Разговор c оставшимся
Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20244864На выставке «Щукин. Биография коллекции», которая совсем недавно с большим успехом прошла в ГМИИ, многие задавались вопросом: как же легендарный Щукин умудрился из сотен холстов, показанных ему парижскими дилерами, выбрать те имена и вещи, которые впоследствии прозвучали в истории? Щукин был очень смелым и упрямым человеком. «Если картина шокирует тебя, покупай ее», — любил повторять этот уверенный в себе купец. Увлеченный своим делом фанатик, он с одинаковым жаром показывал и комментировал свою коллекцию членам императорской семьи и нищим молодым художникам.
Страсть, искренняя увлеченность и упорство оказываются зачастую не менее эффективными инструментами в собирательстве, чем собственно капитал (и я знаю этому немало примеров). Ну а вкус, интуиция, насмотренность и, в первую очередь, живой интерес к искусству формируются путем регулярных упражнений. Причины популярности выставки Щукина заключались не только в количестве шедевров на квадратный метр, но и в том, что выставка эта показала: частная жизнь простого человека, поглощенного страстью к искусству и его собирательству, может стать легендой для следующих поколений и послужить формированию новой эстетики.
В России до сих пор бытует мнение, что коллекционирование — занятие для очень богатых. На самом деле начать формировать свою коллекцию можно, имея несколько тысяч или даже сотен евро. Главное — заинтересоваться искусством и собирательством, захотеть вникнуть и разобраться. Коллекционирование наполняет жизнь новыми смыслами, включает частное существование человека в обширное культурное поле. Поиск, изучение предмета, круг общения увлеченных (посвященных) становятся областью живого интереса. Кроме того, при помощи своей коллекции собиратель, вовсе не будучи художником, реализует себя творчески, воплощает свое видение искусства. Моя маленькая коллекция (пусть даже это лишь графика и рисунки) — это мой вкус, моя осведомленность и интуиция: «я так вижу».
Главный инструмент собирателя — его глаз. В первую очередь, насмотренность развивается посещением музеев: они дают объемное представление об истории искусства, вводят в контекст, оттачивают вкус. Здесь все разбито на разделы, классифицировано и подписано; качество и подлинность экспонатов не вызывают сомнений.
Однако познавать мир искусства и учиться ориентироваться в нем, определяя своих фаворитов и область интереса, можно и в другом, параллельно существующем пространстве, которое пока еще мало изучено российской публикой. Речь идет об арт-ярмарках. И если музей — подготовленная территория, размеченная флажками и сигнальными огнями для посетителя с любым уровнем подготовки, то арт-ярмарка — всегда прыжок в неизвестность, дикий и рискованный слалом среди всевозможных эпох, стилей и жанров, представленных в самых неожиданных сочетаниях. Вот где можно и нужно задействовать свою интуицию и учиться полагаться лишь на свой собственный глаз, «прокачать» компетенцию и опыт! Потенциальная возможность стать обладателем полюбившегося предмета активизирует самые неожиданные рецепторы, благодаря чему процесс обучения становится еще более увлекательным и азартным.
Большие, качественные и интересные арт-ярмарки идут практически круглый год — в разных городах и странах. Например, в последнюю декаду января в Брюсселе проходит ежегодная арт-ярмарка BRAFA, старейшая и одна из лучших в Европе: именно с этой ярмарки можно начинать собирателю с небольшим бюджетом. О ней я поговорила с Екатериной де Рошамбо-Лимонад, ее официальным представителем в России.
— Чем BRAFA отличается от других современных ярмарок искусства?
— Изначально BRAFA была законодателем моды на эклектизм. Здесь и сегодня можно встретить все что угодно: череп доисторического пернатого юрского периода, шедевры мелкой античной пластики, современную скульптуру, живопись и графику знаменитых художников, коллекционный дизайн со всех континентов и даже крупный метеорит. В 2018 году на BRAFA была продана знаковая работа Рубенса, в 2016-м — пейзаж Казимира Малевича. В этом году на аукционе было продано пять больших фрагментов Берлинской стены (выручка аукциона составила 326 000 евро, эти деньги пошли на благотворительность).
Зачастую на ярмарках искусство представлено секциями, по периодам и видам. А BRAFA изначально была особенным местом, где все выставлялось вперемешку: это особый конек бельгийцев — недаром бельгийцем был и легендарный Вервордт, законодатель моды на эклектизм в архитектуре и дизайне. Здесь особую роль играет сама эстетика стендов. Многие из них представляют собой увлекательнейшие мини-экспозиции, для чего приглашаются знаменитые архитекторы и декораторы.
Кроме того, на нас работает правильный размер ярмарки. Она не слишком большая, но и отнюдь не маленькая. Около 130 галерей-участников. Я советую закладывать на ее посещение два дня, потому что непрофессионалу больше трех-четырех часов подряд ходить невозможно: наступает передозировка искусства.
Атмосфера здесь очень дружелюбная: ведь некоторые ярмарки очень снобские, галеристы смотрят на посетителей так, что те буквально боятся зайти на стенд, не говоря уже о том, чтобы спросить о чем-либо. Что касается BRAFA (и это тоже бельгийская черта) — ты можешь заходить, общаться, тебе все расскажут и покажут.
