«Евромайдан. Черновой монтаж». Онлайн-премьера

Сегодня на Кольте — с 11 утра до 11 вечера

 
Detailed_picture 

Как говорится в таких случаях, мы с гордостью представляем сегодня мировую онлайн-премьеру украинского фильма «Евромайдан. Черновой монтаж» — фильма-альманаха, сделанного большой группой авторов. Вот их имена: Владимир Тихий, Андрей Литвиненко, Роман Бондарчук, Катерина Горностай, Юлия Гонтарук, Роман Любый, Андрей Киселев, Александр Течинский, Алексей Солодунов, Дмитрий Стойков.

Показ фильма проходит в рамках проекта «Синема верите», который существует уже год. По случаю этого скромного юбилея мы сделали электронную книгу про документальное кино в переломный 2014 год с текстами Марины Разбежкиной, Виталия Манского, Алишера Хамидходжаева, Александра Расторгуева, Сергея Дворцевого и Алены Полуниной, а также с обсуждением шести фильмов, включая фильм «Евромайдан. Черновой монтаж».

Книжку можно в цифровом виде бесплатно скачать вот здесь или заполучить в бумажном виде с автографами режиссеров вот здесь — причем на бумаге книга напечатана только в 120 экземплярах, из которых у нас осталось всего 5.

Посмотреть фильм можно с 11:00 до 23:00 по Москве.

Не пропустите, это важное кино!

Приятного просмотра!

И почитайте его обсуждение, которое состоялось во время спецпоказа фильма в Москве в рамках «Синема верите» и в партнерстве с фестивалем «Артдокфест» 14 декабря. В обсуждении фильма приняли участие один из его авторов Катерина Горностай, а также Виталий Манский, Марина Разбежкина, Елена Фанайлова, Андрей Архангельский и Глеб Морев.


Михаил Ратгауз: Сначала я хотел бы спросить у Кати Горностай: как чисто технически получилось, что такая большая компания людей собрала этот фильм-альманах, как это склеилось в историю?

Катерина Горностай: Все очень просто. Мы познакомились на Майдане. Например, с нашим главным монтажером, можно сказать, собирателем всего Ромой Бондарчуком мы познакомились именно там, причем снимали один и тот же эпизод — в метро (речь идет о сцене в киевском метро, которое перегорожено повстанцами, ожидающими выхода оттуда «Беркута». — Ред.). В фильм попало то, что снимал Рома, а не я, у него лучше вышло. Рома — один из организаторов фестиваля Docudays, и этот фильм был идеей фестиваля. Мы собирали всех, кого знаем, спрашивали, кто что успел снять на Майдане. И потом для фильма было отобрано самое удачное из всего, что было прислано.

Ратгауз: То есть конкретных заданий не было? Кто все-таки был мозгом проекта?

Горностай: Все было децентрализовано. Мы никак не координировались друг с другом. Люди снимали то, что хотели. В этом основная проблема материала, и поэтому ему подходит такая структура — альманах. Потому что это материал очень разрозненный.

Виталий Манский: Я могу сказать, что, мне кажется, этот фильм собран таким же образом, каким был собран сам Майдан. Между Майданом и фильмом есть какая-то незримая, но цепкая связь. Потому что Майдан, по большому счету, никто не собирал — ну, кроме Госдепа, понятное дело, который его заказывал и оплачивал. А так, если по-настоящему, как-то образовалось все само собой. Была и пища, и вывозили мусор. Майдан превратился в город, в некую страну, которая функционировала по своим законам. Мне кажется, что этот фильм образовался по таким же законам, и в этом, может быть, его главное достоинство. Это такие соты. Видно, что эти новеллы могли бы стать отдельными фильмами. Но, возможно, они от этого что-то бы потеряли.

Марина Разбежкина: Когда происходят важные для всех события — а события на Украине для всего мира имеют смысл, — когда к ним много вопросов, перед документалистом всегда встает выбор: что он должен выдать на выходе — фильм-концепт, где уже есть представление о том, как режиссер события осмысляет, или хронику. Вот в украинской программе Артдокфеста есть и фильмы-концепты (это «Майдан» Лозницы), и хроника. Для меня хроника ценнее, хотя я ни в коем случае не умаляю значение фильма Лозницы. Потому что эта приближенность к человеческому лицу и к человеческому поведению, мне кажется, чрезвычайно будет интересна для будущих Толстых в кинематографе, которые начнут осмысливать эти события спустя 20, 30, 40 лет. Хотя сейчас время идет быстрее, чем в XIX веке, и, наверное, это осмысление произойдет чуть раньше.

