Новый тип отцовства: звучит убедительно — стоит попробовать

Александр Фельдберг о своих встречах со шведскими отцами, для которых ребенок становится гораздо более близкой частью их жизни

текст: Александр Фельдберг
Detailed_picture© МИФ

Текст продолжает совместный проект COLTA.RU с официальным сайтом Швеции на русском языке Ru.Sweden.Se — «Например, Швеция».

Мама с ребенком, папа на работе. Короткие вечерние встречи детей с отцами за ужином проходят обычно в атмосфере нервного перерыва перед прошедшим броском на труд и следующим. В результате дети вырастают в гораздо большей близости к матери.

Так было — так перестало быть повсеместно с тех пор, как концепт отцовства был переосмыслен в скандинавских странах, в том числе в Швеции. Этому посвящена новая книга Александра Фельдберга и Романа Лошманова «Nordic Dads», главу из которой мы публикуем здесь: в ней рассказывается о большом начальнике, испытавшем на себе декретный отпуск.

Кроме того, Кольта попросила Александра Фельдберга, по совместительству — автора серии колонок «Московский папа», рассказать, что нового он для себя открыл в процессе работы над книгой и во время удивленных встреч со шведскими отцами.

© МИФ
1.

Моя старинная знакомая, давно живущая в Стокгольме и защитившая на днях докторскую диссертацию по микробиологии, как-то рассказала мне такую историю. В течение трех лет они проводили в лаборатории какое-то очень важное исследование. И вот, когда настал день Х и должно было наконец выясниться, удался их эксперимент или нет, ее начальник-швед вдруг встал и сказал, что ему надо забрать ребенка из садика, — и ушел, не дождавшись судьбоносных результатов. «У нас на кону три года работы — а он просто встает и уходит!» — недоумевала моя знакомая (сама, между прочим, прекрасная мать двух очаровательных дочек).

В другой раз, когда все начальство лаборатории вызвали на ковер к руководству в связи с тем, что они как-то не так мыли или вытирали бедных подопытных мышей, тот же босс встречу просто проигнорировал. «Понимаешь, он серьезный ученый, но так уж у шведов заведено: если сегодня “твоя” пятница или “твой” вторник, то ты просто идешь забирать ребенка из садика».

Во время работы над книгой «Nordic Dads» у меня была возможность поговорить с тремя шведскими отцами, живущими в Москве. Это были так называемые тренировочные интервью, не вошедшие в окончательный текст. Каждому из них я рассказал эту историю и получил три разных ответа.

— Наверное, — сказал первый, — все дело в work-life balance, балансе между работой и личной жизнью, — это очень важное для нас, шведов, понятие. Когда я работал не в шведской компании, то все вокруг говорили о том, что мы всегда должны быть готовы работать больше. Были заказы, поступавшие после полуночи, и так далее. Но семья не должна подстраиваться под твою работу, у всех должна быть самостоятельная жизнь. Кажется, что только разок останешься позже, а завтра придешь домой вовремя. Но стоит только начать так делать, как всё, привет, потому что всегда есть что-то суперважное, что надо сделать сегодня, чтобы спасти мир. И ты приходишь домой, когда дети уже спят. Так что здесь нужно ставить очень жесткие границы и не позволять работе вмешиваться в твои планы. Возможно, человек, о котором вы рассказываете, считал именно так.

— А может, — предположил второй, самый молодой из троих, — он так поступил из-за острого чувства гендерного равноправия? Ведь это не только про то, что надо справедливо делить домашние обязанности, но и про осознание того, что мои интересы и интересы партнера равны и ее работа так же важна, как моя. Я вот не считаю возможным даже намекнуть жене: мол, моя работа важнее, поэтому я сегодня задержусь до девяти, а ты займешься детьми. Она точно увидит в этом неуважение, да и сам я считаю это неправильным.

— Возможно, это связано с таким важным для шведов понятием, как duktig — чувство ответственности и стремление следовать правилам, — высказался третий. — Все свои обязанности надо непременно выполнять, а если уж что-то обещал — например, забирать ребенка из садика по вторникам, — нужно это делать, и тут уж все исследования отходят на второй план.

Изучив всю доступную литературу о work-life balance, duktig, гендерном равноправии и активном отцовстве, я отправился в Стокгольм на встречу с загадочными шведскими отцами — будущими героями книги.

ЭссеЭссе© МИФ
2.