— Это очень хорошо, но вот скажи, пожалуйста: если наш читатель — не коллекционер, а просто любитель искусства, имеет ли смысл ему ехать на ярмарку? Будут ли ему там рады?
— С точки зрения любителя, который живо интересуется искусством и хочет научиться ориентироваться на арт-рынке, — однозначно да: он получит массу впечатлений. В ярмарке участвуют 14–18 стран. Даже профессионал, приезжая в тот или иной город, не сможет обойти столько галерей, сколько представлено здесь. Также надо учесть, что на BRAFA галеристы стараются представить лучшее из возможного: зачастую они собирают экспозицию целый год, не выставляют и не продают предметы, сохраняя их для ярмарки. Но скажу честно: галеристу праздный посетитель, не покупатель, вовсе не интересен. Участие в ярмарке стоит больших денег, им важно не только показать, но и продать свои предметы — «отбиться».
— И с какой суммой в кармане гость ярмарки может почувствовать себя потенциальным покупателем?
— На самом деле, даже с небольшим бюджетом можно проявить вкус и фантазию. Например, в прошлом году на стенде Galerie Maeght тиражные подписные вещи Матисса или Хуана Миро продавались за две-три тысячи евро. Бывает, что и за несколько сотен евро можно приобрести настоящий артефакт, что-нибудь небольшое, из египетской археологии. В этом году на многочисленных стендах, представляющих tribal art — примитивное искусство (сказывается колониальное прошлое Бельгии), встречались восхитительные африканские маски XIX века, мелкая пластика и украшения, которые стоили от 400 до 5000 евро. Но главное на ярмарке — любопытство. Если уж вы здесь, то ведите себя активнее, спрашивайте, интересуйтесь. Не бойтесь узнать цену, потому что она может удивить, причем приятно удивить. На арт-ярмарке вы научитесь ориентироваться, соотносить стоимость и качество. Узнавая цену, можно заодно проверить себя, свою интуицию.
— Мы регулярно слышим о громких скандалах на рынке искусства, связанных с подделками. Как обстоит с этим дело на BRAFA? Чем гарантированы подлинность вещей, точность их датировок и атрибуции?
— 100 независимых экспертов со всего мира, так называемый веттинг-комитет (от англ. to vet — «проверять, исследовать». — Ред.), тщательно досматривают все 14 разделов ярмарки. После того как стенды уже смонтированы, все закрывается на два дня, и на ярмарку заходит веттинг-комитет с лабораторным оборудованием и рентгеновским аппаратом. Вызывающий сомнения экспонат либо сразу удаляют, либо запрашивают о нем дополнительную информацию у галериста. Бывает, что дело заканчивается просьбой поменять атрибуцию. Допустим, мебельщик говорит: это XVIII век — а на самом деле это начало XIX. Такое эксперты очень не любят.
В прошлом году на BRAFA впервые приезжала Кристина Краснянская (галерея «Эритаж», Москва), единственный российский участник ярмарки. Члены комитета звонили в Пушкинский музей получить рекомендации, так как материал был им недостаточно знаком.
Кроме провенанса эксперты обязательно смотрят качество реставрации. Если вещь отреставрирована, есть допустимое значение, когда произведение считается подлинным, и если оно превышено, то все — вещь зареставрирована, то есть фактически переписана заново. Такой предмет немедленно снимается со стенда. Таким образом BRAFA ревностно блюдет свою репутацию, а также выступает своего рода гарантом безопасности и прав покупателя, который не должен столкнуться с подделкой или с некачественным произведением. На каждой антикварной ярмарке должен быть солидный веттинг-комитет, а на ярмарке современного искусства — независимый экспертный худсовет, который не пропустит второсортные, третьесортные работы. Впрочем, некоторые организаторы ярмарок недолюбливают комитет за то, что на последнем этапе он очень много всего отсеивает.
— Выходит, что на ярмарке совершать покупки безопаснее, чем в той же галерее, но в ее родных стенах?
— Именно так. Если галерея может у себя «пошалить», то здесь у нее мотивация отпадает очень быстро.
— А бывает, что музеи покупают у вас свои экспонаты?
— Конечно, постоянно. Зачастую галеристы тесно сотрудничают с музеями, и сотрудники музеев приходят сюда в день открытия увидеть лучшее, что у них есть.
— Ярмарка в современном понимании — еще и образовательный ресурс…
— Да, у нас есть BRAFA Art Talks — лекционная программа, куда приезжают ведущие кураторы, коллекционеры, реставраторы и рассказывают о своей работе. Кстати, часть лекций снимается и выкладывается на YouTube. У нас выступают кураторы из MoMA, Британского музея. В этом году к нам приезжал знаменитый театральный режиссер Роберт Уилсон, тоже коллекционер, который рассказал историю своей коллекции. Ну и поскольку в эти же дни в Генте открылась долгожданная выставка ван Эйка «Оптическая революция», ее кураторы рассказали много интересного об этом художнике. Кроме того, по ярмарке регулярно водят бесплатные экскурсии с кураторами, искусствоведами, коллекционерами. Купив входной билет на выставку, можно пройтись по стендам с такой группой.
Запрещенный рождественский хит и другие праздничные песни в специальном тесте и плейлисте COLTA.RU
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
Все новостиМария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20244864Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 20246428Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 202413020Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202419511Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202420180Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202422832Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202423589Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202428759Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202428896Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202429549