«Группа Хмурый». «Привет тебе»

«Улыбайся, получая зарплату»: представители нового русского рока перепевают один из главных хитов «Центра»

текст: Александр Великанов
Detailed_picture© Группа Хмурый

Мы продолжаем представлять песни из трибьют-проекта «Центр 40», посвященного 40-летию «Центра» — первопроходцев новой волны и постпанка. На этот раз послушайте один из их главных хитов «Привет тебе» в исполнении «Группы Хмурый» — представителей нового русского рока.

Василий Шумов о песне «Привет тебе»

Написана и записана в 1987 году в моей домашней студии на площади Гагарина. Я перебирал струны гитары, и у меня появилась короткая музыкальная фраза, или грув. Под этот грув я стал напевать разные слова. Хорошо легла фраза «Привет тебе». Я сидел с гитарой, смотрел что-то по телевизору и несколько часов играл этот грув, из которого появились первые строчки: «Улыбайся двуногому брату. Улыбайся, получая зарплату». Я записал эти строчки в большой желтый блокнот в линейку и лег спать. Пока засыпал, в голове появились строчки «Улыбайся, валяясь под трамваем. Улыбайся, будь самураем». Я встал с кровати, включил свет и записал эти строчки в тот же желтый блокнот. Выключил свет и лег спать. Пока засыпал, в голове опять стали появляться новые строчки: «Наслаждайся своим кооперативом. Наслаждайся трезвым бригадиром». Я встал с кровати, включил свет и записал эти строчки в тот же желтый блокнот. Выключил свет и снова лег спать. Но в голове опять стали появляться новые строчки. Таким образом, многократно в течение ночи я почти засыпал и вставал, добавляя все новые и новые строчки текста. В конце концов я заснул. Когда проснулся, на листе большого желтого блокнота был готов текст песни под названием «Телячьи нежности», которая в скором времени была записана и вошла в магнитофонный альбом «Центра» «Дитятя» (1987). Эта песня более известна в варианте звучания на альбоме-сборнике «Центра» «Сделано в Париже» (1989). Продюсер альбома Максим Шмитт во время записи в парижской студии «Фербер» предложил мне сделать более короткий вариант этой композиции и назвать ее просто «Привет». Когда в феврале 1989 года «Центр» приехал на гастроли во Францию и Бельгию, песня «Привет» звучала там из каждого утюга.

Василий Шумов. 1990Василий Шумов. 1990© Архив Василия Шумова
«Группа Хмурый» о «Центре» и песне «Привет тебе»

«Центр» — одна из самых, если можно так выразиться, эволюционирующих советских и российских групп, генезис которой представляет чуть ли не научный интерес. Нет больше в России группы, которая продолжает свою деятельность с 80-х и настолько сумела размыть свой жанр от рока до авангарда и экспериментаторства или даже русского активизма. При этом, конечно же, группа «Центр» для нас не заканчивается выступлением на «Музыкальном ринге» или песней «Навсегда», а наоборот — только начинается. И, конечно же, есть большое желание вспомнить советский и российский андеграунд, который не собирает стадионных концертов вроде «Машины времени», «ДДТ», «Браво», — «Центр» внес вклад уж точно не меньший в воспитание ряда субкультур и вообще культурной интеллигенции.

Вообще сложно судить о том, насколько советская волна 80-х была крутой относительно движения музыки в других странах, но получается так, что у нас она оставила что-то неизгладимое и незабываемое. Настолько серьезное, что поток коллективов, которые играют нечто в стиле soviet wave, все не иссякает, этот стиль и правда продолжает работать 40 лет. При этом все то, что происходило в Москве и Ленинграде 80-х и 90-х — в группах «Звуки Му», «Центр», «Телевизор», «Оберманекен», «Альянс», «НОМ», «Николай Коперник», «Ноль», — это же наш культурный и исторический код и сегодня. Сейчас уже и не поймешь, 1980-м или 2020-м принадлежат строчки «Сегодня вас не поймать. Вы все голосуете “за”!» («Телевизор», «Рыба гниет с головы») или «Революция закончена, теперь дискотека» из «Блуждающего биоробота» группы «Ноль». Мы и группу-то в 2015-м собирали с референсом «давайте как они, мы тоже так сумеем».

Конечно же, песня «Привет тебе» — это классика, вот и нам захотелось быть причастными к классике.

Да и в музыкальном плане (исключая авангард) современная андеграундная музыка не так уж далеко и ушла от того же «Центра» или «Дурного влияния» конца 80-х. В целом и нет больше объяснения, кроме как явление новой волны 80-х в русском роке, что и сейчас на постпанк- и вейв-концерты русскоговорящих групп ходят толпы, хотя уже и меньше, чем лет пять назад.

Конечно же, песня «Привет тебе» наравне с «Навсегда» и «Тургеневскими женщинами» — это классика, вот и нам захотелось быть причастными к классике, поэтому и выбрали одну из самых популярных, что уж тут. Надо сказать, что не сразу получилось сделать этот кавер, и мы сделали пять или шесть демо с разными гармониями, набором инструментов, ритмикой вокала, пока не пришли к той панк-версии с лязгающей и немного гранжевой гитарой и легкой меланхолией в конце. И с текстом тоже экспериментировали: был соблазн осовременить текст и строчку «Улыбайся двуногому брату» заменить на «Улыбайся Большому Брату» или строчку «В интуристовском театре на сцене “Иван Сусанин”» — на «В Гоголевском театре на сцене “Сон в летнюю ночь”», но потом пришли к мнению, что хочется сохранить оригинальный текст и вообще оставить только «выжимку» с явными временными «вешками», сохраняя общую динамику. Вот и получилось так, что частью текста мы пожертвовали в пользу быстрой кульминации. Да и пусть эта песня поживет и в нашей версии с укороченными куплетами, не все же ее буква в букву повторять. Надеемся, вам понравилось.

Слушайте «Привет тебе» в стриминговых сервисах.

Трибьют «Центру» в соцсетях:

«ВКонтакте»
Фейсбук


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20245058
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246610
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413174
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419648
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423717
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202429017
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429669