24 июля 2020Театр
97

До и после

Театральный сезон-2019/2020 глазами критиков

3 из 10
закрыть
  • Bigmat_detailed_pictureСцена из спектакля «Пиковая дама. Игра»© Anastasia Blur
    Жанна Зарецкая

    Сезон-2019/2020, на мой взгляд, изменил театральную жизнь радикально и необратимо. Это первый случай в постсоветской России, когда драмы и трагедии с людьми театра за пределами театральных зданий оказались сильнее по воздействию и по реакции сообщества, чем художественные события. «Это такой нон-фикшен, с которым никакой фикшен не посоревнуется», — сказала Софья Апфельбаум три года назад, посмотрев в качестве члена жюри премии «Прорыв» спектакль БДТ по книге Эдуарда Кочергина «Крещенные крестами» о детстве, проведенном им в сталинских лагерях. Вскоре Софья сама стала действующим лицом дела «Седьмой студии» — кромешного «нуара», развязки которого все люди театра ждали более напряженно, чем любой премьеры. Более того, все эти сфабрикованные «пьесы», в которых линия драматического напряжения проходит между художниками и властью, потребовали от всех ключевых действующих лиц сегодняшнего театра четких и жестких реакций — только такие проявления могли обеспечить перемены от худшего к лучшему потенциально кровавым сюжетам. И обеспечивали: и в деле Павла Устинова, когда в сентябре 2019-го молодые актеры и режиссеры, сменяя друг друга, больше десяти часов стояли под дождем у здания АП, а мэтры, включая Александра Ширвиндта, выкладывали в сеть видеообращения; и в деле «Седьмой студии», когда накануне приговора, во второй половине июня, произошла полная консолидация всего сообщества вне зависимости от политических взглядов и убеждений. Уверена, что эти отвоеванные позиции стоят того, чтобы с еще большей активностью участвовать в этом страшном «театре».

    Перешибить эти непридуманные истории театру как таковому довольно сложно. И тем не менее прошедший сезон пустым никак не назовешь. Причем более всего лично меня впечатлили протяженные во времени художественные события. Среди них — два новых фестиваля. Фестиваль театров Дальнего Востока, который показал, что у этого удаленного региона театральный потенциал довольно серьезный, но важны вложения и внимание. И фестиваль актуального театра «Хаос», организованный новосибирским театром «Старый дом», — масштабная затея, объединившая множество экспериментальных форм и форматов, от бар-хоппинга и разнообразных променадов до форум-театра, причем это помимо основной программы, предъявившей публике Богомолова, Диденко, Волкострелова etc. Но особенно значимым для меня достижением этого фестиваля стала подготовка зрителей к восприятию новых форм — просветительская работа фестивальной команды в масштабах города-миллионника. Это беспрецедентный и очень продуктивный для России опыт. Невозможно в этом разделе не упомянуть две программы «Фанерного театра» БДТ — фестиваль Анатолия Васильева и фестиваль Яна Фабра, которые в самом лучшем смысле взорвали традиционный театр изнутри: нужный эффект обеспечило именно вот это сочетание антуража старинного (относительно) многоярусного театра и вызывающе новаторского мультижанрового содержания (апогеем тут для меня стал даже не Фабр, потому что его многофигурные театральные создания гораздо сильнее камерных, показанных на фестивале в БДТ, а «Архитектон Тета» — «музыкальная скульптура», созданная композитором Борисом Филановским и позволившая «фанере» обрести довольно мощный и небывалый звук). Но и в фестивальном кейсе не обошлось без серьезной драмы с участием властей — я имею в виду отмену форума «Территория. Камчатка» буквально за неделю до открытия, когда все средства были вложены (аренда, билеты, реклама) и все билеты раскуплены зрителями. Тут, как говорится, no comments.

