
Чтобы понять, что такое Ширяевская биеннале, надо представлять себе жизнь в Самаре, которую местные иронично называют городом-курортом. Родина (и главный форпост) жигулевского пива растянулась вдоль берега Волги — при желании из любой точки города можно в течение 40 минут добраться до пляжа или, взяв речное такси, за 10 минут переправиться на другой берег, где у огромного количества горожан раскинуты летние кемпинг-резиденции. Любовь к палаточно-пасторальному туризму у самарцев, кажется, была всегда, а на всероссийский уровень ее вывел Грушинский фестиваль бардовской песни, который в разные годы собирает в окрестностях города по несколько десятков, а то и сотен тысяч туристов. Не все они являются рьяными фанатами бардовской песни, скорее людей привлекает возможность беззаботного культурного досуга на лоне природы. Доступность и безусловная красота волжских пейзажей — это и делает Самару гедонистической столицей России. Именно эта идея легла в основу городской идентичности, которая просвечивает сквозь любое удачное культурное начинание на местности. По числу зрителей Ширяевская биеннале не имеет того же размаха, что «Груша», но по духу и значению для региона это явление не меньшего масштаба.