21 сентября 2021ИскусствоАрхитектура
286

Узбекская версия «Лучезарного города»

Почему важно сохранить гостиницу Чирчикстроя

текст: Петр Завадовский, Ольга Казакова, Руслан Мурадов, Александра Селиванова, Борис Чухович
2 из 6
закрыть
  • Петр ЗавадовскийАрхитектор, исследователь, преподаватель МАРХИ

    Гостиницу — общежитие Чирчикстроя архитектора В.А. Лаврова, незамеченный шедевр позднего конструктивизма, законченный строительством в 1935 году, вероятно, сносят в эти часы. Увы, этот выдающийся памятник не получил той известности, которой заслуживает, и его значение для истории советского авангарда, да и, не побоюсь сказать, всей мировой «современной архитектуры» ХХ столетия, далеко от осознания. А значит и боль утраты, вероятно, испытают лишь немногие специалисты и ценители.

    Выдающиеся достоинства этого здания, как и всего города Чирчик, как памятника градостроительства, заслуживают подробного анализа в статье, если не монографии. Однако острота момента вынуждает к краткой и тезисной реакции.

    Здание является удивительным коллажем корбюзианских мотивов с интересной попыткой их «национальной» интерпретации. Здесь отчетливо распознаются черты московского Центросоюза, шахматный вариант «домов-вилл» Ле Корбюзье (опубликованный в третьем издании «Versune Architecture»), узнаваемо корбюзианские «коробочные» балконы и ритм квадратных проемов, впервые реализованные в домах Ля-Рош Жаннере. И все это в артикулированной и откровенной форме, что заставляет нас скорректировать сложившееся мнение о советской архитектуре после 1932 года как о засилье монументального декоративизма.

    Бывшая гостиница Чирчикстроя. 2021Бывшая гостиница Чирчикстроя. 2021© Ольга Казакова

    Корбюзианские формы интересно сочетаются с очень сдержанно трактованными египетскими мотивами (колонны внутреннего двора) и квазиисламским геометрическим орнаментом над ложной (треугольной) аркой главного въезда. Подобное сочетание авангарда с вернакуляром предвосхищает послевоенные работы последователей Корбюзье в северной Африке.

    При этом, в отличие от многих памятников «конструктивизма», ценимых нами лишь за одну принадлежность к числу «авангардных», здание «гостиницы-общежития» просто очень красиво, эффектно и обаятельно даже в существующем разоренном и полуразрушенном виде. Новейшая съемка Ольги Казаковой показывает, что состояние здания сохраняет возможность его подлинно научной реставрации, включая интереснейшие интерьеры. Что вернуло бы городу, да и всей Республике Узбекистан, эту архитектурную жемчужину и туристическую достопримечательность международного значения.

    Бывшая гостиница Чирчикстроя. 2021Бывшая гостиница Чирчикстроя. 2021© Ольга Казакова

    Рассмотрение здания «гостиницы-общежития» в ряду родственных ему работ мастерских Наркомтяжпрома, руководимых братьями Весниными и М.Я. Гинзбургом заставляет признать его едва ли не наиболее выдающимся их произведением — как по исходным достоинствам, так и по сохранности. Творческая активность ядра конструктивистов в середине 30-х годов вплоть до начала войны, заставляет признать мнение об «отмене конструктивизма» в 1932 году несколько преждевременным. И задуматься о термине «поздний конструктивизм», который следует выделять из общей массы «постконструктивизма». И который вопреки обстоятельствам сохранил и смог воплотить свой творческий потенциал как и пристастие к идеям и мотивам Ле Корбюзье. В том числе и новейшим, что мы видим как в архитектуре В.А. Лаврова, так и в генеральном плане города Чирчик (1934), являющимся уменьшенной репликой «Лучезарного города» Ле Корбюзье, опубликованного в 1933 году.

    Хотелось бы верить, что выдающийся памятник удастся сохранить и привести в должное состояние.


    Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20241697
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20242819
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202410508
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202417112
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202421293
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202426618
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202427686