«В обломках ярче и громче голос умолчания»

Анастасия Кайнеанунг о независимом искусстве в эпоху актуального искусства

текст: Надя Плунгян
Detailed_picture© Диана Акер

Неделю назад в баре «Ровесник» (Малый Гнездниковский, 9, с. 2, до 1 марта) открылась выставка объектов и вышивок Анастасии Кайнеанунг «Everyday War». Ее темы — опыт жизни с ментальным расстройством, невидимые боевые действия и герой, ведущий ежедневную битву с самим собой. Кайнеанунг пока известна, прежде всего, цифровыми проектами конца 2010-х: среди них — издательство зинов She Does Not Exist, Институт огненных исследований и паблик «Растительный вестник» (в этом году «Вестник» можно будет увидеть на Триеннале в «Гараже» — эстафету ему передала «Лесная газета»). Последнее время художница перемещается в офлайн, экспериментируя с пространствами баров и маленьких, в том числе квартирных, галерей.

В этом интервью Анастасия Кайнеанунг согласилась рассказать COLTA.RU о том, почему не обязательно учиться искусству для того, чтобы им заниматься, о мистической стороне художественного жеста, о горении, разрушении и новом прикосновении к античности.

— Ты стоишь на принципиально независимой позиции — в том смысле, что не хочешь включаться в современные российские структуры художественного обучения. Как ты пришла в искусство?

— Я не то чтобы совсем принципиально не хочу. Просто да, это факт моей биографии: я не получила никакого художественного образования, кроме нескольких классов художественной школы в детстве. Высшее образование у меня совсем в другой области, в которой я сейчас довольно успешно работаю, и это тоже факт моей биографии, часть жизни, часть меня. Вместе с тем я художник, всегда им была, и это тоже факт. Как все это совместить, собрать в одно целое? Да никак. Жизнь сама все сшивает одной нитью, собирает в целую картину, где я — и то, и другое, и третье.

Я так легко сказала сейчас, что я художник. На самом деле нет, назвать себя художником очень непросто, тем более когда у тебя нет соответствующего бэкграунда и никто еще так тебя не называл. Это почти мистический акт, когда ты набираешься смелости встать в позицию художника и делать дальше что-то уже из этой позиции, и тогда начинает происходить что-то настоящее. И оказывается, что это место всегда было твоим, оно ждало тебя. Это как Эрик Булатов пишет: «Опоздать невозможно, а место твое никто не может занять, кроме тебя. И если ты сам его не займешь, оно так и останется пустым навсегда». Я заняла: это произошло в один очень острый момент жизни, когда нужно было справиться с кризисом, и путь выхода, который я интуитивно нашла, лежал в области искусства. Так я сделала свою первую выставку и узнала, кто я. Конечно, до этого я уже много чего делала: зины, афиши, проект «Растительный вестник», но именно в этот момент произошло почти мистическое совпадение себя с собой.

© She Does Not Exist

Таким образом, я пришла в искусство с черного хода. Я нигде не училась, не имею связей с галереями и институциями. Смешно, что один из самых частых вопросов, которые я в последнее время слышу, — не окончила ли я Школу дизайна ВШЭ. Может быть, мне правда стоит ее окончить? Но я чувствую, что совсем не готова учиться, по крайней мере, в ближайшее время: в моей жизни уже было слишком много учебы, пусть и не в художественной сфере. Пока хватит, мне и так хорошо. Вообще у меня непростой характер: я делаю только то, что мне действительно очень хочется делать. Когда художественную задачу передо мной ставит жизнь, я с большим увлечением ее решаю. Но если художественная задача превратится в домашнее задание, боюсь, я просто перестану этим заниматься. А искусство для меня сейчас — это мой сокровенный сад, я не хочу этого сада лишиться.


Everyday War. Виды экспозиции
© She Does Not Exist

— Центр выставки и выстроенного на ней поэтического мира — Афина и ее разные воплощения. Расскажи о своем восприятии античности.

