«Третья идея», икс-фактор и арт-житие академика Сахарова

Евгений Стрелков о Саровском КБ и авторской книге как интерфейсе между естествознанием и историей

текст: Евгений Стрелков
Detailed_pictureКнига «р.д.с. бездна» в процессе шелкографической печати. 2019© Евгений Стрелков

21 мая 2020 года Андрею Сахарову исполнилось бы 99 лет. К этой дате COLTA.RU решила вспомнить один из самых необычных памятников ученому и правозащитнику — монументальный цикл авторских книг, созданный в 2017–2019 годах графиком, дизайнером, поэтом и историком технических медиа Евгением Стрелковым. Две из них — «р.д.с. бездна» и «X-factor» — были впервые показаны на выставке «Гибриды» (куратор — Анастасия Куклина), которая прошла в галерее Томского государственного университета в марте этого года. Художник согласился рассказать о своем отношении к Сахарову, о том, как и почему он начал работу над серией о «третьей идее», как в ней смогли соединиться икона, рентгеновская пленка и архивные шифры — и, наконец, о будущих перспективах жанра livre d'artiste.


Фазы взрыва. Кадры кинохроники первого испытания советской водородной бомбы в 1953 году

Я физик по образованию; в то время, когда я учился в университете, Сахаров был в ссылке в моем городе, тогда называвшемся городом Горьким. Будучи студентом, я об этой ссылке, конечно, слышал, хотя не сказать, что специально думал. Потом началась перестройка. Как и все, я в телевизоре наблюдал Сахарова на трибуне и в зале Дворца съездов или где там все это происходило...

Гораздо позже, году примерно в 2010-м, мы с коллегами из Питера, Москвы, Самары и Калининграда получили заказ на создание небольшой экспозиции в Политехническом музее в Москве. Экспозиция строилась вокруг полноразмерного макета первой советской атомной бомбы, подаренного в свое время музею Федеральным ядерным центром в Сарове. По сути, это был даже не макет, а что-то вроде дубликата той бомбы, что была взорвана в Семипалатинске в августе 1949-го. Наша команда художников и дизайнеров окружала этот артефакт планшетами, видеороликами, стендами, анимацией и разной дополненной реальностью. Я же взялся за режиссуру пяти роликов об истории советского атомного проекта на основе кинохроники и архивных фото. Погрузился в мемуары участников проекта, в том числе стал читать «Воспоминания» Сахарова, которые тот как раз и начал писать в Горьком в ссылке — когда его лишили возможности работы как физика-ядерщика.


Фотомонтажи для вкладышей к книге художника «Преображение-Икс». На архивных фото — участники советского атомного проекта, в том числе Сахаров, Харитон, Курчатов, известные и безвестные сотрудники многих секретных лабораторий, сканированные грифы секретности, шапки приказов, номера дел
© Е. Стрелков

Выставку «Россия делает сама» (один из вариантов расшифровки РДС — под этим кодом шли все «изделия» саровского КБ) мы вскоре открыли, а я продолжал читать «Воспоминания». Помимо всего хотелось разобраться, что же конкретно сделал «отец водородной бомбы» (РДС-7 — в первом, «сыром», варианте) как физик. Сам Сахаров на этот счет в «Воспоминаниях» был краток (все-таки давал подписку о неразглашении военной тайны), он написал только: «В Сарове нам пришла в голову третья идея».

Почитав статьи историка науки Геннадия Горелика, я понял, в чем именно состояла «третья идея» Сахарова (которую Горелик, сам физик по образованию, считал гениальной).

Тогда стояла проблема «обжать» термоядерное горючее — легкие атомы вроде дейтерия и трития, — чтобы преодолеть их электрическое расталкивание и запустить термоядерный синтез.

«Обжимать» горючее и наши, и американцы пытались взрывами, в том числе атомными, но «обжималось» все неравномерно, неправильно. И Сахаров (похоже, все-таки именно он, хотя в «Воспоминаниях» он пишет «нам») догадался, что надо вначале взорвать не просто атомную бомбу, а такую, вся энергия которой пошла бы в рентгеновское излучение. А излучение распространяется со скоростью света и мгновенно и равномерно «обжимает» термоядерный заряд. Ну это если в двух словах и упрощенно.

Я зацепился мыслью за рентген, стал читать дальше разных авторов — как все там проходило. Оказалось, что в результате модельных подземных взрывов (не ядерных, те проводились на полигоне в Семипалатинске) пошел трещинами и вскоре был разобран Успенский собор Саровского монастыря.

