24 июля 2020Театр
97

До и после

Театральный сезон-2019/2020 глазами критиков

2 из 10
закрыть
  • Bigmat_detailed_pictureСцена из спектакля «Борис» (Штутгартская опера)© Matthias Baus
    Софья Дымова

    Итогов сезона нет, потому что и сезона не было. Был «Садко» Дмитрия Чернякова в Большом, столь долгожданный, что полюбили его задолго до премьеры — невозможно было не любить. И то сказать: почти все, что на оперно-балетных полях успели минувшей зимой показать или вовсю к показу готовили, обещало немного радости. Например, в Мариинском театре снова активизировалась Анна Матисон, известная в качестве супруги Сергея Безрукова, и почти уже поставила двух «Снегурочек» по цене одной: по вечерам предполагалось играть полный вариант, что-то про Грету Тунберг, а по утрам — обрезки для детского просмотра, то есть, вероятно, Грета Тунберг под бой часов обратно превращалась бы в детсадовскую тетеньку с белой косой из-под кокошника.

    Сколько ни язви, это и есть наша музыкально-театральная реальность. А вот, скажем, «Борис» Модеста Мусоргского и Сергея Невского — реальность пока еще не наша.

    «Борис» был одной из редких удач в потоке онлайн-трансляций, в котором нас три месяца топили, как котят. Экстремальные условия жизни не открыли ничего нового, но, как водится, ярче показали известное. Например, тот факт, что трансляции театральных спектаклей сами по себе — а их ежедневное употребление в особенности — есть род изощреннейшего извращения. Что упражнения в социальной актуализации оперы (так называемая deutsche Regieoper) окончательно утратили смысл: вероятно, нас ожидает неоромантический поворот в оперно-сценическом деле. Что не стоит брать в репертуар редко исполняемую оперу, если солист заходится в спазме на первой же фразе, исполняемой на незнакомом ему языке, — а режиссер два часа пытается понять, какой был резон эту оперу ставить, кроме денежных посулов интенданта (антигерой карантина — «Огненный ангел» в Риме). Что хореографы вообще ничего не пытаются понять: зачем в сотый раз переигрывать «Щелкунчика» с «Кармен», каким образом использовать сверхоснащенные тела танцовщиков, чтобы они при этом не портили декораций модного дизайнера, почему сотня исполненных подряд пируэтов и перекатов по полу еще не составляет танца — и почему нельзя наконец выключить эту проклятую музыку Бизе или Чайковского.

    Планы на новый сезон: помимо решения внутренних проблем оперно-балетному театру предстоит доказывать элементарное право на существование — война под лозунгами новой этики вновь ставит это право под сомнение. Российская сцена подобных битв не избежит. Впрочем, отправить оперу с балетом на свалку истории пытались вот уж сколько раз. Придется набраться терпения и ставить, ставить, ставить, не пытаясь всуе подменять эстетическое суждение этическим, заказывая новые партитуры и внимательно вслушиваясь в старые, — тогда, может быть, удовлетворяющий всех участников спора художественный ответ кристаллизуется сам собой.


    Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249366
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416012
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420329
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425564
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202426907