«Жизнетворчество» Михаила Карасика

Бенуа в ленинградской коммуналке

текст: Александр Ласкин
Detailed_pictureМихаил Карасик в мастерской. Начало 1990-х гг.

4 октября в санкт-петербургской Библиотеке книжной графики открывается выставка «Личный мотив», посвященная графике 1920-х — 1980-х годов из собраний Леонида и Анны Франц и Михаила Карасика (1953—2017) — недавно ушедшего от нас петербургского художника, исследователя книжного дизайна, знатока печатной графики и коллекционера. Часть каталога, посвященную его необычному собранию, открывает статья-воспоминание Александра Ласкина.

В предисловии к своему альбому, посвященному конструктивизму, Михаил Карасик говорит об отношениях с этим стилем: «С самого детства конструктивистская архитектура вносила тревогу в мое сознание». В принципе, так он поступает всегда — обращение к прошлому для него предполагает воспоминание. Кажется, он «вспоминает» и библейские истории, а потому бесконечно далекие события изображает незаконченными. Ангелы беседуют, евреи выходят из Египта… Прошлое и настоящее соединяются, так же как они соединялись в жизни этого мастера — человека Культуры и одного из самых активных участников художественной жизни Петербурга…

Ходом, предложенным Карасиком, мы попробуем пойти и в этом тексте. Впрочем, иначе просто невозможно — в семидесятые-восьмидесятые годы мы с Мишей тесно дружили. Его жизнь и творчество для меня — не только история петербургского искусства второй половины двадцатого столетия, но и очень личный сюжет.

Юрий Юркун. Три фигуры. Бумага, акварель, тушь. Начало 1930-х гг.Юрий Юркун. Три фигуры. Бумага, акварель, тушь. Начало 1930-х гг.

Представьте молодого человека, который недавно окончил Герценовский институт (не Академию художеств!) и пытается утвердиться в профессии. Задача эта непростая — как обычно, тебя ставят в очередь, но совсем неясно, когда она подойдет. Его работы не покупают, а потому денег у него практически нет.

Существуют трудности и с Союзом художников. Дело в том, что членство в этой организации — это как минимум мастерская. Вот почему Мишу придерживают в статусе вольнослушателя. Он участвует в союзовских выставках, но поступление все время откладывается.

Еще вообразите жизнь в коммуналке. С утра — очередь в ванную и туалет. Ну и на кухне — постоянная готовка вперемешку с разного рода диспутами. Конечно, соседи — милые люди, но если это изо дня в день? Утешает лишь то, что, выйдя из дома, сразу оказываешься на Невском… Правда, герои Достоевского тоже обитали вблизи парадного города, но это не избавляло их от мрачных мыслей.

Мишино существование в семидесятые годы осложняла не одна, а сразу несколько «квадратур круга». Первая, как видим, связана с нелегкими обстоятельствами, а вторая касалась творчества. Тут все тоже было непросто. Между тем, что его интересовало, и тем, что в это время разрешалось, существовала дистанция.

А хотелось Мише делать гравюры на библейские сюжеты. Как это возможно, если «меню», в рамках которого существовал советский художник, ничего такого не предполагало? К тому же путь к этой теме был практически закрыт — если кому и разрешалось увидеть Святую землю, то при условии, что он отправляется в одну сторону.

Павел Басманов. Прогулка. Бумага, акварель. 1930-е гг.Павел Басманов. Прогулка. Бумага, акварель. 1930-е гг.

Что он мог сделать? Уйти в подполье, стать художником андеграунда? Такой вариант его не прельщал. Сменить место жительства? Этого тоже не хотелось бы. Тем не менее выход был найден: непростую ситуацию он не преодолел, а вроде как обошел. Ведь, как поется в одном из наших любимых фильмов, «нормальные герои всегда идут в обход».

В эпоху Серебряного века это называлось бы «жизнетворчеством». Какая-то часть смысла этого слова осталась в прошлом, но другая сохранила актуальность. Свою жизнь он точно творил. Не соглашался с тем, что она ему предлагает, и делал по-своему.

Хорошо бы оказаться в стране, в которой жили Моисей и царь Соломон, но, если это невозможно, надо поискать поближе. Святую землю он увидел в советской Средней Азии. Конечно, что-то домыслил, но изнуряющую жару, холмы, одинокие постройки он нашел здесь.

Потом Миша чаще всего будет обходиться без натуры, но в данном случае она была ему необходима. Все же речь шла не о каких-то фантазиях, а о настоящей истории. Следовало приблизиться к ней настолько, чтобы потрогать ее руками.

