28 декабря 2021Искусство
2169

Снег, изразцы и призраки Нового времени

Почему в январе стоит побывать в особняке Щепочкина на Полотняном Заводе

4 из 8
закрыть
  • Bigmat_detailed_picture© Иван Бойко
    Ольга Абрамоваискусствовед

    Катя Рожкова в «Белой школе» выступила с программным сайтспецифическим высказыванием. Хотя холсты, изображающие в рост фигуры детей и подростков в одежде разом и вневременной, и современной, и детский хор, старательно разевающий в песне рты, способны существовать и вне пространства великолепной анфилады усадебного дома, выстоявшего среди исторических трагедий нескольких веков российской истории. В них достаточно и художественной маэстрии, свойственной искусству автора, и напряженного сюжета, и глубоких размышлений.

    Вместе с тем и усадебный дом, подлинный образец русского классицизма, сам по себе способен поразить воображение и стройностью пропорций, и пространством залов, и сохранившимися свидетельствами былой красоты — расписными потолочными плафонами, колоннами, капителями, изразцовыми печами. Но счастливая встреча художницы и дома, когда историческая память соприкоснулась с личной, вызвала к жизни принципиально новое целое — страшное и прекрасное.

    Страшное, потому что разруха не может не пугать, потому что великолепный паркет выкрашен отвратительной масляной краской, а лепнина отбита прицельными ударами мяча на уроках физкультуры, потому что расписные стены изуродованы штукатуркой, коридоры мрачны, лестницы скрипучи и надежда на возрождение призрачна. Но Кате удалось замедлить неотвратимое действие энтропии, населив дом детьми. Не сладкими барышнями и кавалерами времен процветания, но мальчиками и девочками драматического периода существования дома как советской школы. Школы на руинах дворянской усадьбы. Герои «Белой школы» проживают начало пути внутри мифологизированной истории, зачастую не помня родства, совсем как дочь Лары и Юры из пастернаковского «Доктора Живаго», любимого Катиного романа.

    © Иван Бойко

    Из этого трагического контрапункта и рождается напряжение, кинематографический саспенс (не случайно же Катя — профессиональный кинохудожник), поддержанный незакрепленными, закручивающимися, словно отошедшие слои краски, холстами, энергичными угольными рисунками, прописанными широкой кистью фигурами, простыми колерами, созвучными цвету школьных стен, и мистической фонограммой, наполняющей пространство звуками.

    Трудно сказать, кому в этой истории повезло больше — усадебному дому с художницей, так тонко и глубоко прочувствовавшей его судьбу, или художнице с великолепным, насыщенным историей пространством, заставившим напрячь все силы. Но совершенно очевидно, что главный бенефициар здесь — зритель.


    Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20244800
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246351
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202412956
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419440
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423536
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202428828
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429505