— Я родилась в очень маленьком городе на побережье моря. Когда-то на месте города были поселения древних греков — от них остались черепки глиняной посуды, из которых археологи не смогли собрать целые сосуды и оставили лежать под скалами. Мы почти каждый день ходили на пляж, я брала с собой читать «Мифы и легенды Древней Греции»; помню фиолетовые пятна от шелковицы, оставшиеся на их страницах. Вокруг было море, росла олива — уже потом, спустя много лет, оказалось, что это была не олива, а дерево с удивительным названием «лох серебристый». Но какая разница. Как-то так и отложилось в голове, что я родом из собственной игрушечной Эллады.

Потом мы уехали оттуда. И все мои воспоминания о море и о детстве превратились в мою личную античность.

Это не могло не всплыть во взрослой жизни, и это однажды всплыло. Бог знает через что, через непродолжительную вспышку моды на веб-панк или что-то еще — в общем, однажды нечто важное и почти не формулируемое словами заглянуло мне в душу глазами Задумчивой коры, Коры в пеплосе, Мрачной коры и других. Это было что-то важное обо мне, о мире, о жизни, заключенное в эстетический образ. И я это важное узнала, приняла и захотела использовать как язык, которым я могла бы рассказывать свою историю. Так маленькая античность встретилась с большой. Все эти древние женщины и мужчины, их обломки, фрагменты их лиц смотрели на меня так, как будто видят меня насквозь, читают мою судьбу, знают обо мне все. Это было одновременно и страшно, и упоительно. И в этих лицах я узнавала черты своей любви: я действительно влюбилась в эти разные проявления какого-то одного лица, которое есть лицо моей любви.

Страница из зина GlaukopisСтраница из зина Glaukopis© She Does Not Exist

Я говорю сейчас в основном об архаической Греции — в ней больше всего магии, совершенно магические выражения лиц, улыбки, позы и жесты. Магия уцелевших фрагментов и лакун между ними. Один из моих любимых современных текстов о Коре 609 (а она дошла до нас в двух фрагментах — верхняя часть тела и ноги) говорит так: «Where the Euthydikos Kore is absent, there we are. Symmetry in stone and emotion». Фрагментарность разбитой статуи захватывает сознание, увлекает за собой, приглашает заполнить лакуны некоторым эмоциональным содержанием. Это отвечает и характеру моей работы: я делаю коллаж, я составляю нечто целое из доставшихся мне фрагментов. Из античных обломков, которые мне вынесло морем, я складываю свой собственный алтарь, и у меня появляется чувство, что я возвращаюсь домой.

— А как получилось, что ты занялась не только перформансом, но и вышивкой? Или эта форма по-своему соединяет графику и пространственные искусства?

— В первый раз я использовала вышивку в качестве художественной практики на своей выставке «Schau mit Schmerzen»: я вышила на кусках красной ткани собственно название выставки и еще цитату из одного стихотворения на сербском языке. Тогда это было в высшей степени интуитивное решение: мне хотелось, чтобы эти фразы выглядели не просто как текст, но как выстраданные высказывания, оправданные тем трудом, который в них вложен. Кроме того, мне самой хотелось прожить эти высказывания, особым образом соприкоснуться с ними, помедитировать над каждой буквой. Я ведь вышиваю именно фразы, не изображения. Это такой способ работы с текстовой составляющей моего искусства, способ трансформации текста в художественный объект: я пропускаю его через себя с помощью медленного, монотонного, достаточно скучного труда, вживаюсь в контуры каждой буквы, повторяю ее много раз про себя. Таким образом, конечно, это перформативная практика, она в любом случае незримо стоит за каждым вышитым объектом. Мне не так важно, ровной ли получится вышивка, как именно она будет выглядеть; мне важнее проделанная ради этой вышивки работа.

Schau mit Schmerzen. Объект на выставке. 2018Schau mit Schmerzen. Объект на выставке. 2018© She Does Not Exist

Есть и другая составляющая. С определенного момента одним из центральных образов для меня (в искусстве и вообще) стала греческая богиня Афина. Ей приписывают дарование человечеству различных ремесел и искусств, в том числе вышивки. Поэтому, конечно, для меня вышивка — это практика, посвященная Афине. Для выставки «Everyday War» я вышила на кусках белой ткани короткие молитвы Афине, связанные с ее различными эпитетами. У нее было много эпитетов в Древней Греции, мы сейчас знаем в основном один — Парфенос (Дева), но были еще ведь и Эргана (Работница), и Сотейра (Спасительница), и Алея (Защитница), и другие. В каждой короткой молитве около семи слов, всего молитв десять, и я занималась этими вышивками две недели буквально в каждую свободную минуту. Это очень утомительная и очень странная практика полного растворения себя в работе. Я чувствовала, что дохожу до предела, что больше не могу вышивать, и все-таки продолжала, возвращая Афине ее дар в виде этих вышитых молитв.