Андрей Архангельский: Вы знаете, в этом фильме есть лейтмотив. Время от времени появляется какой-нибудь человек, который спрашивает: «Какой в этом смысл? Зачем все это?» Это очень важный момент, может быть, один из самых важных. Нет никакого концепта в событиях мирового масштаба. Их смысл образуется по кусочкам, сам собой, вот именно в этих вопросах: «Что мы делаем здесь? Зачем мы здесь?» И сам фильм отвечает этой задаче. План формируется у нас на глазах. И он только в том, что вначале никто не знает, чем это закончится. В этом естественность фильма — именно в том, что у него нет плана. И у истории тоже. Это ощущение смыслов, складывающихся из бессмыслицы и хаоса, — вот это для меня очень важный момент.

Глеб Морев: Я думаю, что мы в сложном положении, потому что сразу после такого фильма довольно трудно что-либо рационально формулировать. Впечатление очень сильное, прежде всего — эмоциональное. И я думаю, что, какой бы фильм мы о Майдане ни посмотрели, кто бы этот фильм ни снял, эмоционально это будет шоком. Художнику работать с таким сильным материалом очень тяжело. Но в череде этих эпизодов, снятых, насколько я понял, разными группами, меня больше всего поразил, казалось бы, бытовой сюжет, снятый в киевской мэрии: этот мирный сон людей. Потому что мы все-таки смотрим на него из нашего времени, мы знаем все, что произойдет. И в этом мирном сне мы видим будущую рифму к последней сцене, когда на этом месте будут лежать уже трупы, с той же обувью, которая выглядывает из-под одеяла. Но вообще я думаю, что кинематография Майдана — это отдельная тема, это будет, конечно, целая глава в истории современного документального кино.

Елена Фанайлова: Еще и потому, что не было более серьезного исторического периода за последние 15 лет в постсоветском пространстве. Мы стали свидетелями такого события в современной политической истории, которое не часто в жизни человеку удается пережить, испытать. Может быть, я могу сравнить это только с тем, что происходило в 1989—1991 годах. Андрей сказал, что в этом фильме и в действиях Майдана было много непредсказуемого, а мне как раз запомнились новеллы, которые говорят о самоорганизации. Новелла о медиках, новелла о человеке, который выдвигает себя на роль руководителя «сотни» на баррикадах на Грушевского. Вот там видно, чем Украина отличается от России. А она отличается структурой гражданского общества, отличается большой заботой людей о других, частной заботой. И это, видимо, одна из причин, почему их революция удалась, а наша не удалась. Хотя люди, которые эту революцию, киевскую, начинали, говорили: «Мы завидовали Москве 2011 года». И еще одно — вот именно про это кино, про работу кинематографистов. По-моему, в предпоследней главе — а это самые трагические дни февраля и самые страшные события на Институтской — операторы показывают нам, как стреляют в людей и с одной, и с другой стороны. И это, конечно, огромный профессиональный успех этой команды — что люди смогли поработать с «Беркутом», зайти на сторону «Беркута» и увидеть, как там обстояли дела, увидеть их человеческие и нечеловеческие реакции, создать это зеркало.

Горностай: Последний отрывок в фильме, он называется «Все пылает», теперь стал большим полнометражным фильмом, он уже закончен и показан, так что это маленький фрагмент огромного материала.

Фанайлова: Да, и еще важный момент. Вы, конечно, не знали, что произойдет, когда снимали фильм, но его важнейший сюжет — это поездка на родину Януковича, когда мы видим людей с Востока Украины. Здесь, именно в этой точке, находится сейчас зона конфликта. Киев, переживший то, что мы видели, до конца не мог понять трагедию Восточной Украины ровно потому, что Восточная Украина, не пережившая трагедию Киева и переживающая свою только сейчас, не была способна понять то, происходило в Киеве зимой. Я работаю журналистом «Радио Свобода», и в течение полугода я довольно регулярно езжу в Киев и разговариваю там с людьми. Так вот, только сейчас или месяца два назад киевская интеллигенция начала всерьез думать о проблемах людей Востока. И гуманитарных, и общественных, и языковых.