    Что касается гастролей, тут для меня вне конкуренции четыре спектакля. Первый открыл России новый тип театра — так называемый социальный иммерсивный театр. Это совместный проект датской компании Signa и фестиваля NET «Игрушки», который заострил до предела темы левого тренда и одновременно потребовал той меры включенности в процесс, с какой российский зритель доселе не сталкивался. Второй — «Репетиция. История(и) театра» Мило Рау, также привезенный фестивалем NET: такой, мне кажется, кристально чистый образец фирменной технологии этого режиссера — «реэнактмента», воссоздания реальности театральными средствами, сочетающего открытый прием и рефлексию. Третий — «Медея» Саймона Стоуна из программы московской «Территории»: то, как Стоун оприходует классические тексты, не оставляя ни единого слова подлинника, но с исключительной дотошностью сохраняя суть и все нюансы и перипетии сюжета, остается совершенно феноменальным для меня явлением. Что не отменяет, конечно, гениальной работы актрисы Марике Хебинк. И last but not least«Процесс» Кристиана Люпы, показанный на Театральной олимпиаде. И тут я даже не знаю, что меня больше впечатлило: сам спектакль буквально по-детски свободного внутренне Люпы о тотальной несвободе человека, включающий существование актеров на грани фола, или тот факт, что не прошло и десяти лет, как Кристиан Люпа в Польше оказался в том самом «фашиствующем обществе», которое он обнаружил в России периода присоединения Крыма и первых законодательных запретов «пропаганды гомосексуализма» и счел непреодолимой преградой для сотрудничества.

    Что касается выдающихся театральных премьер, их было, по моему мнению, немного. И я их просто перечислю: «Сказка про последнего ангела» Андрея Могучего в Театре наций, «Ночной писатель» Яна Фабра (обе версии — с Андреем Феськовым и с Александром Молочниковым) в БДТ, «Идиот» Андрея Прикотенко в «Старом доме» (Новосибирск), «Палачи» Кирилла Серебренникова в «Гоголь-центре», «Маузер» Теодороса Терзопулоса в Александринке, «Борис» режиссера Дмитрия Крымова и продюсера Леонида Робермана (для меня крайне важны обе — и художественная, и менеджерская — составляющие этого альянса, поскольку в скором времени только он, вероятно, сможет обеспечить подлинную свободу художественного высказывания). И, наконец, «Пиковая дама. Игра» Евгении Сафоновой в Театре имени Ленсовета.

    Оттолкнувшись от последнего названия, я хочу отметить еще одно уникальное для меня явление. Конечно, я не могу не радоваться тому, как с приходом Константина Богомолова в Театр на Малой Бронной буквально на наших глазах случилось чудо: театр воскрес, как птица Феникс из пепла. Но еще больше меня поражает то, как после бездарного со стороны петербургских культурных властей увольнения Юрия Бутусова держится весь сезон «бутусовская» часть труппы в Театре имени Ленсовета, отстаивая живой, современный театр внутри даже не полумертвой, а активно разлагающейся театральной структуры. Понимая, что никто им не обеспечит в ближайшее время качественного режиссера, артисты выдвинули постановщика из своей среды: дебютная режиссерская работа актера Романа Кочержевского «Мертвые души» — очевидно, опыт командной постановки, но это спектакль абсолютно живой. Конечно, «Пиковая дама» Евгении Сафоновой — несопоставимо более зрелое произведение и в смысле языка, и в смысле формы. И будь у тех, кто руководит культурой в Северной столице, побольше профессионализма, они бы предложили этот театр Сафоновой — вдумчивому, ищущему, талантливому режиссеру, умеющему сговариваться и с публикой, и с артистами.

    Как видите, я оставила напоследок «коронавирусный» исход сезона. Поскольку офлайновая театральная реальность по-прежнему для меня несопоставимо богаче и значительнее во всех смыслах. Но вовсе не сказать про онлайн-театр было бы странно. И скажу я вот что. Меня неприятно поразило, что в поисках сюжетов для театральных опытов онлайн-формата режиссеры настойчиво претендуют на privacy: стремление проникнуть в частную жизнь — от чужого аккаунта до чужого жилища — вовсе не кажется мне перспективным путем развития чего бы то ни было и отдает неприятным душком. Что же касается неожиданной демократизации мирового театра в связи с бесплатными онлайн-показами в условиях карантина, то тут как подлинный подарок судьбы я восприняла два кейса: немецкий театр 60-х — 70-х и оперные постановки (во всем их множестве и изобретательном многообразии) Дмитрия Чернякова, включая и премьерного «Садко» в Большом театре, которого я планировала посетить в мае вживую, но увидела уже только в окне монитора в день Митиного юбилея — и пережила самый настоящий катарсис.


    Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249394
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416038
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420351
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425587
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202426931