Разговор c оставшимся
Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 202452392 ноября в Красноярском музейном центре пройдет фестиваль «Ночь русской электроники», в котором примут участие «Эхолов» (Красноярск), Ferrein (Новосибирск), Hmot (Красноярск), Speck (Новосибирск), Foresteppe (Бердск), Наум Блик (Екатеринбург), «Самое Большое Простое Число» (Санкт-Петербург), Nocow (Санкт-Петербург) и Mujuice (Москва). COLTA.RU начинает знакомить вас с участниками фестиваля.
Алексей Никитин выпустил уже две виниловые пластинки на гамбургском лейбле FauxPas Musik. Первую, проходившую под тегом «эмоциональная электроника», — «Ruins Tape» — сравнивали с Burial и удивлялись, откуда такое берется в замерзшей России. Про вторую, недавно появившуюся «Solus», авторитетный немецкий журнал De:Bug пишет, что это «фантастический альбом», — и, в общем, не слишком преувеличивает.
Nocow — «Solus»
Алексей Никитин: «Я вырос на берегу Финского залива, вдали от города, что оказало огромное влияние на меня и в определенной степени на музыку. В некоторых релизах это несложно заметить, так что мой немузыкальный бэкграунд — это природа, а музыкальный достаточно обычен. С раннего детства любил музыку и слушал все подряд. Музыкального образования у меня нет. Серьезно музыкой, как мне кажется, я начинаю заниматься только сейчас. А пробовать что-то делать начал достаточно давно, как только появился ПК. В город я перебрался лет восемь-девять назад, но сейчас подумываю о том, чтобы уехать поближе к природе».
Эмоциональная электроника Nocow — это, как у Эрика Сати или Брайана Ино, музыка-среда, в которую погружается слушатель. Но именно что фантастическая — техногенные и урбанистические звуки, шумы и ритмы в ней крепко спаяны с умиротворяющими мелодиями и эмбиентными текстурами, которые ассоциируются с местами нетронутыми, куда не ступала нога человека. На эту странную, дикую дорогу, которая, видимо, когда-то пролегала в мегаполисе, построенном развитой цивилизацией, но теперь уже лианами поросла, выходит слушатель альбома «Solus». Один — в неизведанное. Слушается «Solus» с неослабевающим напряжением — как будто смотришь хороший триллер:
Алексей Никитин: «Мне нравятся концепция “Solus” и определенные вещи, которые получились. Этот альбом — дань конкретной музыкальной эпохе и звучанию, а какой именно, догадаться несложно. Должен сказать, что эта музыка была написана не вчера и мое внимание уже давно переключено на другие идеи и новую музыку. Довольно часто получается так, что между написанием треков и их выходом проходит много времени, в данном случае — около года, а для меня это огромный срок, поэтому я отношусь к релизу спокойно. Что касается его судьбы, распространения в России и прочего — ничего не могу сказать».
Иностранные рецензенты сравнивают «Solus» с электроникой ранних 1990-х — времен расцвета так называемой интеллектуальной электроники, которая сейчас снова в моде. С Autechre, Aphex Twin и m-Ziq. Но, как мы понимаем, это всего лишь попытка привлечь к новому таланту внимание аудитории, которая, с одной стороны, тонет в новой музыке, а с другой — скучает по старым брендам. Прекрасно, что Алексея Никитина это не очень-то заботит.
Алексей Никитин: «Меня больше волнует, на каком конкретном уровне развития нахожусь я — как музыкант и как человек. Как музыкант я озадачен многими первостепенными вопросами и как человек тоже, в этом есть неразрывная связь. Я сейчас стараюсь многое переоценить, что, несомненно, повлияет на (пере)определение и постановку собственных целей, потому что предыдущие никуда не годятся )). Последние пару лет я вел достаточно уединенный образ жизни, и многое было отложено в долгий ящик. Сейчас же происходят некоторые изменения, но, как говорится, поживем — увидим.
Если мы говорим о моих вышедших релизах, то я скорее в большей степени недоволен результатами своей работы, поскольку отсутствие опыта и многих других важных факторов, к сожалению, имеет место. Что касается того, что я делаю сейчас, то это, несомненно, другое и по звуку, и по подходу, и по многим другим вещам, как мне видится. Раньше я писал музыку, используя драм-машины, синтезаторы и т.д., сейчас работаю с софтом, но думаю постепенно вернуться к железу. Хотя больше всего мне нравится использовать оба варианта одновременно. Но я пока еще учусь определенным вещам, касающимся звука, и обилие софта тут очень кстати. Стилистически я сейчас ушел ближе к техно и хаусу, но при этом пишу и эмбиент, и многое другое. Я никогда надолго особенно не привязывался к определенному стилю. В этом смысле я неизменен».
На фестивале «Ночь русской электроники» Nocow собирается играть исключительно новый материал. Как он будет звучать, можно примерно вообразить себе по подкасту, который Алексей Никитин записал специально для COLTA.RU:
Запрещенный рождественский хит и другие праздничные песни в специальном тесте и плейлисте COLTA.RU
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
Все новостиМария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20245239Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 20246846Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 202413326Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202419782Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202420499Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202423102Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202423854Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202429059Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202429153Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202429822