3 октября 2018Современная музыка
218

Бесконечное поле возможностей

Даниил Бурыгин рассказывает о том, какую музыку можно считать экспериментальной, — на примере участников фестиваля «Джаз осенью. Экспериментальная импровизационная музыка»

текст: Даниил Бурыгин
6 из 6
закрыть
  • Bigmat_detailed_picture
    Питер Эванс: эксперимент и деконструкция

    Последний вопрос, который стоит затронуть, — это критика медиума в экспериментальной импровизации. Эта критика выходит за рамки привычной для экспериментальной музыки работы с инструментом — его реконтекстуализации, препарирования, объективации. Экспериментальная импровизация, будучи родом из джаза, ко всему прочему занимается осмыслением собственной генеалогии, которая часто закодирована в самом инструменте наподобие ДНК. Американский трубач Питер Эванс, представитель поколения бруклинских импровизаторов, появившихся на сцене в первой половине 2000-х, — яркий пример схождения этих двух направлений: переизобретения инструмента и переосмысления истории музыки.

    Эванс-композитор и Эванс-импровизатор — две равнозначные фигуры, уживающиеся в одном музыканте. Глубоко впитав в свое время джазовый синтаксис, Эванс особым образом остраняет и реструктурирует его, словно пропуская через интеллектуальную мясорубку композиторской музыки XX века (в числе своих влияний он называет Майкла Финнисси). На альбоме «Ghosts» (More is More, 2011 г.) группы Peter Evans Quintet автореферентность джазовой композиции Эванса раскрывается во всей полноте. Деконструкция здесь — не элемент композиции, а базовый принцип, в котором важная роль отводится электронщику Сэму Плуте, сэмплирующему и воспроизводящему импровизацию музыкантов в реальном времени. Призраки Кинга Оливера, Луи Армстронга и Билла Диксона необходимы Эвансу для понимания возможностей инструмента, перед тем как погрузиться в «возможные звуковые миры» (по выражению Фёгелин). На этом же метауровне работает группа с его участием Mostly Other People Do the Killing. Концептуальный альбом «Blue» (Hot Cup Records, 2014 г.), представляющий собой буквальную копию, нота в ноту, «Kind of Blue» Майлза Дэвиса, в своей наглядной критике доводит джазовый язык до полного саморазрушения, растворения в пространстве тотального клиширования (что, по большому счету, и произошло сегодня с мейнстримовым джазом).

    В сольных работах Питера Эванса, по-своему продолжающих новаторские эксперименты трубачей Акселя Дернера и Франца Хаутцингера, мы можем наблюдать лабораторное исследование возможностей инструмента уже после того, как была переосмыслена его история. Что можно сделать с ним дальше? В сущности, сольное выступление — это попытка достичь невозможного, мечта о расщеплении структуры инструмента и умножении его до размера оркестра. Трансгрессивный эффект в этой ситуации может достигать вполне космических масштабов. Эванс без остановки дует в мундштук на протяжении почти получаса при помощи циркулярного дыхания, поверх своего же непрерывного дрона выстраивает сразу несколько полифонических слоев, вызывает фидбэк особым положением раструба по отношению к микрофону, извлекает богатые и разнообразные гармоники из продолжительных тонов. Эти поиски составляют основной интерес экспериментальной музыки — неограниченность возможностей и преодоление физических пределов.

    * * *

    Безусловно, экспериментальная импровизационная музыка не исчерпывается выбранными параметрами, равно как и участниками фестиваля «Джаз осенью. Экспериментальная импровизационная музыка». Она бесконечно разнообразна, как разнообразен мир звуков, окружающий нас. Каждый звук и каждый опыт уникальны и самоценны, а с помощью особой настройки нашего восприятия мы можем получить доступ к этой глубинной уникальности. В этом смысле экспериментальная импровизация — это игра с ненулевой суммой, в которой сквозь ограничения и иллюзорные формы свободы буквально на глазах прорывается новая звуковая реальность, где каждый получает свой голос. Горизонт возможностей здесь можно отодвигать бесконечно — и это, пожалуй, главное, чему нас учит экспериментальная музыка.


    Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20241576
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249584
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416231
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420473
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425724
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202427069