Реальность для любого серьезного художника — это только отправная точка. Дальше начинается самое важное и интересное. Впрочем, как бы далеко Миша ни уходил от конкретики, мы все отчетливо представляем.

Вот она, раскаленная земля, где сейчас готовят шурпу, а когда-то жили герои и боги. Жара в этих краях днем достигает накала, а затем, перегревшись, начинает спадать. В Мишиных «дневных» работах много красного, а в «вечерних» — серого и коричневого. Так контрастно устроена здешняя жизнь.

Чаще всего люди в «среднеазиатском» — «библейском» цикле обобщены и сведены к контурам — и это тоже результат его пребывания в горячем пространстве, в котором все отбрасывает тени.

В том, что в работах этого времени одно проглядывало через другое, была задача не только художественная, но и конспиративная. Гравюра могла называться по месту в окрестностях Самарканда, но имелось в виду бегство в Египет. Как раз этот лист он мне подарил. В надписи на оборотной стороне замысел приоткрывался. «Поездка в горы на ишаке (за орехами), — писал Миша, — вызвала у меня столь сложные ассоциации».

Кстати, это восемьдесят шестой год. Начавшаяся перестройка двигалась избирательно. Кое-какие запреты были сняты, но многое оставалось по-прежнему. Поэтому пока Карасик своих намерений не открывает. Рассчитывает на то, что его искусство изобразительное и названию тут принадлежит десятая роль.

Михаил Соколов. Портрет. Бумага, тушь, акварель. Н.д.Михаил Соколов. Портрет. Бумага, тушь, акварель. Н.д.

Итак, главная — творческая — задача была решена. Теперь следовало поспорить с коммунальным бытом и бедностью. Показать, что этим вроде бы непреодолимым обстоятельствам ему есть что противопоставить.

Проще всего оказалось решить финансовую проблему. Не то чтобы денег стало больше, но он взял их под строгий контроль. Раз в неделю Миша вносил на счет в сберкассе небольшую сумму и каждый день снимал по три рубля. Так он делал для того, чтобы не потратить четыре или, не дай бог, пять.

Когда я вспоминаю об этом, то сразу представляю лицо барышни в окошке. Уж точно она не могла вообразить, что ее клиент так решает свои «жизнестроительные» проблемы.

Следующим шагом стали перемены в его коммунальном быту. Понятно, что общую кухню и соседей следовало принять как данность, но стены комнаты принадлежали только ему. Здесь он развесил работы А. Головина, А. Бенуа, А. Тышлера, О. Гильдебрандт-Арбениной, Н. Лапшина.

Да, именно так. Человек, не позволявший себе потратить хотя бы на рубль больше, был владельцем поистине уникальной коллекции.

Теперь надо объяснить, как это могло получиться.

В это время Карасик познакомился с Григорием Михайловичем Левитиным и Иосифом Моисеевичем Эзрахом. Конечно, они подружились — слишком много у них было общих тем. Впрочем, этим выдающимся собирателям Миша понадобился не только как собеседник, но по еще одной, вполне прагматической, причине.

Дело в том, что Карасик был категорически чужд беспорядку. Пусть даже самому художественному. Свои работы он держал в специально сделанных папках. У другого графика или живописца (да и у литератора тоже!) на столе был бы кавардак, а у него каждой вещи принадлежало свое место — и практически ничто не могло его изменить.

Владимир Лебедев. Натурщица. Бумага, ламповая копоть. 1926Владимир Лебедев. Натурщица. Бумага, ламповая копоть. 1926

Эту любовь (даже страсть!) Левитин и Эзрах оценили по достоинству. С какого-то момента Миша стал делать для них рамы и папки. Папки были вполне традиционными, а конструкцию рам он придумал сам: они состояли из почти незаметной окантовки и темно-серого паспарту.

Как бы замечателен ни был собиратель, его «хозяйство» не всегда имеет музейный вид. Коллекция растет, подобно дереву, увеличиваясь то в одной, то в другой своей части, и в конце концов «расползается» по квартире, занимая самые неподходящие места. «Папки громоздились в углу комнаты у окна, — описывал Миша коллекцию Левитина, — распирали старый секретер, самые большие заталкивались под кровать, а малоформатные, словно башня, пытались устоять на прикроватном стуле». Ничуть не лучше была ситуация у Эзраха. Его многочисленные коллекции (он собирал не только живопись и графику, но также мебель и фарфор) теснились в двух комнатах, практически не оставляя места хозяину и его гостям.

Левитин и Эзрах сами следили за «разрастанием» своих накоплений, но заниматься этим вместе с Карасиком было и веселее, и продуктивнее. К тому же у обоих собирателей не было своих детей. Так что в Мише они видели воспитанника, который может хоть отчасти воспринять их знания и опыт.