45 лет назад Швеция стала первой страной в мире, предоставившей отцам оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком. Тогда, рассказывал мне социолог Рогер Клинт, с которым мы тоже встречались в Стокгольме, «люди со всего света приезжали сюда, чтобы своими глазами увидеть и побольше узнать об этом сумасшествии: отцам платят за то, чтобы они сидели дома со своими детьми!»

Кстати, поначалу шведские папаши не проявляли особого интереса к уникальному нововведению: первое статистическое исследование, проведенное в 1975-м, показало, что практически никто из них не воспользовался этим правом. К середине 90-х на долю отцов приходилось около 10% отпуска по уходу за ребенком.

Тогда в качестве стимулирующей меры правительство ввело «отцовскую квоту»: часть родительского отпуска теперь могли использовать только мужчины, а если они такой возможностью пренебрегали, то это время «сгорало». В 90-е отцовская квота составляла 30 дней, сейчас — 90, так же как и материнская (равноправие!), а еще 300 дней отпуска родители могут разделить между собой так, как они захотят.

Женщины по-прежнему сидят в декрете больше, но уже 30% отпуска по уходу за ребенком, который берут шведские семьи, приходятся на отцов. И это заметно: папы с детьми на детских площадках, папы с колясками на улицах, компании пап, часами болтающих в кафе, пока их малыши мирно посапывают в колясках у входа, — такие картины видишь в Стокгольме на каждом шагу.

Два шведских отца, ставших героями нашей книги, очень разные. Один — 34-летний программист Эссе Вудс в мятой бледно-розовой футболке, в прошлом неформал с дредами, ныне вегетарианец и феминист. У него двое своих детей и еще двое «бонусных» (так в Швеции называют детей от предыдущего брака партнера).

Другой — 47-летний генеральный директор крупной железнодорожной компании Даг Локранц-Берниц в черном костюме и при галстуке даже в жару; в прошлом у него — служба в десанте, ныне — 600 подчиненных в офисе и один-единственный сын дома, которому отец мечтает привить любовь к отечеству, королю и церкви.

Первый — живая реклама шведской семьи в эпоху гендерного равноправия, но при этом человек очень искренний и живой. Второй — тоже очень непосредственный, хотя и более закрытый, потому что чувствует себя немного чужим на этом празднике новой этики. Тем интереснее было узнать, что у этих отцов может быть общего.

Первое, что их объединяет, — это, конечно, присутствие при родах. Вообще, как я понял из разговоров с героями книги (а кроме Швеции я побывал еще в Финляндии и Исландии), отцы в северных странах присутствуют при родах всегда и везде. В моей жизни такого никогда не происходило: с первой дочкой, родившейся во Пскове в 1992-м, это было просто невозможно — в роддом никого не пускали, а когда в Москве в 2003-м на свет появилась вторая, наверное, можно было настоять, но я дезертировал. Поэтому я пытался вначале подкалывать моих собеседников: мол, а зачем отцы вообще там нужны?

Но, как говорит моя младшая дочь Ася, шутка не зашла. Даг на мой вопрос лишь пожал плечами и ответил в том духе, что поддержать в такой ситуации жену — долг мужа, а Эссе и его жена Тира подробно рассказали про кесарево и необходимую повторную операцию после родов, в результате чего первые пять часов с их новорожденной дочкой Ши провел именно папа.

Вторая общая черта их отцовского опыта — любовь к прогулкам, жизни на природе, тому, что норвежцы называют «фрилуфтслив», но шведы любят, кажется, не меньше.

«Когда я привожу старших детей домой из школы, то сразу говорю им: “Идите гулять, поиграйте на улице”», — рассказал мне Эссе, описывая типичный распорядок дня их семьи. А Даг считает одним из главных достоинств своей квартиры в престижном стокгольмском районе Эстермальм то, что они живут через дорогу от парка короля Густава Адольфа, где его сын Рикард может до вечера гонять с друзьями в футбол. Еще они вместе ходят в походы: «Ставим палатки, разжигаем костер и готовим еду на огне — я хочу, чтобы мой сын всему этому научился».