Поцелуй. Фрагмент перформанса в рамках презентации зина Glaukopis
© She Does Not Exist

— Расскажи о своих перформансах последнего времени.

— Так получилось, что до сих пор перформанс остается для меня какой-то несамостоятельной практикой: это всегда часть выставки или часть презентации зина. Я вообще очень хочу это изменить когда-нибудь, у меня есть несколько идей совершенно самостоятельных перформансов; когда-нибудь, надеюсь, я их проведу. Пока что у меня были вот какие перформансы. Первый случился в рамках презентации моего зина Glaukopis весной прошлого года в баре «Успех». Этот зин — проиллюстрированная мной история обо мне, Афине, моем родном городе на берегу моря и об одной важнейшей для меня любовной истории.

Мне совершенно не хотелось просто зачитывать текст и рассказывать о зине, мне хотелось чего-то большего: поиграть. В итоге я расписала себе партитуру действий на каждую часть зина, принесла кучу разных вещей — камни, монетки, билеты на метро, бюст Афины, шипучий солпадеин, игрушечных солдатиков — и сыграла какое-то подобие моноспектакля под параллельное чтение текста. Конечно, это было сделано довольно посредственно: сложно одновременно качественно читать и что-то при этом еще делать, если не знаешь текст наизусть. Тем не менее это был первый опыт.


Развороты зина Glaukopis
© She Does Not Exist

— Еще один перформанс был элементом трехчастной выставки «I'm Fire», которая прошла этим летом.

— Да, это была трехдневная выставка, где каждый день менялась экспозиция. Первый день назывался «Говорение» и был посвящен ситуации, когда ты полностью разбит и сломан и слышишь со стороны — может быть, от того же самого человека, который все это с тобой сделал, — вопрос «Как дела?». У меня в этой части выставки многократно повторялся этот вопрос, он шел таким непрерывным рядом по периметру комнаты, а внизу в качестве ответа на него лежали разбитые и сломанные вещи, разные предметы была: лампочка, часы, зонтик. И в центре экспозиции стоял разрушенный фонтан, закрытый на ремонт.

Выставка «IВыставка «I'm Fire». Говорение© She Does Not Exist

Второй день назывался «Горение»: это название получалось путем выжигания двух букв из названия предыдущего дня, и в этой части все сломанные предметы я заменила на кучи угля, добавила к каждой кураторское описание, где все слова состояли из одного символа — эмодзи огня, а на фонтан были спроецированы языки пламени.

Вообще фонтан как раз нужен был, прежде всего, именно для этой части выставки: когда я готовила первую часть и раздумывала над второй, я услышала новость, что в Москве на ВДНХ сгорел фонтан. Конечно, фонтан не сгорел, было задымление в пульте управления или что-то такое, но новость была подана именно так. Я подумала: боже, вот оно. Именно это мне нужно для выставки. Если уж и фонтаны горят, значит, точно весь мир в огне.

Выставка «IВыставка «I'm Fire». Горение© She Does Not Exist

Третий день назывался «Крушение». Главным образом этой части был мощный поток воды, который гасит собой огонь, омывает собой и уносит все сломанное, мертвое и лишнее — и оставляет что-то перерожденное, то, что послужит новой точкой старта после всех катастроф и пожаров. Что это могло бы быть? То, что происходило в предыдущих частях выставки, рассказывало о каком-то моем личном опыте, значит, мне и нужно было стать центральным объектом последнего дня выставки. Я почти без одежды легла в разрушенный и сгоревший фонтан, и это был мой перформанс. Мне было важно почувствовать себя такой стартовой точкой, где все начинается заново. Лежать почти в одной позе было тяжело и скучно: помню, с каким удовольствием под конец просто разломала своим телом этот бутафорский фонтан из пенопласта, прокатившись по нему. Только сейчас понимаю, насколько важным был весь этот опыт. Насколько много он мне дал и насколько меня изменил.