А надо сказать, что КБ-11, будущий Федеральный ядерный центр, — совершенно секретное научное ведомство в структуре НКВД—МГБ — располагалось буквально в кельях монастыря, где столетием раньше свой духовный подвиг вершил Серафим Саровский, пожалуй, один из самых популярных в народе русских святых. Монастырь с прилегающими территориями (в том числе скитом Серафима) в 1940-х был окружен несколькими рядами колючей проволоки, на его территории было создано секретное КБ, главный собор в итоге был разрушен, иконостас пропал, но создана и испытана водородная бомба, воплотившая «третью идею» молодого гениального физика, в недалеком будущем — диссидента. Каковым в каком-то смысле в своем, церковном, поле был и Серафим, не признававший многих церковных установок и иерархий...

«Третья идея». Инсталляция из семи лайтбоксов и видео«Третья идея». Инсталляция из семи лайтбоксов и видео

Все как-то сошлось вместе, и в итоге я сделал работу «Третья идея» — семь лайтбоксов, воспроизводящих деисусный чин иконостаса. Но только фигуры апостолов, архангелов, Иоанна Предтечи и Богоматери словно пронизаны рентгеном, так что видны ключицы, ребра, тазовые кости, суставы, черепа... Центральный лайтбокс сохраняет овалы и ромбы так называемой славы Спасителя, но фигуры Христа нет. А под этим центральным лайтбоксом на экране в замедленном темпе воспроизводится кинохроника испытания первой советской водородной бомбы. Вскоре я сделал одноименную книгу художника, где в черную папку вложены серые конверты со штампами и номерами, а внутри — пленки с напечатанными на них (черной краской и серебром) фигурами, практически неотличимые от рентгеновских снимков.


«Рентген-пленки» из книги художника «Третья идея»

Интерпретаций этой работы может быть несколько (я сам слышал с десяток). В моем сознании это больше о том, что преграда, разделяющая сакральное и профанное, добро и зло (а ведь иконостас в церкви — это преграда, граница), истончилась до полупрозрачности, а водородная бомба как чудовищный рентген-аппарат просветила саму человечность. При этом созданное секретными физиками (при участии, часто подневольном, сотен тысяч других людей) оружие было также и защитой — я тут совершенно согласен с Сахаровым, писавшим в «Воспоминаниях» об общем мнении всех участников проекта, что они создавали именно средство защиты.

Проект не отпускал меня. В течение следующих двух лет появились еще две книги-папки с «рентген-пленками», где в основу легли уже не деисус, а другие иконографические сюжеты: «Преображение» и «Сошествие во ад». Появились и три стихотворения, вошедшие в эти книги. И листы-вкладыши с фотохроникой и воспоминаниями Сахарова и его коллег — от главного конструктора до машинистки. Получившийся триптих «обжимал» термоядерный сюжет с разных сторон, касался разных моментов атомного проекта.

Склейка книги художника «Преображение-Икс» в мастерскойСклейка книги художника «Преображение-Икс» в мастерской© Алик Якубович

Совсем недавно в продолжение этих трех книг я сделал книгу «X-factor», посвященную Николаю Владимировичу Тимофееву-Ресовскому, одному из первых генетиков, исследовавших биологическое влияние радиоактивности от ядерных и термоядерных взрывов. Человек в это время окончательно стал «геологическим фактором», как предсказывал Вернадский. И одним из рубежей наступившего антропоцена может служить оставшийся навсегда в геологических породах тончайший слой радиоактивного изотопа углерода-14 — результат атомных испытаний США и СССР, а затем Англии, Франции, Китая...

Именно понимание смертельной опасности этого изотопа, невидимо уносящего сотни тысяч жизней за счет генных мутаций (Сахаров был знаком с работами Тимофеева-Ресовского), заставило обласканного властью академика пойти против системы, потребовать запрещения ядерных испытаний, ну и дальше — больше. Личный путь Андрея Дмитриевича Сахарова и вызванные им события достаточно хорошо известны. Мне же показалось важным описать эту историю как визуальную метафору.

Обложка книги художника «X-factor»Обложка книги художника «X-factor»

В книге «Х-factor» я соединял изображения дрозофил — как из статей самого Тимофеева-Ресовского, так и из зоологических атласов — с таблицами, графиками, экспериментальными схемами. Получилась этакая сюрреалистическая «химера познания», где симметричная диаграмма результатов облучения воспринимается как дополнительная пара ножек или крылышек. Что вполне отвечает опытам: после облучения рентгеном у мух в следующих поколениях появлялись или исчезали пары крыльев и ног, менялась форма тех и других, конфигурация прожилок в крыльях (Тимофеев-Ресовский и его жена Елена скрупулезно фиксировали эти изменения).

