24 июля 2020Театр
97

До и после

Театральный сезон-2019/2020 глазами критиков

10 из 10
закрыть
  • Bigmat_detailed_pictureСцена из спектакля «Три сестры Сьюзен Кеннеди»© Judith Buss
    Алла Шендерова

    Сезон распался на две части — до и после начала карантина.

    Главные эстетические впечатления «после»:

    1. Акция «#помогиврачам», организованная БДТ имени Товстоногова и журналом «Театр.». Поскольку я не принимала в ней прямого участия, считаю себя вправе ее упомянуть. Марафон в поддержку Юлии Цветковой, устроенный Центром Вознесенского (тут я участвовала, но была одной из многих).

    2. «Три сестры Сьюзен Кеннеди» — спектакль мюнхенского Kammerspiele логичнее называть именно так. Очень красивый спектакль о Карантине, который давно начался и больше уже не кончится. Смотрела его онлайн, но это тот случай, когда онлайн театру не помеха, а может, и наоборот. Хотя, конечно, вживую тоже посмотрела бы — жаль, что из-за пандемии Kammerspiele не приедет на фестиваль NET. С другой стороны, пора привыкать, что все в нашей жизни условно и дистанционно, а маска — это часть лица.

    3. «Страсти по Матфею» (Гамбургская опера) и «Реквием» (фестиваль в Экс-ан-Провансе) Ромео Кастеллуччи я тоже смотрела онлайн — и часто останавливала, чтобы перевести дух. Такого уровня размышлений о том, что есть страдание, в современном театре нет. Не без спекуляции, как всегда у Кастеллуччи, — но ведь это его главный прием: я вижу, как и чем он спекулирует, но эмпатия от этого не меньше. Квинтэссенция этого была в спектакле «Метопа Парфенона», который доводил до абсурда и сам прием, и «эмпатию», — этот спектакль мне удалось посмотреть год назад на Венском фестивале (тут лучше остановлюсь, чтобы не погрузиться в реминисценции).

    4. Лекция Клэр Бишоп в образовательной программе «Точки доступа» — об искусстве интервенции как попытке обратиться к публике за пределами галерей (и театров тоже). Среди множества точных определений у Клэр, кстати, было и весьма актуальное для нашей повестки замечание, которое в переводе звучит как название статьи Ленина — «детская болезнь левизны».

    5. Киберспектакль «Брак» — премьера Семена Александровского в основной программе «Точки доступа» c очень хорошими работами Алены Старостиной и Ивана Николаева. Пьеса Аси Волошиной — единственный на сегодня текст, осмысляющий пандемию и привычку жить (во всех смыслах) в сети.

    6. «Я из тех, кто не страдает без живого театра», — считала я до середины апреля. Пока не побывала на подпольных перформансах Всеволода Лисовского и Васи Березина («Секс как утопия» и «Эдем Эдем Эдем» соответственно) — в Фейсбуке два события были объединены общим мероприятием «Что-то, связанное с театром». В обоих было что анализировать по части эстетики. Но анализ — потом. Главное чувство после посещения: «Спасибо, Господи, за то, что меня отпустило». Врать себе, что я «проживу и без», мне больше неохота. Продолжение того же опыта — двухдневная июньская акция «Верни себе город», окончившаяся перформансом Лисовского «Дикие танцы свободных птиц», показанным среди руин завода, где когда-то делали ракеты «Протон». Итог: героем года для меня, как и в 2019-м, остается Лисовский. Пользуясь случаем, анонсирую стодневный марафон, который они с Березиным начинают в сентябре.

    7. «Исследование ужаса» Бориса Павловича на «Золотой маске» — последнее, что я посмотрела перед карантином. 14 марта было уже ясно, что театры скоро закроют, но еще никто не знал, когда именно. И вот это ощущение «на краю» наслоилось на три часа настоящих (тот случай, когда актерской игры, вернее, фальши не ощущаешь вообще) бесед обэриутов, записанных в 1930-е, когда сами они приближались к краю бытия. Одно наслаивалось на другое, реальность двоилась. Ближе к финалу, когда мы ютились по стенам без масок и дистанции, а в центре под желтым абажуром поэты выясняли, кому идти за водкой, я вдруг увидела такую сцену. Два не дружащих между собою критика, один из Москвы, другой из Петербурга. Москвич встает и очень вежливо уступает место петербурженке. Она благодарит. Оба ведут себя как лорд и леди. Я протираю глаза и, словно герой «Волшебной горы» Томаса Манна, понимаю: раз уж X примирился с Y, значит, дело плохо и карантин точно неминуем. О том, что театры закрывают, я узнала через час.