Конечно, вставал вопрос о том, как платить за работу. Денег Миша не брал, но от подарков не отказывался. Именно так на его стенах появились истинно музейные вещи.

Надо отметить, что обмен денег на графику в те времена вряд ли считался равноценным. Комиссионки ломились от графики десятых-двадцатых годов. Уж если Головин или Бенуа стоили недорого, то что говорить о Тронове, Сырневе или Ротенберге? У этих художников совсем не было имен, а значит, и цены были самыми скромными.

Владимир Тронов. Журнальная иллюстрация. Бумага, тушь. Середина 1920-х гг.Владимир Тронов. Журнальная иллюстрация. Бумага, тушь. Середина 1920-х гг.

Выбирая по большей части художников недооцененных и забытых, Миша демонстрировал дар предвидения. Существовал тут и личный мотив. В это время собиратель сам был неизвестным художником, и эта компания была ему, безусловно, приятна. Кстати, часто он сперва показывал гостям чужие вещи, а уже потом что-то из своего.

Иногда владельцу нужно только обладание. Вот уж кто совсем не похож на Скупого рыцаря, так это Карасик! Раз у него появились эти работы, то он должен был что-то сделать для их авторов.

Вряд ли устраиваемые Мишей выставки в библиотеке Союза художников или Клубе экслибрисистов изменили ситуацию. Впрочем, капля камень точит. В результате его усилий хотя бы несколько десятков человек поняли, что они пропустили.

Так создавалась новая, значительно уточненная, история петербургского искусства. Пока она имела статус лекций и сообщений для узкого круга. Вскоре Миша начнет писать статьи, и его аудитория станет больше.

Менялись не только зрители и слушатели, но и он сам. Собрание предполагает тесное общение с оригиналами, едва ли не интимное отношение к тому, что попало к тебе в руки. Думаю, это чувство лежит и в основе главного Мишиного изобретения — «книги художника». Тут очень важны не только зрительные, но и тактильные ощущения. Они меняются в зависимости от формата, качества бумаги, формы корешка.

Михаил Карасик. Экслибрис А. Ласкина. 1987Михаил Карасик. Экслибрис А. Ласкина. 1987

Есть такое понятие: разносторонний человек. Однажды Карасик вернул первоначальный смысл этому почти потерявшему его выражению. На экслибрисе, который в восьмидесятые годы он сделал для меня, эти стороны совершенно очевидны.

Миша изобразил черный квадрат. В отличие от своего предшественника, написанного Малевичем, этот квадрат не представляет «вещь в себе». Напротив, он разомкнут — с трех его сторон, будто из-за ширмы, выскакивают Петрушки.

Наверное, он хотел подчеркнуть, что когда-то я работал в театре, но сказал нечто более существенное. Творческий человек не может быть сведен к чему-то одному. Он всегда предстает в нескольких ипостасях… К такому выводу мы приходим и тогда, когда размышляем о самом Мише.

Вот почему разговор о Мишиной коллекции неизбежно приводит к нему самому. А уже потом — к той важнейшей проблеме, которую решает для себя каждый художник: как сделать так, чтобы твою жизнь определяли не только внешние обстоятельства, но и куда более существенные причины?

Артур Фонвизин. Цирковая наездница. Бумага, акварель. Н.д.Артур Фонвизин. Цирковая наездница. Бумага, акварель. Н.д.

Напоследок хочу вспомнить один Мишин день рождения. Он проходил в мизансцене, предложенной хозяином. Как в какой-нибудь чайхане, гости сидели на полу. Кажется, для полного правдоподобия были и пиалы, которые он привез из Средней Азии.

Мы были молоды и не очень-то думали о том, что нас ждет в будущем. Тем удивительнее прозвучал тост, который произнес один Мишин приятель. Он сказал, что впереди у именинника альбомы и монографии. Тогда эти слова были восприняты в контексте общей стилистики. Мол, если пиалы и сидение со скрещенными ногами, то и пожелания должны быть соответствующими.

Прошло каких-то тридцать лет, и Михаил Карасик действительно стал фигурой, без которой невозможно представить современное петербургское искусство. О его творчестве написано много, а будет написано еще больше. Но, пожалуй, не менее важно, что предметом общего интереса становится он сам. С его пристрастиями, увлечениями, вкусами и, как в данном случае, коллекцией графики.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА КАНАЛ COLTA.RU В ЯНДЕКС.ДЗЕН, ЧТОБЫ НИЧЕГО НЕ ПРОПУСТИТЬ


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20244852
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246414
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413009
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419500
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423578
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202428886
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429540