3 октября 2018Современная музыка
218

Бесконечное поле возможностей

Даниил Бурыгин рассказывает о том, какую музыку можно считать экспериментальной, — на примере участников фестиваля «Джаз осенью. Экспериментальная импровизационная музыка»

текст: Даниил Бурыгин
3 из 6
закрыть
  • Bigmat_detailed_picture
    Perlonex: эксперимент и жест

    Так или иначе, существует музыка, которая ставит своей целью глубокое погружение в материал и все аспекты работы с ним. Гитарист Таку Сугимото называет такую музыку «фундаментальной», подчеркивая ее способность к тектоническим сдвигам, которые впоследствии определяют формы и принципы бытования всей остальной музыки — от андеграунда до мейнстрима. Среди ее структурных элементов — жест, звуковые объекты, различного порядка отношения (между объектами, между музыкантами, между музыкантами и аудиторией), а также проблематизация медиума и субъекта.

    Эти темы находились в центре эстетики сцены Echtzeitmusik, зародившейся в 90-е годы в маргинальных пространствах Восточного Берлина. Содержа в себе множество стилей и подходов, часто находящихся в глубоком антагонизме, Echtzeitmusik тем не менее обладала общими эстетическими принципами. Среди них, возможно, главный — доведение любых сторон коллективной интеракции до экстремальных пределов, вскрывающих макрозаконы, по которым функционирует импровизация и, в конечном счете, любая групповая деятельность. Наиболее ярко эта экстремальность воплотилась в редукционизме — методе малых жестов, минимализации звуков и громкости при интенсификации внимания к деталям импровизационного процесса. Через предельную ясность и скудость средств достигается неограниченность возможностей для музыкантов в принятии решений в каждой точке времени-пространства.

    Трио Perlonex — Буркхард Байнс (перкуссии и объекты), Игнац Шик (вертушки и электроника), Йорг Мария Цегер (гитара) — основано в 1998 году. Буркхард Байнс в книге «Echtzeitmusik Berlin» пишет о запредельной концентрации и готовности к коллективному риску у импровизаторов этого направления в противоположность отношениям «композитор — исполнитель»: «За пределами реальности индивидуального контроля посредством взаимодействия внутри интерактивных систем могут вырастать новые структуры и формы, которые не могли бы родиться только из индивидуальных вкладов участников» [1]. Музыка Perlonex наглядно показывает, как возможно рождение новых форм из совокупности и взаимодействия индивидуальных жестов, когда целое не сводится к сумме частей.

    Жест в звуковых искусствах может быть вполне спектакулярным, как в случае со шведской группой Guds Söner, у которой театр не менее важен, чем музыка и звуковой опыт. Один из наиболее радикальных примеров включения телесной перформативности — харш-нойзовый музыкант Лукас Абела, играющий губами на кусках битого стекла с прикрепленными к ним контактными микрофонами, что практически всегда заканчивается обильным кровопролитием. Другой пример — идея «музыки без звуков» Джона Зорна, воплощенная им в проекте «Театр музыкальной оптики». Зорн перекладывает крохотные предметы на столе в собственной квартире перед небольшой аудиторией. Жест, таким образом, полностью замещает собой звук. Подход основателя группы AMM Кита Роу и его берлинских последователей имеет совершенно другую природу: здесь жест и звук имеют неразрывную смысловую связь, они почти синонимичны.

    По мнению философа Брайана Массуми (находящему подтверждения в научных экспериментах), первичный, дорефлексивный уровень мышления прослеживается на телесном уровне и реализуется через импровизацию, то есть способность спонтанно выходить за пределы физически данных форм и изобретать новые [2]. Таким образом, даже животные, не обладающие мозгом, инстинктивно способны к своего рода «мыслительным» операциям, физически импровизируя новые формы в условиях постоянных изменений в окружающей среде — ведь без способности к творчеству можно реагировать только на статичную среду. Другими словами, в самом теле заложена креативная сила, а мыслительное и телесное неотделимы друг от друга в рамках реакций на внешние события. Ролан Барт считает, что жест всегда первичен по отношению к знаку и сообщению, представляя собой интуитивное телесное движение во времени и пространстве, предшествующее репрезентации [3]. В экспериментальной импровизации жест действительно предшествует музыке и звуку, в процессе реагируя на другие жесты и на общую звуковую среду.

    Одна из особенностей Perlonex — работа с неразрешенным напряжением. В их музыке нет кульминаций в привычном смысле; скорее, это застывшие неравномерности, сгустки и уплотнения. Это своеобразие Perlonex задокументировано на двойном альбоме «Tensions» (Nextsound, 2006), где к трио присоединились Кит Роу и Шарлеман Палестин. В импровизации с Роу демонстрируется работа с растущим и падающим напряжением между импровизаторами: высокочастотные синусоиды, резко пронзающие барабанные перепонки слушателя на фоне месмерического трения Байнсом барабанной мембраны, разреженный ритм, который перерастает в грандиозную массу шума, пульсирующего и мерцающего, плавно меняющего «цвета» — от чистого белого до насыщенного синего. Даже в сете с Палестином, привносящим достаточно конвенциональные фортепианные паттерны в общую палитру, участники способны преобразовать любое событие в нечто иное — как, например, тщательно подобранные Шиком на генераторе синусоид тоны, взаимодействующие с кластерными скоплениями Палестина.

    Несмотря на то что Perlonex, как и большинство представителей Echtzeitmusik, давно отошли от редукционистской эстетики, сама ее оптика оставила след на механике их взаимодействия. Можно сказать, что это столь же детализированная многослойная работа с подвижными звуковыми констелляциями, но уже освобожденная из клетки редукционизма. Освободившись, музыка трио задышала свободной энергией по всему спектру громкостной динамики. Звуки то повисают в воздухе, деликатно соприкасаясь наподобие трубок bar chimes, то бьются в бешеной агонии, а отношения между музыкантами оборачиваются бесконечным полем возможностей.


    [1] Burkhard Beins. Entwurf und Ereignis // Echtzeitmusik Berlin: Selbstbestimmung einer Szene. S. 171.

    [2] Brian Massumi. Politics of Affect.Cambridge, 2015. P. 178.

    [3] Р. Барт. Ролан Барт о Ролане Барте. — М., 2002. С. 69.


    Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20241579
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249584
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416231
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420473
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425724
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202427069