Первый зритель: Вы знаете, я «Майдан» Лозницы не смотрел, но некоторые упрекают его в том, что он снят слишком сверху, как бы с высоты птичьего полета. Примерно с такой высоты, с которой мы смотрели каждую ночь прямые стримы, начиная с декабря, кончая страшной ночью с 18 на 19 февраля, когда «Беркут» был в150 метрах от сцены. А вот в этом фильме другая крайность — мы все время в толпе людей. Спины, головы, люди, люди, люди, люди… И мне лично не хватило, может быть, посмотреть немного сверху на это. Мы знаем, что центр Майдана всегда — это работающая сцена. Кто помнит эти стримы на Майдане, центр там. А ее здесь нет. И еще: я, кстати, даже не обратил внимания — были съемки на Институтской, да?

Горностай: Конечно!

Первый зритель: В YouTube «Громадське ТВ» выложило совершенно потрясающие съемки, когда люди пытаются защититься от пуль щитами, в них стреляют, щиты пробиваются, люди падают и их оттаскивают. Я в YouTube видел более сильные кадры, снятые киевскими журналистами, чем здесь. Так что мне еще не хватило, может быть, этой самой ночи с 18-го на 19-е. Там же все уже разбежались, остались три-четыре тысячи человек. И все понимали, что если они до 6 утра продержатся — все, революция победила, Янукович убежит. И они выстояли. Вот центр, эмоциональная точка того, что было на Майдане, — ночь с 18-го на 19-е. 20-го была просто мясорубка, убийства, а 22-го уже хоронили.

Манский: Вы знаете, в сознании зрителя картина Лозницы и «Евромайдан» уже являются одним кинематографическим произведением. Потому что они друг друга дополняют, наполняют. Вы впитываете и YouTube, который вы смотрели, и даже канал «Россия», который вас возбуждал, все это создавало энергетическое поле Майдана. Но здесь я хочу, может быть, не поспорить, а коротко выразить свое сомнение … Вот Глеб сказал, что Майдан — столь мощное событие, что что ни сними, это уже кино. Я как отборщик фестиваля, естественно, посмотрел, может быть, фильмов двадцать о Майдане, и это неправда. Есть фильмы, создающие эту эмоцию, и Лозница, конечно, в их числе. Есть фильмы, проходящие по касательной и не захватывающие эмоциональную составляющую, которая и есть суть кинематографа. При этом в своей первой реплике я намекнул, что, может быть, отдельные фрагменты, из которых соткан «Черновой монтаж», и были бы такими фильмами, то есть не факт, что они явились бы эмоциональным и кинематографическим событием. А вместе они срабатывают таким образом, каким они, я полагаю, сработали на этот зал. Другой вопрос. Мне в каком-то смысле не то чтобы завидно… Но вот Лена вспоминала про 1991 год, когда у нас тоже прошла высвобождающая нас революция и, по сути, ни одной картины не оставила. Настоящей — ни одной. А Майдан остался в истории благодаря мощной, слаженной и очень проникновенной работе документалистов, украинских и не только. И это правда вызывает зависть.

Разбежкина: Да, хочу поддержать Виталия. Я тоже видела несколько фильмов, совершенно холодных, которые пытаются объяснить ситуацию на Майдане, и к ним не только не подключаешься, а им сопротивляешься. А здесь поразительно, что ты подключаешься даже к тем микроисториям, которым ты как реальный человек не сочувствуешь. Вот я, допустим, до сих пор помню этого деда, плачущего у разбитого памятника Ленину, и я понимаю, что я подключаюсь к его индивидуальной судьбе вне зависимости от того, нравится мне или не нравится, что уничтожили памятник Ленину. Но он такой живой и он так страдает по-настоящему, это нельзя изобразить, что мы, конечно, подключаемся. И это очень важно, что мы начинаем сочувствовать просто людям, а не политическим амбициям. Это всегда в документальном кино очень ценно. Сейчас все разделились на группы, кто-то на стороне Украины, кто-то на стороне этой Донецкой образовавшейся республики, но когда ты видишь конкретных людей, ты понимаешь, что ты не на чьей-то стороне, а ты на стороне этого человека. Каждый раз по-новому — каждый раз нового человека. Потому что он человек страдающий. И в этом высота и этого фильма, и вообще такого кинематографа. (Аплодисменты.)