На возникающий в подобной ситуации вечный русский вопрос «А как же уроки?» два шведских героя книги отвечают уже по-разному. В семье Вудс стараются не перегружать детей ни уроками, ни разными кружками и не придают особого значения школьным оценкам. Даг же, наоборот, в восторге от российской системы образования (как он ее представляет: все читали Толстого, знают родную историю, а некоторые даже шведскую), поэтому Рикард учится в частной школе, куда он был записан с рождения (очень большая очередь), а в семь лет у мальчика уже репетитор по английскому и занятия в художественной школе — и тут уж футбол в парке подождет.

А еще оба этих шведских папы, конечно, ходили в декрет: Даг взял девятимесячный отпуск, когда сыну был год, а Эссе сидел дома с маленькой Ши как раз во время нашего приезда в Стокгольм, причем они с женой делят неделю пополам: он работает понедельник, вторник и половину среды, а она — остаток среды, четверг и пятницу.

ДагДаг© МИФ
3.

Рассуждая об отцовстве и детях, легко впасть в пафос и банальности: ведь и то, и другое — прежде всего, большое счастье. А как писать и рассуждать о счастье, не очень понятно — мне всегда казалось, что о счастье лучше всего молчать. С этим, наверное, связано ощущение, что любая рационализация отцовского опыта, рефлексия эмоционально его обесценивают. Так же, собственно, как и отношения: я всегда считал, что если два человека любят друг друга и ценят, то уж как-нибудь договорятся, кто моет посуду, а кто забирает ребенка из садика.

Поэтому до поездки в Швецию я несколько скептически относился к тому, что читал и слышал о тамошнем равноправном родительстве. «Давай-давай, поезжай, — говорил мне один знакомый, — увидишь, как они там даже посуду моют строго по расписанию — и не дай бог пропустить свою очередь!»

Так что, пожалуй, главная вещь, поразившая меня в шведских отцах, — их умение думать об этом, размышлять о собственной родительской роли и при этом ничуть не страдать от наличия графиков или, по крайней мере, устных договоренностей о разделении обязанностей в семье.

Вот, например, как Эссе объяснил мне, почему они с Тирой решили взять декретный отпуск одновременно: «Когда один из родителей все время сидит дома, а другой работает, то у вас две совершенно разные, отдельные жизни. У меня жизнь, в которой я хожу на работу, а у жены вся жизнь вокруг детей, и они почти не пересекаются. А если вы оба и работаете, и сидите с ребенком, то тот, кто на работе, всегда знает, что происходит с другим: вот сейчас малышка обычно засыпает — или, наоборот, в это время она обычно просыпается и нужно с ней погулять. Пусть сегодня я на работе, но я сам кормил и укладывал ее позавчера. Мы живем одной жизнью, нам всегда есть о чем поговорить и легче друг друга понять».

Идеальная иллюстрация того самого баланса между семьей и работой, о котором рассказывал мне первый шведский папа из Москвы, и одновременно — гендерное равноправие с человеческим лицом, о котором рассуждал второй.

Возможно, дело здесь в том, что Эссе хорошо запомнил пример дисбаланса из собственного детства, приведшего в результате к разводу его родителей: «Отец всегда считал, что его работа важнее всего на свете. А мама работала в разных паршивых местах и получала гораздо меньше, чем он. Поэтому, конечно, дома с детьми всегда сидела она, а в это время отец получал повышения, его заплата росла, и разница в их доходах после ее декрета еще больше увеличивалась…»

У самого Эссе теперь все по-другому: баланс — ключевое понятие, описывающее жизнь семьи Вудс. Даже ночь, когда надо вставать, чтобы успокоить плачущую дочь, заранее поделена пополам: папа отвечает за ее первую половину, а мама — за вторую. Таким образом, объясняет Эссе, никогда не возникает вопроса, чья очередь вставать.

С больными детьми они тоже остаются дома по очереди. «Точных подсчетов я не вел, — рассказывает Эссе, — но мы стараемся распределять такие дни поровну. Сверяем наши графики и смотрим, у кого загрузка меньше».

Точно так же распределяются и домашние обязанности. Графика мытья посуды у Вудсов, правда, нет, но вот то, что жена в последнее время чаще, чем он, занимается стиркой, вызывает у Эссе серьезную озабоченность. На этот случай у них с Тирой существует проверенный способ: сесть и все обсудить. Проговорить, что именно кого расстраивает, определить болевые точки и найти компромисс. «Компромиссы у многих ассоциируются с поражением, хотя на самом деле хороший компромисс — это когда все довольны, когда проигравших нет».

