3 октября 2018Современная музыка
218

Бесконечное поле возможностей

Даниил Бурыгин рассказывает о том, какую музыку можно считать экспериментальной, — на примере участников фестиваля «Джаз осенью. Экспериментальная импровизационная музыка»

текст: Даниил Бурыгин
5 из 6
закрыть
  • Bigmat_detailed_picture
    Альфред 23 Харт: эксперимент и субъект

    В числе фундаментальных проблем экспериментальной импровизации — проблема субъекта: кто производит звук, кто я, где граница между мной и инструментом, насколько реальна моя автономия? Музыкант Маттин, составитель сборника «Noise & Capitalism», предлагает в ситуации сольной и коллективной импровизации выявлять принципы, на которых в условиях позднего капитализма конструируются субъект и ложные представления о собственной автономии, тем самым денатурализуя этот процесс и показывая условность «свободы» в свободной импровизации: «Я предпочитаю смотреть на импровизацию как на исследование нашей несвободы» [1].

    Композитор, музыкант и мультидисциплинарный художник Альфред 23 Харт разделил свою собственную музыкальную историю с историей международной свободной импровизации, начав заниматься этой музыкой в 1960-е годы, в авангарде тогдашней немецкой сцены. Практически сразу Харта отличало от немецких коллег стремление ставить под вопрос свою субъектность как импровизатора, вскрывая глубинные звуковые, политические и культурные условия функционирования музыки. Дуэт с Хайнером Гёббельсом, впервые принесший Харту настоящую известность, занимался деконструкцией песен революционного композитора Ханса Айслера, импровизационными перформансами на основе текстов Бертольта Брехта и Курта Швиттерса. Гёббельс и Харт включали в свою музыку самые разные медиа — звуковую поэзию, электронику, манипуляции с магнитной лентой, полевые записи, найденные объекты, уличный политический театр (оркестр Sogenanntes Linksradikales Blasorchester).

    Проекты Харта 80-х отличаются дистанцией по отношению к результату, пониманием того, что формальные поиски как индивидуальное выражение могут развиваться по направлению к дурной бесконечности, достигая точки, когда этот своеобразный формализм начинает копировать ту систему культурного производства, которой импровизационная музыка изначально себя противопоставляла. Будь то панк-джазовая группа Cassiber (с Кристофом Андерсом, Хайнером Гёббельсом, Крисом Катлером), концептуальный политический проект Duck and Cover (Джордж Льюис, Фред Фрит, Том Кора, Крис Катлер, Дагмар Краузе), совместный с Гёббельсом музыкально-театральный проект Nach Aschenfeld — их все сопровождает ощущение ложности идеологии свободы поисков по проторенным путям.

    Образ музыканта и художника, который конструирует перед нами Харт, воплощается в достаточно энигматической фигуре (цифра «23», взятая из «Книги перемен» и включенная им в свое имя, только подчеркивает эту мистическую сторону его деятельности). При этом политическое измерение в его работах затрагивает вполне конкретные и актуальные вопросы. Размышления о холодной войне и о том, как глобальная политика влияет на жизнь людей, бывшие в фокусе внимания групп Duck and Cover и Oh Moscow, нашли неожиданное продолжение в последние годы. Теперь, когда Харт переместился в Сеул, он часто проводит время на границе с КНДР. Музыкальные и мультимедийные проекты, сайт-специфические звуковые инсталляции и перформансы Харта выразили его личный взгляд на состояние мира, разделенного милитаризированными границами и геополитической паранойей. С одной стороны, это отсылает к его собственной биографии, к условиям, в которых он вынужден был существовать и творить на протяжении десятилетий в стране, разрезанной границей двух воюющих мировых систем. С другой, эта уникальная локация дает материал для осмысления современности и того, что значат государственные границы уже в сегодняшнем глобальном мире.

    Будучи незаурядным джазовым саксофонистом, по праву считающим своими учителями Джона Колтрейна, Альберта Айлера и Эрика Долфи, Альфред Харт в то же время формировал свой музыкальный праксис под очевидным влиянием Флюксуса и Дармштадской школы. Возможно, эта стратегия дистанции и иронии по отношению к себе — краеугольный камень хартовского акционизма, противостоящего пафосу демиурга-импровизатора 60-х — 70-х годов.


    [1] We Still Believe in the Power of Improvisation. A conversation between Miguel Prado and Mattin.


    Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20241572
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249582
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416230
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420472
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425723
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202427068