Судьба Тимофеева-Ресовского — воплощенная суть чудовищности тоталитарного режима в стремлении раздавить личность и в то же время способности личности к сопротивлению. Блестящий ученый, балагур и заводила в научных спорах, ученик великих Кольцова и Четверикова, отправленный ими из голодной России при еще сравнительно вегетарианском правлении в спокойную, сразу признавшую его научные заслуги Германию, Тимофеев-Ресовский испил все чаши. Оторванность от родины после прихода к власти Гитлера. Гибель в гестаповских застенках сына-антифашиста. Разлука с женой, потеря лаборатории и учеников. Собственный арест и почти гибель (он смертельно ослаб и почти ослеп в советском лагере после интернирования из побежденной Германии). Он выжил лишь благодаря тому, что создателям атомных бомб надо было знать биологические последствия их применения — а Тимофеев-Ресовский знал. Из лагеря он попал в «шарашку» на Урале, после амнистии переехал в Обнинск — и продолжал самоотверженно (иначе не скажешь) заниматься наукой, учить научную молодежь. Научная карьера и слава (его выдвигали на Нобелевскую премию) прошли мимо, но жизнелюбие и вера в ценность познания не покинули его.

Его статья 1935 года «О природе генных мутаций и структуре гена» (в соавторах — будущий нобелиат Макс Дельбрюк) повлияла на Эрвина Шрёдингера и его книгу «Что такое жизнь с точки зрения физики?», которая, в свою очередь, повлияла на всю последующую биологию. У Тимофеева-Ресовского тоже рентген — но не как идея, а как фактор: «Х-лучи <…> при облучении <…> могут приводить к возникновению аномалий в эмбриогенезе следующих поколений».

Итоговые статьи Тимофеева-Ресовского «Биосфера и человечество», «Учение о биосфере и космической биологии» формировали новое отношение к поведению и самоощущению человека в живой природе. Сейчас, на фоне участившихся кризисов и эпидемий, нам особенно важны такие размышления и такое обновление. Обновление — при переинтерпретации всего наследия.


Книга художника «р.д.с. бездна». Печать серебром по черному, высокий лак

В книге «р.д.с. бездна» речь идет как раз о наследии, точнее, об иконографическом сюжете «Сошествие во ад» (откуда Христос, по легенде, забрал души Адама, Евы и праведников). На гармошке-вкладыше в эту книгу я соединяю генетические графики-диаграммы из статей Тимофеева-Ресовского и иконные прориси XVII–XVIII веков, особенно часто — архитектурные мотивы из этих прорисей. Которые (наряду с выразительными изображениями преисподней и Сатаны) хорошо рифмуются, на мой взгляд, с аргументами Сахарова об опасности радиационного заражения для жителей городов при ядерных испытаниях.

Еще одним общим для всех трех книг моментом являются круглые структуры наподобие мандал, где собраны как экспериментально-физические, так и метафизические изображения — от схем ядерных реакций или треков элементарных частиц в камере Вильсона до символов веры. Важными графическими (и смысловыми тоже) элементами являются также встроенные в верстку тексты, в том числе текстовые «реди-мейды»: штампы о секретности, шапки постановлений и циркуляров — ну и мои собственные тексты, в том числе поэтические.

Таким образом, каждая авторская книга — многослойная графическая конструкция, которая может быть прочитана с разной степенью детальности. К этому комплексу добавляются обработанная кинохроника и рисованная анимация (в книгах — на дисках, а на выставке — на экранах), что еще более расширяет диапазон, в том числе и жанровый. Если в моих книгах художника о советском атомном проекте повествование идет в регистре гимна/плача, то, скажем, в анимационном фильме «Ивановы Вары» мы говорим на ту же тему в духе политического памфлета.

Там, в этом фильме, родоначальником атомного проекта выступает Иван Грозный, получивший от бабки библиотеку Либерию с тайными расчетами чернокнижников. Тут еще мерцает «Шпионская история», которую мы подробно расписали в отношении реальной атомной бомбы в одноименном фильме по сценарию историка науки Генриха Эрлиха.

По сюжету «Ивановых Вар» Иван Грозный наладил опыты с тяжелой водой на месте будущего атомного центра в Дубне, свел на топливо для перегонных кубов все окрестные леса и накопил-таки немереные запасы тяжелой воды, применявшейся тогда как химическое оружие. Это довольно смешная история (в духе Свифта, Салтыкова-Щедрина или, скажем, «Новейшего Плутарха» Даниила Андреева со товарищи), но сквозь смех проглядывает ужас. По жестокости Грозный-царь вполне отвечал своему наследнику и поклоннику Сталину, а Малюту Скуратова в каких-то моментах легко сопоставить с Лаврентием Берией, официальным руководителем советского атомного проекта с самого начала вплоть до совершенно неожиданного для физиков-атомщиков (об этом тоже есть у Сахарова) персонального фиаско.

