Ян Фабр вернулся в Петербург

Вместе с жуками и черепахами — посланниками нового искусства

текст: Анастасия Семенович
Detailed_pictureКадр из фильма-перформанса Яна Фабра «Любовь — высшая сила» (2016)© Анастасия Семенович

Бельгийский художник Ян Фабр вернулся в Петербург. Спустя три года после нашумевшей эрмитажной выставки «Ян Фабр: рыцарь отчаяния — воин красоты» в Петербурге проходит мини-фестиваль имени Фабра. Принимает художника на этот раз БДТ, а бельгиец после музейных стен осваивает многоуровневые пространства драматического театра. Фестиваль «Любовь — высшая сила» (Love Is the Power Supreme) проходит со 2 по 16 декабря, при этом одна из постановок останется в репертуаре БДТ.

Всего в Петербурге представят три постановки: это «Воскресение Кассандры» на сцене Каменноостровского театра, «Ночной писатель» в «Фанерном театре» и хореографическая работа «Приготовление к смерти» на Основной сцене, а в подвале главного здания БДТ на Фонтанке показывают видеоинсталляцию Пьера Кулибефа «Воины красоты». По словам художника, он перевел театральный мир Яна Фабра в формат видео; это фантазия, в которой люди посвящают себя странным и абсурдным ритуалам. Ради инсталляции театр выделил место, куда еще не ступала нога зрителя, — подвальное помещение с низким потолком, которое теперь называют «Пространство 59».

«Воскресение Кассандры» — моноспектакль Стеллы Хеттлер, представляющий жизнь в пяти элементах: туман и роса, ветер, огонь и дым, пар, дождь. В руках героиня держит черепах, которых Ян Фабр считает (наряду с жуками) «посланниками» своего искусства. Дал художник и более конкретный комментарий к метафорам: «“Воскресение Кассандры” — это история женщины из моей команды, актрисы и художницы, с которой мы работаем много лет. Это ее жалобы на современную жизнь, на то, что происходит в обществе, в ее жизни, с ее родителями. Для Кассандры, безусловно, очень важны стихии, соединение с ними; мне было важно связать с ними сетования конкретного человека. В постановке вы это увидите». Текст «Кассандры» написал Роджеро Капуччи, спектакль будет идти на немецком языке с русскими субтитрами.

Кадр из фильма-перформанса Яна Фабра «Любовь — высшая сила» (2016)Кадр из фильма-перформанса Яна Фабра «Любовь — высшая сила» (2016)© Анастасия Семенович

«Ночного писателя» уже показывали в Италии и Франции, теперь текст перевели на русский язык. Для постановки актеры Александр Молочников и Андрей Феськов на неделю ездили в Антверпен, где репетировали с Фабром. «Писатель» единственный из фестивальной программы останется в репертуаре БДТ, а в марте его переведут из «Фанерного театра» в Каменноостровский. Театр анонсирует «личные дневники, полные провокационных и интимных автобиографических подробностей о художнике», сам Фабр высказывается проще:

«“Ночной писатель” — это частично мои дневники, размышления на различные темы — о красоте, искусстве, художнике. Также там есть несколько элементов драматических произведений, написанных с 70-х годов до нынешнего времени. Это не психологические тексты, а манифесты, то есть выражение моего мнения и моего взгляда, моих сомнений. Представлять их будут два очень талантливых молодых актера. Мы с ними прошли вместе все тексты, причем, когда мы осваивали материал на разных языках, я понял одно очень важное слово по-русски — “воображение”».

Кадр из фильма-перформанса Яна Фабра «Любовь — высшая сила» (2016)Кадр из фильма-перформанса Яна Фабра «Любовь — высшая сила» (2016)© Анастасия Семенович

«Приготовление к смерти» — чисто хореографическая работа, над которой Фабр начал работать еще в 2005 году. «Она хорошо пахнет, там много цветов», — добавляет Фабр. По мнению художника, смерть в современном обществе табуирована, приравнена к чему-то холодному и бесприютному. В перформансе могила выложена пышным слоем желтых, красных, белых цветов, и это «одеяло» дышит. Очевидно, нам вновь намерены предложить альтернативную точку зрения: ведь Фабр недвусмысленно намекает, что смерть буквально «дышит» жизнью. «Я постоянно гонюсь за посмертным этапом жизни», — заметил Фабр.

Эрмитажу художник в этот визит подарил фильм-перформанс, снятый в 2016 году в преддверии выставки. Речь о записи «Любовь — высшая сила», той самой, где художник ходит по пустому Зимнему дворцу, обнимает и целует экспонаты. По этому поводу Фабр припомнил работу с Эрмитажем, которую назвал «приключением»: три года подготовки к выставке, затем идея перформанса, которая появилась за полгода до открытия. Фабр будто подвел итог спорам (почти скандалам), сопровождавшим эрмитажную экспозицию. Он заметил, что в перформансе выражает любовь, преклоняется перед традиционным искусством (и логично приходит в залы земляков-фламандцев). Да и сами работы Фабра существуют именно во фламандско-бельгийской традиции; защищая ее, он оберегает и себя. «Красота — сила в моем понимании, но сила уязвимая, которая требует защиты, — сказал Фабр. — В своих театральных постановках я часто обращаюсь к Рубенсу. Любая картина Рубенса — это мизансцена, эти вещи лучше, чем многие голливудские фильмы. Рубенс — мой земляк, я рано впервые увидел его работы. Но уже тогда — а мне было десять лет — отец говорил мне, что Рубенс лучше многих современных художников, даже Уорхола. Традиция в искусстве очень важна, без нее бы не было авангарда».

<a href="https://www.mkrf.ru/press/announcement/press_konferentsiya_i_peredacha_v_dar_ermitazhu_video_performansa_lyubov_vysshaya_sila_yana_fabra/" target="_blank">Пресс-конференция в Государственном Эрмитаже</a>: Ян Фабр, Георгий Вилинбахов и Андрей МогучийПресс-конференция в Государственном Эрмитаже: Ян Фабр, Георгий Вилинбахов и Андрей Могучий© Анастасия Семенович

Художественный руководитель БДТ Андрей Могучий рассказал, как получилось, что друг Эрмитажа Ян Фабр перекочевал в другую мощную петербургскую институцию — БДТ.

«Как идея, проект возник на Венецианской биеннале, где русский павильон делал Эрмитаж, — сказал Могучий. — А БДТ плотно сотрудничает с Эрмитажем. В Венеции произошла встреча с Яном, и она вылилась в фестиваль, который сейчас проходит в БДТ. Взаимодействие театра и музея, явлений, по-моему, отчасти конфликтующих, идет очень плодотворно. Я вообще последние год-два живу под знаменем взаимопроникновения музея и театра — например, как в проекте “Хранить вечно”. Это очень важный диалог».

В общем, кажется, оживленную дискуссию вокруг выставки Фабра в Петербурге сочли добрым знаком. А поскольку Андрей Могучий всеми силами работает на творческую полифоничность вверенного ему векового театра, Ян Фабр в БДТ к месту как никогда. Эксцентричный бельгиец хорошо впишется в насыщенную жизнь модернизированного театра, который живет, будто боясь не успеть сказать что-то важное, — надеемся, Фабр поможет.

ИСКУССТВО: ВЫБИРАЙТЕ ГЕРОЕВ ДЕСЯТИЛЕТИЯ



Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20245286
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246893
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413369
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419829
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423896
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202429193
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429857