Горностай (обращаясь к зрителю): Я пыталась понять, что вы имели в виду по поводу сцены. Я не знаю, лично я, например, никогда не чувствовала сцену центром Майдана. У меня она вызывала даже больше негативных эмоций, чем позитивных, только в последние дни она играла важную роль, когда с нее предупреждали о событиях, которые происходили рядом. Для меня другие кадры, снятые в последних новеллах, намного сильнее. Например, женщина, которая носит мандаринки на передовой. Вот такие вещи… они никогда не уйдут из памяти. А про то, что вам не хватило боя… Такого рода материала, действительно, не было у ребят, которые монтировали эту новеллу. Потому что все брали только то, что лично снимали. И такой материал действительно важен для расследования, чтобы выяснить, кто стрелял. Но, мне кажется, он настолько силен по эмоциональному воздействию, что это, может быть, даже мешало бы к нему подключаться. Потому что я вижу очень много такого материала и его преднамеренное манипуляционное использование.

Фанайлова: Я думаю, что, действительно, уже есть фильмов двадцать, существует уже некоторый кинотекст о Майдане, и каждый фильм добавляет к нему что-то. Кстати, я совершенно не согласна, что у Лозницы прохладный, отстраненный фильм. Это фреска. Это как раз единственный фильм среди тех, что я смотрела, который претендует на хронологическое изложение действительности крупными блоками. Он практически весь снят на среднем плане, поэтому правильно его смотреть на большом экране. И если ты хочешь получить хронологическое представление о Майдане, то, наверное, лучше начинать с Лозницы. Если ты хочешь деталей, то тогда вот этот фильм, мне кажется, чрезвычайно хорош с его крупными планами, с его приближением к людям, с этими мелкими вещами, которые ты про них понимаешь. Ну и еще раз я могу только с огромным уважением сказать ребятам «спасибо», особенно за боевые съемки. Потому что в голове не укладывается, как это происходило, как операторы подвергали себя опасности. Ты понимаешь, что люди идут на смерть за идею, и почти не можешь себе представить эту психологию. И только то, что ты видишь работу этих лиц, работу этой психики, возвращает тебя в это время, заставляет ему сопереживать, думать, что все было не зря. Кстати, один из авторов второй новеллы — это сын моих друзей, который работал там практически всю эту зиму.

Второй зритель: Я не согласен с нашими документалистами, которые говорили сейчас о 1989—1991 годах. У меня этот фильм вызвал параллели с другим событием нашей истории. По степени участия народа и по трагизму все-таки 1993 год был ближе к тому, что происходило на Майдане. И, кстати, 1993 год тоже не отражен в хронике. По крайней мере, я не знаю таких фильмов. И то, что это по-настоящему никак не отражено, что мы не осознали трагизма 1993 года, приводит к тому, что мы сейчас имеем, — равнодушию в обществе, его расколу и пассивности.

Фанайлова: Не могу с этим не согласиться. Между прочим, многие психологи говорили о том, что городская пассивность Москвы связана с травмой 1993 года и с последующими травмами, связанными с терактами. Это к вопросу об антропологии человека в городском пространстве.

Разбежкина: И на минуточку: почему события 1993 года или 1989—1991 годов практически не имели осмысления в кино. Если вы помните, это был технологический переход с пленки на тяжелый бетакам, очень несовершенный, с маленьким количеством кассет. И очень многие события снятые были стерты для того, чтобы потом использовать эти же кассеты для другого. И это ужас, что мы из-за технологической революции потеряли практически где-то десять лет хроники. Потому что кино практически уже не снималось на пленку, а видео было несовершенным, и все стиралось, потому что надо было записать очередную посевную или еще что-нибудь на той же кассете. Вот такие бывают технологические драмы. Не только падение самолетов, но и то, как и когда мы лишаемся хроники.

Третий зритель: Катя упомянула уже о фильме «Все пылает». Буквально только что в Лейпциге он получил сразу три приза, и особо отмечена политическая неангажированность авторов. Так ли это?

Горностай: На самом деле его еще никто не видел. Он был в Лейпциге и, наверное, будет на открытии нового Docudays в марте. Мы ждем его с нетерпением.


Понравился материал? Помоги сайту!

Ссылки по теме
Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249366
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416012
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420329
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425564
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202426907