных труб здесь влажный воздух обволакивает строения и людей, обнаруживая зыбкость модернистских контрастов и обобщений, на набережной лежит рыхлый снег, и трамвай выезжает на мост через Уводь.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА КАНАЛ COLTA.RU В ЯНДЕКС.ДЗЕН, ЧТОБЫ НИЧЕГО НЕ ПРОПУСТИТЬ


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20244882
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246442
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413032
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419521
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423600
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202428904
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429558