Впрочем, разговор с Дагом показал, что и у шведов бывает по-разному: отцовский отпуск он с женой не делил и уверен, что только полное отключение от работы на девять месяцев позволило ему полностью сосредоточиться на ребенке. В обычной же жизни Даг — скорее, более привычный для нас «воскресный папа»: в течение недели он сконцентрирован на работе, зато уж в выходные, которые Локранц-Берницы обычно проводят в своем загородном доме на острове Адельсё, его время целиком посвящено семилетнему Рикарду — они гуляют, играют, болтают обо всем на свете и вдвоем построили в лесу секретный дом на дереве.

Социолог Елена Рождественская, один из экспертов, принявших участие в нашей книге, тоже считает, что поверять алгеброй гармонию и стремиться строго пополам разделить все обязанности по воспитанию детей и работе по дому совершенно не обязательно: «Это очень высокая степень рационализации и упорядоченности, и она подходит не всем. Есть, например, семьи, которые замечательно живут на расстоянии. Пять дней отец живет там, где работает, а на выходные приезжает и все субботу и воскресенье отдает ребенку. При этом качество его вовлеченности не страдает, напротив — она более концентрированная».

4.

C героями нашей книги мы беседовали не только о равноправии в семье, но и о гендерных стереотипах, с которыми они сталкивались при воспитании детей. Широко известно, какой путь прошла в этом направлении Швеция: в детских садах там теперь нет отдельных ящиков с игрушками «для мальчиков» и «для девочек», и конструкторы и футбольные мячи лежат вперемешку с куклами и игрушечной посудой. Даже консерватор Даг говорит, что, если бы Рикард захотел играть в куклы, он бы не возражал; правда, пока сын только гоняет в футбол и исключительно с мальчишками.

Что уж говорить об Эссе — тот хоть и радуется, что теперь в школе от учителя не услышишь «Не реви, ты что, девчонка?» (за такое и уволить могут), но в то же время сетует, что не все стереотипы еще изжиты. И в подтверждение рассказывает мне историю про штаны с розовыми лампасами. «Как-то раз, Одду тогда было пять, я вез его в детский сад. Когда мы приехали, сын вдруг расплакался и отказался выходить из машины. Оказывается, накануне он услышал от одного из родителей в садике, что розовый — девчачий цвет. А на Одде в тот день были черные штаны с розовыми лампасами. Причем дома это его не смущало — он любит разные цвета, а когда мы доехали до сада, он разревелся. Сначала я злился, так как уже опаздывал на работу, но потом сказал себе, что мальчик ведь не виноват. Тогда я попытался объяснить ему, что нет никаких девчачьих цветов и каждый может носить то, что ему нравится, но это не помогало. Слава богу, у нас с собой были другие штаны, полностью черные. И прямо на этой автостоянке, в плюс четыре градуса, глотая слезы, он переоделся и пошел в сад. В тот же день я купил себе эту розовую футболку, которая сейчас на мне».

Для меня это история даже не про стереотипы, а про то, как поддержать своего ребенка не словом, а делом, — и, конечно, про то, что, если близкому человеку плохо, можно и наплевать на принципы. Ведь в жизни главное не правила, а любовь.

И в активном отцовстве, кстати, тоже. Социолог Рогер Клинт рассказывал мне, как опрашивал для своей книги шведских отцов, уходивших в длительный декретный отпуск, чтобы выяснить их основную мотивацию: «Некоторые указывали на важность гендерного равноправия и необходимость справедливо делить обязанности в семье, но абсолютное большинство говорило о том, что хотят установить близкие отношения с ребенком».

А Эссе, когда я в очередной раз стал донимать его вопросами про то, не помешал ли длительный декретный отпуск его карьере, ответил так: «Мы учимся в целом лет 20, считая детский сад, — ну, лет 15 как минимум, работаем потом вообще лет 40, так почему же не потратить всего год на ребенка? Тем более что речь, возможно, идет о самом важном событии в вашей жизни. Думаю, вы никогда не пожалеете о времени, проведенном с собственными детьми. А если пожалеете, мне кажется, лучше побыстрее это выяснить — и не с чужих слов».

По-моему, звучит убедительно — стоит попробовать.

ОБЩЕСТВО: ВЫБИРАЙТЕ ГЕРОЕВ ДЕСЯТИЛЕТИЯ



Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20244877
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246436
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413029
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419517
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423597
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202428901
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429555