«Ивановы Вары»

Я восхищаюсь спокойным упорством «зрелого» Сахарова в отстаивании своих принципов, которые оформились в целостную картину не сразу, конечно. В «Воспоминаниях» Сахаров пишет, как в Семипалатинске после гибели солдата вследствие неучтенных последствий слишком «удачного» испытания он осознал опасную неуправляемость саровских «изделий», особенно когда те — в руках военных и политиков. А потом, познакомившись с результатами измерений радиобиологов, он вступил в борьбу за запрет испытаний. Казалось бы, Сахаров был обречен в одиночном противостоянии левиафану власти, но ведь он победил. Принятый в итоге 5 августа 1963 года (почти в мой день рождения) международный запрет на ядерные испытания в трех средах словно писался под диктовку Сахарова. На метеоданных виден резкий спад содержания в воздухе изотопа углерода-14 после 1963 года. Мы не можем точно сказать, сколько это спасенных жизней: статистика — вещь вероятностная...

Иногда Сахаров напоминает мне героя сказок — наивного пастушка, отправленного на безнадежную битву с драконом и одолевшего этого дракона. Иногда Сахаров заставляет вспомнить принца Гаутаму, как известно, спрятанного во дворце от человеческих страданий и лишь по недосмотру слуг обретшего на прогулке «четыре зрелища» — нищего, больного, умершего и отшельника. А еще Сахаров напоминает мне призывника, что получил от медкомиссии на руки свой рентгеновский снимок и вдруг увидел на нем не собственные ребра и позвонки, ключицы и суставы, а хрупкий каркас мира.


Лекция о книге «Третья идея» и вернисаж в галерее «В Главном» Томского государственного университета
© Лукия Мурина

Современное искусство для меня — это, прежде всего, искусство новых медиа. При этом медиа — это и печатные техники (которые тут очень важны), а не только видео и звук.

Мне бы хотелось видеть авторскую книгу составной частью мультимедийного проекта. И не хотелось бы, чтобы авторская книга пылилась в резервациях коммерческого салона или домашнего рукоделия.

Для меня идеальный вариант, когда авторская книга — капсула, которая (на выставке или в руках коллекционера) раскрывается (словно орбитальная станция своими антеннами) в другие среды помимо тактильной и графической. Когда добавляются электронный звук, анимационное движение, видео- и фотофиксация, скажем, перформанса или архива (не обязательно собственного — какого угодно). У меня и моих коллег есть такие книги-контейнеры. Собственно, понятно, чему и кому мы тут наследуем: это футуризм, дада, Флюксус, конкретное искусство...


Крышки футляра книги художника «Преображение-Икс»

Очень интересно погружать уже готовую авторскую книгу в необычный контекст. Им может быть собрание других книг — например, книжных раритетов XVIII века, как мы с коллегой Андреем Суздалевым делали в Ульяновске на выставке «Картины мира».

Вообще важная потенциальная функция авторской книги — быть транслятором с языка на язык (и из эпохи в эпоху), неким проводом для подключения к современности ушедших событий, явлений, мышлений, парадигм...

Или интерфейсом между разными сферами — например, естествознанием и историей. Я сам, похоже, именно этим и занимаюсь в таких проектах, как «Третья идея», «X-factor» или, скажем, «Таблица Гмелина». Хочется, чтобы книга художника была активным экспозиционным агентом, а не просто музейным сокровищем. Иногда она необходимо страдает от этого (порвут, помнут, потеряют при пересылке) — не беда: как правило, экземпляров несколько, ведь этого требует сама логика печати. Один пропадет — два других останутся.

Однако при этом авторская книга может стать событием (для зрителя, для коллеги-художника, для исследователя-нехудожника), а не только остаться объектом.

То, что авторская книга — гибрид уже изначально (текст / изображение, отдельный лист / последовательность, уникальность / тиражность), дает этому жанру удивительные возможности, которыми стоит пользоваться. Современными изводами авторской книги стали фотокниги и зины, но в моем понимании книга художника — что-то более «мощное» (в физическом понимании), многомерное (уже в понимании математическом).

Хотя такой «мощности» нельзя требовать от каждой конкретной авторской книги: среди них могут быть и очень скромные по медиадиапазону, но точные и симпатичные экземпляры.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249365
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416010
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420328
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425563
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202426905