Выставка «IВыставка «I'm Fire». Крушение© She Does Not Exist

— Я так понимаю, что перформансы в твоей работе тесно связаны с зинами: они дополняют друг друга, как разные типы речи. Не так давно ты делала еще один перформанс с шестью ножами. Там, кажется, впервые использовался манекен.

— Этот перформанс был частью презентации моего зина Six Knives for Me. Back-and-Forth Reverse Calendar, то есть «Туда-сюда-обратный календарь». Это такой зин, который я делала в 2017 году, когда мне пришлось очень долго ждать любимого человека из его поездки; это, проще говоря, календарь ожидания на семь недель. Помню, как меня буквально пронзила эта новость; когда он сказал об этом, я почувствовала эти «три недели туда, три обратно» как проходящие сквозь меня ножи. Так и пришла в голову идея.

В начале есть статуя греческой богини Ники и летящий в ее сторону нож. Его полет занимает одну неделю, в конце он пронзает ее, и дальше начинается новая неделя — и следующий нож. Все это сопровождается фразами, которые отражали мои сомнения и размышления по поводу непростых отношений с этим человеком. Я делала по одному листку в день, то есть это действительно документация процесса ожидания.

Зин-календарь Sechs Messer für MichЗин-календарь Sechs Messer für Mich© She Does Not Exist

Прошлым летом, когда я допечатывала экземпляр зина для своего друга, я внезапно очень четко увидела в голове, какое перформативное действо можно было бы по нему совершить. В итоге я сделала перформанс-презентацию в баре «делай культуру». У меня были экземпляр календаря, портновский манекен с незаметными прорезями и подклеенными внутрь зиплоками с искусственной кровью и шесть ножей. Я читала фразы из календаря, каждый раз отрывая лист, и в конце каждой недели втыкала в манекен нож. Этот перформанс тоже вышел неидеальным, потому что под конец, по-хорошему, манекен нужно было резко повалить на пол, но я боялась повредить пространство бара, поэтому просто осторожно опустила манекен и обняла. Я была вся в искусственной крови и краске, одежда была пропитана насквозь — не знаю, как мне удалось уехать домой обратно на такси.

— Кстати, о краске, манекене и скульптуре. Ты наверняка знаешь о выставке «Пестрые боги» в Мюнхенской глиптотеке? Я замечаю, что твоя античность, несмотря на отсылки к веб-панку, остается бесцветной, белой. Манекены, гипсовые скульптуры, бумага и пенопластовый фонтан — тоже часть этого образа. У него есть эмоциональное или культурное объяснение?

— Хороший и сложный вопрос. Я знаю, конечно, про эти реконструкции, иногда целенаправленно их гуглю, мне это очень интересно. Но та античность, которая для меня служит источником и вдохновением, — другая, это не совсем античность, а, скорее, современные артефакты, которые говорят об античности. Мне важны обломки, выцветшее, почти стертое до неузнаваемости. Античность, данная нам в этих обломках, а не восстановленная. Потому что в обломках ярче и громче голос умолчания. Мне важно умолчание обводить по контуру, оставлять неназываемое неназванным. И поэтому для меня античность все же лишена цвета, она монохромна.

— Ты участвуешь в разных небольших выставках, в том числе лесных и квартирных, но много работаешь и в цифровом пространстве: формат паблика «ВКонтакте» оказался идеальной пробной галереей, где всегда есть постоянные зрители и легко найти новых. Не так давно появился и сайт She Does Not Exist — по имени твоей зинодельни. Цифровая выставка соотносится с аналоговой?

— Мне очень нравится выставка Остапа (Derric Morgan) «Whitespirit», которая целиком сделана в SketchUp и выложена у него на сайте. Помню, он писал про нее пост в том духе, что это выставка, которую можно посетить «в уютном халате и с чашкой горячего супа». Вот я, кажется, к чему-то такому же стремлюсь, для меня в каждой выставке важнее всего видеоотчет, который я потом по итогам делаю. А где он был снят — в галерее, в квартире, в лесу, — для меня уже не так принципиально. Кстати, сайт мне сделал как раз Остап.


