Самая удивительная история успеха музыкальной группы в 2017-м: «АИГЕЛ» — это совместный проект казанской поэтессы и певицы Айгель Гайсиной и питерского электронного музыканта Ильи Барамии («Елочные игрушки», «Самое большое простое число»). Несмотря на то что дебютный альбом «АИГЕЛ» «1190» был трудным слушанием и тяжелым испытанием — тексты Айгель Гайсиной росли из переживаний по поводу тюремного заключения ее любимого человека, а Илья Барамия положил их на жесткий индустриальный бит, — группа мгновенно стала собирать большие концертные площадки по стране. А под конец года и вовсе случилось рождественское чудо: любимого Айгель Гайсиной отпустили по УДО.
2. Двухтомник года
Скриптонит — «Уроборос»
Двойной удар от самого знаменитого сына города Павлодар, отчаянный и головокружительно личный эпос о том, что успех — не совсем то, чем он кажется. Мало кто из отечественных рэперов в этом году мог выступить на столь распространенную тему столь индивидуально и столь странно. После этой двойной пластинки Скриптонит вроде бы собирается уйти из рэпа — если так, то уходит он с гордо поднятой головой.
3. Баттл года
«Вежливый отказ» — «Военные куплеты»
Предыдущий альбом классиков московского авант-рока «Гуси-лебеди» выходил семь лет назад — ждать пришлось довольно долго. В этот раз группа под предводительством Романа Суслова деконструирует жанр советской военной песни и, как обычно, превращает его в хитроумный, искусный и искренний рок. «Вежливый отказ» невозможно заподозрить в попытке отразить какую-либо конъюнктуру — они занимаются чистым искусством; видимо, поэтому в их батальных звуковых полотнах больше русской жизни и правды, чем в том, что вам могут показать в современном кино или на ТВ.
4. Ночное рандеву года
Луна — «Остров свободы»
Гипнотический атмосферный дэнс от молодой украинской певицы. Пока пользователи соцсетей заслушивались синглом «Тает лед», записанным группой ее мужа, Кристина Бардаш тихонько гнула свою линию и записала альбом завораживающих поп-шлягеров, одинаково подходящих что для ночного клуба, что для арт-галереи: эдакую подводную дискотеку в рапиде.
5. Коллективные действия года
«Кубикмагги» — «Things»
«Кубикмагги» придумана пианисткой и певицей Ксенией Федоровой, дочкой того самого Леонида Федорова. К третьему альбому петербургская группа превратилась в зрелый, уверенный в себе и гораздый на выдумку коллектив, который записывает инструментальные пьесы, лежащие где-то между экспериментальным джазом, академическим минимализмом, витиеватым прог-роком и романтической киномузыкой. Щедрая музыка, которая заряжает удовольствием умелых музыкантов от совместной игры.
6. Отцы года
«Каста» — «Четырехглавый орет»
В конце концов, это альбом, сочиненный молодыми папами. Первый почти за десятилетие альбом ростовских рэп-авторитетов поднимает широкий круг животрепещущих вопросов, отвечает на них и делает это так, как и положено отцам, — честно, точно, с юмором, от души.
7. Рок года
Константин Ступин и Алексей Ракитин — «Stupa 2.0»
В марте 2017-го пришло печальное известие о смерти орловского рок-н-ролльщика, автора хита «Пушистый хвост лисицы» Константина Ступина. Записанный им с орловским же инди-рокером Алексеем Ракитиным, сочинявшим песни для Елки и Тины Кузнецовой, альбом «Stupa 2.0» должен был возвестить о перезагрузке проекта — о новом зычном звуке его валгалла-рока, но, увы, стал последним и душераздирающим приветом, отправленным старым корсаром с того света.
8. КСП года
«Дайте танк (!)» — «См. рис. 1»
Самая остроумная и вздорная молодая русская рок-группа из Подмосковья задумывается о тяготах и сложностях взросления — был виноградом, теперь изюм. Особенно приятно, что такой тематический разворот происходит под аккомпанемент самой их по-взрослому реализованной музыки.