    Я тогда ошиблась. «Это» так не работает. Распри на карантине только расцвели. Дело не в том, что кому-то нравится, а кому-то очень не нравится «Дау». Дело в уровне дискуссии, вернее, в силе хейта. Вот, пожалуй, главный антиэстетический опыт сезона: то, до какой степени левые интеллигенты (ну или та их часть, что особенно активна в Фейсбуке) нетерпимы друг к другу. Ни о каком примирении льва, антилопы и змеи на пути к водопою речи нет. Все наоборот. И выглядит это очень уродливо.

    Теперь — о событиях «до» в порядке хронологии (от сентября к февралю):

    1. «Занос» Юрия Квятковского в театре «Практика» — самый точный (на сегодняшний день) перевод текстов Владимира Сорокина на язык театра.

    2. Поток премьер обновленной Малой Бронной, самая громкая из которых — «Норма» Максима Диденко, а самая веселая — «Слово о полку Игореве» Кирилла Вытоптова. Обе по-своему несовершенны, но обе — на пути.

    3. Два бельгийских спектакля Мило Рау: «Пять легких пьес», показанные в Москве, на «Территории», и «Репетиция. История(и) театра» — в Питере, на фестивале NET, вписанном в Театральную олимпиаду. (Олимпиада стала частью пресловутого Года театра, о котором и вспоминать не хочется, но она вышла достойной — хотя бы потому, что на ней были такие проекты.)

    4. «Игрушки», проект Signa, выпущенный Артуром и Сигной Кестлер в Петербурге тоже в рамках NET. Для меня это очень серьезный опыт взаимодействия с насилием, приучающий думать о том, что: 1) любое подробное изображение насилия почти неизбежно пользуется приемами насилия (та же проблема — в проекте «Дау», где вскрыть суть тоталитаризма решили тоталитарными методами); 2) грани между перформансом и партиципаторным спектаклем сегодня больше не существует (об этом, кстати, говорила и Клэр Бишоп).

    5. Многочасовой перформанс Рагнара Кьяртанссона «God», показанный в Москве фондом V-A-C и названный по-русски «Печаль победит счастье». Эта остроумная медитация доставила мне несколько минут реального «сшастя» — но в жизни «петшаль» пока побеждает.

    6. «Пиноккио» в Электротеатре — дилогия Бориса Юхананова, ставшая вершиной его новопроцессуальности, вполне безжалостно осмысляющая себя и весь старый театр, построенный на том, что Карабас-Барабас бьет кукол плеткой. Но и по меркам старой процессуальности, то есть традиционного театра, «Пиноккио» — прорыв по многим параметрам.

    7. «Сказка про последнего ангела» Андрея Могучего в Театре наций — главный феминистский спектакль года. Почему? Потому что помимо всех визуальных достоинств и попытки осмыслить, откуда мы пришли (в этом постановка Могучего очень близка к юханановской), один из героев, священник-самозванец, говорит: «Я подумал: а вдруг Бог — женщина?» Я тоже об этом иногда думаю.

    8. «Lё Тартюф» в Театре на Таганке — Юрий Муравицкий и Галя Солодовникова дали нашей публике то, чего ей так в театре не хватает: острую, иногда на грани фола, форму. Довольно сложно устроенный спектакль рассказывает о примитивных героях, подначивая публику на столь же примитивные реакции. Любопытно, как будет смотреться этот спектакль после карантина (если он когда-нибудь кончится); впрочем, это касается и всех, что были упомянуты выше.

    Главные антисобытия сезона:

    1. Слезы облегчения после условного приговора фигурантам дела «Седьмой студии», смешанные с глубочайшим, неизмеримым унижением: на наших глазах судебная система страны с изощренной жестокостью издевается над ни в чем не виновными людьми.

    2. Реакция нового министра культуры на призыв театрального сообщества отозвать иск по делу «Седьмой студии».

    3. Семидневный перформанс «Общероссийское голосование по поправкам к конституции».


    Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249394
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416038
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420351
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425587
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202426931