24 июля 2020Театр
97

До и после

Театральный сезон-2019/2020 глазами критиков

9 из 10
закрыть
  • Bigmat_detailed_pictureСцена из спектакля «Игрушки»© Erich Goldmann
    Антон Хитров

    Коронакризис ставит перед театральным сообществом и публикой по-настоящему глубокие вопросы. В сущности, это повод пересмотреть наши взгляды на природу театра. Одни говорят: в театр нужно ходить ногами — и точка. Ставим работу на паузу и ждем. Другие пытаются ставить спектакли, которые можно смотреть из дома. Причем разные художники решают эту задачу по-разному.

    Кому-то достаточно запустить трансляцию ролика в семь часов вечера, чтобы называть это событие спектаклем. Кто-то (как Штефан Кэги в «9 движениях») настаивает, что в театре необходим контакт с физической реальностью, а значит, единственный вариант «домашнего» спектакля — такой, где вы исследуете собственное жилище. А кто-то убежден, что театр — это, прежде всего, игровая коммуникация, в которую вовлечен каждый зритель. Какое там расстояние между «игроками» — вопрос непринципиальный.

    По-моему, последняя версия — самая убедительная. Для меня эталон цифрового театра — «Я не хочу это видеть», проект израильских художников Лиора Залмансона и Майи Магнат и московской компании «Импресарио». Оригинальный израильский спектакль рассчитан на живую публику, перенести его в Zoom — идея Федора Елютина, лидера «Импресарио».

    В основе — тренинг, который проходят будущие модераторы Facebook: в течение часа вы учитесь отличать приемлемый контент от неприемлемого. В конце вам сообщают, что за эту опасную для психологического здоровья работу берутся в основном жители неблагополучных стран.

    Даже если после карантина цифровые спектакли окажутся никому не нужны — в чем я сомневаюсь, — у художников и зрителей останется невероятно ценный опыт: мы все поймем на практике, что мы в театре ценим, а чем готовы пожертвовать.

    Главное аналоговое впечатление сезона — «Игрушки», копродукция группы Signa и фестиваля «Новый европейский театр». Пожалуй, это самая большая кураторская удача Марины Давыдовой и Романа Должанского за все последние годы работы NET. Артур и Сигна Кестлер доказали, что партиципаторный театр — идеальное феминистское медиа: вам не просто рассказывали историю — вас лично проверяли на терпимость к насилию.

    Вообще, похоже, главный на сегодня формат театра — это тренинг, и неважно, проходите вы его в зале или перед экраном ноутбука.


    Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249392
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416037
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420350
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425586
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202426930