Зин You Are the Subject. Видеоверсия
© She Does Not Exist

— Может ли восприятие художника справиться с ежедневной войной, о которой ты говоришь?

— Художница Наташа Ангашанова (Banana Co) как-то произнесла фразу, которая у меня никак из головы не выходит, — про то, что восприятие само по себе может быть актом искусства. Я думаю, что это чистая правда, ведь это именно то, что делает меня и любого другого художником: в первую очередь, не набор технических умений (хотя и он тоже важен), но оптика, преломляющая все, на что падает взгляд. Мир, врываясь ко мне в голову, преломляется на образы, с каждым из которых я веду диалог, взаимодействую, работаю. Это и есть моя художественная работа: сделать вещи, которые вижу я, видимыми для зрителя. Как художник, я одалживаю свою оптику, даю другим примерить эти очки.

Одна из главных тем, с которыми я работаю, — это боль. Я воспринимаю боль как пограничное состояние и изучаю то, что находится за пределами этой границы. Что находится по ту сторону критической точки, которая кажется пределом выносимого. Во многом это связано с моим личным опытом: раньше я постоянно жила на этом пределе, сейчас — с переменным успехом, зависит от правильно подобранного лечения и работающей схемы. Конечно, я имею в виду, в первую очередь, боль душевную: я работаю над тем, чтобы делать ее видимой, не желая при этом как-то ее романтизировать. Моя задача — показать, чтобы зрители стали свидетелями этой боли.

Конечно, эта боль моя. Но — не только. Моя самая первая выставка была целиком обо мне; выставка, идущая сейчас в «Ровеснике», — уже о коллективной ситуации, которую я назвала ежедневной войной. И это понятие ежедневной войны выходит даже за рамки ситуации, которую я изначально имела в виду, потому что не всегда эта война связана с депрессивным состоянием: бывают и разные другие вещи, превращающие жизнь в борьбу. Многие, очень многие могут сказать: да, это обо мне.

Объект на выставке «Everyday War». ДетальОбъект на выставке «Everyday War». Деталь© She Does Not Exist

— В конце концов страдание оказывается почти трофеем, который ты, как рыцарь, кладешь на алтарь искусства или античной богини. Что происходит потом?

— Я сказала, что боль — пограничное состояние, и мне интересно то, что по ту сторону границы. Я несколько раз была по ту сторону и храню в себе эти моменты как одни из важнейших в жизни: там сталкиваешься со смертью и узнаешь свое бессмертие. Так или иначе, это всегда тяжелейший и сильнейший экзистенциальный опыт, он полностью меняет переступившего эту границу. Таким образом, для меня акт искусства — это попытка выйти за предел и узнать, что там со мной будет. И именно эта трансформация стоит за всем, она незримо оказывается в центре происходящего. Именно за этим я в третий день своей летней выставки «I'm Fire», почти обнаженная, легла в центр экспозиции и пролежала там весь день, даже когда на выставке никого не было. Потому что первые два дня были про разрушение и сгорание, а в третий день нужно было, пройдя все эти трансформации, вернуться и явить собой живое свидетельство этих событий.

Aнастасия Кайнеанунг. Финал перформанса «IAнастасия Кайнеанунг. Финал перформанса «I'm Fire». 2019© She Does Not Exist

— Возможно, этот взгляд позволяет по-настоящему преодолеть образ насилия и погрузиться в размышление о собственных задачах искусства.

— Акт искусства, на самом деле, трансформирует художника. И мне интересны эти бесконечные переливы, как художник, пройдя очередную трансформацию, делает что-то новое, что опять отзывается в нем новой трансформацией. Таким образом художник все больше и больше становится собой. Конечно, слово «трансформация» здесь можно заменить на более удачное — «инициация».

Да, для меня акт искусства — это инициация. Я понимаю искусство как личную инициацию художника в современном обществе, почти лишенном инициационных практик.

А если это инициация — стало быть, это обряд, и здесь открывается еще одна важная для меня сторона искусства — мистическая. Я почти не разделяю мистику и искусство: на открытии выставки в «Ровеснике» я молилась Афине по-настоящему.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249392
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416037
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420350
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425586
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202426929