9. Русская марка года
«Утро» — «Третий альбом»
«Утро» создано участниками ростовской Motorama, одной из самых известных российских инди-рок-групп за рубежом, для того чтобы играть песни на русском, и на «Третьем альбоме» у них это отменно получается. Motorama и «Утро» задали стандарт экзистенциального репетитивного постпанка с плясовыми ритмами и привкусом провинциальной безысходности, который (почему-то) хорошо прижился в наших широтах, — есть и плеяда похожих друг на друга групп, и фестиваль, на котором они друг перед другом выступают. «Утро» и их песни печальные, снегом покрытые высоко держат эту российскую марку.
10. Панельки года
Хаски — «Любимые песни (воображаемых) людей»
Существенная часть российского рэпа в этом году напоминала лоснящийся глянцевый журнал, на страницах которого пафосные чуваки вальяжно меряются марками машин, толщиной кошельков и количеством моделей в личном половом зачете. А на альбоме уроженца Улан-Удэ Дмитрия Кузнецова рифмованными строчками разговаривает голос улиц и закоулков, панельных девятиэтажек и грязных дворов.
11. Кач года
Ноггано — «Лакшери»
Огромный, почти трехчасовой альбом-плейлист от хулиганского альтер эго Басты, где чего только нет: криминальные байки, которые у Ноггано лучше всего получаются, казацкий трэп, роскошный ресторанный медляк, абсурдистские танцевальные боевики, братская романтика 90-х и фантасмагорическая история в духе Хантера Томпсона. Очень смешно и невероятно жизненно.
12. Странность года
Лена Черняк — «Fbromance»
Электронно-песенный морок от питерско-парижской певицы, записавшей при помощи видных деятелей питерского электронного подполья Александра Зайцева и Ильи Белорукова идеальный саундтрек к внезапному выпадению из реальности черт знает куда.
13. Ритуал года
Shortparis — «Пасха»
В 2017-м русская инди-музыка открыла для себя русский язык и с удовольствием стала его осваивать, начав писать и петь на родном. Оригинальнее всего переметнулись в стан почвенников Shortparis — заметные герои петербургско-новокузнецкого андеграунда. Их песни, отличающиеся экстатическим электропанк-звуком и театрально-кабарешным вокалом, пытаются то ли напугать, то ли заколдовать слушателя — добавьте к этому мощные живые выступления, похожие на перформансы, и вы получите одну из самых необычных российских рок-групп момента.
14. Мораль года
ЛСП — «Tragic City»
Лайфстайл-рэп как моралите, как суровая артхаусная драма о том, какая пугающая пустота на самом деле скрывается за большинством рэперских историй о красивой жизни и покорении олимпа.
15. Трип года
PTU — «A Broken Clock Is Right Twice a Day»
Главным агентом влияния, пропагандировавшим российскую музыку на Западе, в 2017-м оставалась Нина Кравиц — сибирский диджей, сделавшая карьеру в Берлине и издававшая на собственном лейбле «трип» умное техно и экспериментальную электронику. Больше всего комплиментов из ее подопечных досталось казанскому дуэту PTU, выпустившему у Нины Кравиц альбом «ABrokenClockIsRightTwiceaDay» — слегка сумасшедшую электронику в спектре от эмбиента до эйсид-техно, под которую, оказывается, замечательно можно танцевать.
16. Остатки года
Леонид Десятников — «Incidental»
Российский лейбл FancyMusic, издающий современных академических композиторов, завершил насыщенный год выпуском редко встречающейся прикладной музыки Леонида Десятникова: фокстрот из «Мишени» и тема к одному из первых постсоветских триллеров «Прикосновение», фрагменты музыки к спектаклю «Живой труп», клезмер-танго из «Заката», самая ранняя находка «Три истории шакала», написанная на французские тексты магрибских сказок, романс по детскому письму Гидона Кремера и многое другое. Диск записывался три года — пока искали ноты, собирали музыкантов и т.д. Автор — как обычно, иронично — характеризует его как «обрезки и остатки», но такие обрезки — на вес золота.
Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова