FaceApp to Your Fear

Тайм-менеджмент для смертных: состаренные селфи в эпоху эпидемии

текст: Наталья Резник
Detailed_pictureБрэд Питт

«Смерть — это Эйдос фотографии», — писал Ролан Барт в своей известной книге «Camera Lucida». Сам акт создания фотографии трансформирует настоящее время в прошедшее и живую натуру в объект. До сих пор все ухищрения фотографов и разных используемых ими фильтров, плагинов, экшенов и приложений сводились к одной цели — «оживить»/омолодить. Но почему-то летом 2019 года в приложении FaceApp вирусно выстрелила обратная возможность — и в соцсетях все резко состарились.

Молодость воспринимает пожилых людей как «отдельный вид» homo sapiens — кажется, этот человек всегда был таким, он таким и родился. И если даже представить, что старение — это то, что произошло с другими, это, конечно, никогда не произойдет с ними самими — такими успешными и не вылезающими из фитнес-клубов. Но вот безжалостный FaceApp берет на себя роль раба, стоящего за спиной императора, и напоминает — «и ты тоже смертен». И предъявляет неопровержимое доказательство — твою собственную фотографию как документальное напоминание о конечности бытия.

Не случайно даже священник Хавьер Оливера Раваси в своем блоге на сайте InfoCatólica воспринял новое мобильное приложение с благосклонностью, уловив его значение для религиозного человека, и даже советовал дополнительную литературу тем, кто после знакомства с FaceApp заинтересовался правильной подготовкой к смерти. По его словам, сама тема «Memento mori» знакома нам, в первую очередь, по религиозному искусству: как бы ты ни был молод, успешен, самонадеян, помни о том, что и ты смертен, и веди добродетельное существование.

Хайди Клум Хайди Клум

Выпущенный российскими девелоперами в 2017 году, FaceApp пережил новый неожиданный бум почти через два года. В Германии он занял первое место в чарте популярных приложений, несмотря на все предупреждения медиа о том, что «данные пользователей будут переданы на российский сервер и неизвестно для чего еще применены». Танатос, интерес к собственному старению и угасанию, пересилил популярные страхи по поводу защиты информации. Многие медиа выпустили спецматериалы с «состаренными» селфи знаменитостей — от Хайди Клум до Брэда Питта.

Вкладка «Возраст» в Face App предлагает возможность омолодить фотографию (причем имеются две градации омолаживания) или состарить (тоже две градации состаривания, примерно соответствующие 50–60 и 70–80 годам). Остальные функции приложения («Улыбки», «Бороды», «Цвета волос», «Прически», «Очки» и «Макияж») особым успехом не пользовались — самостоятельно воссоздать их в реальности несложно. Применение фильтра «Пожилой» вышло за пределы развлечения и неожиданно стало экзистенциальным актом.

Здесь невозможно не вспомнить мощный проект американского фотографа Филипа Толедано «Maybe», показанный в 2015 году на его персональной выставке в гамбургском доме фотографии Deichtorhallen, — проект о возможных вариантах будущего самого автора. Филип не пользовался FaceApp, и у него подготовка и создание проекта заняли намного больше времени: фотограф обращался к врачам для составления прогнозов своего будущего по состоянию здоровья и генетике и визуализировал с помощью гримеров и костюмеров варианты собственного старения.

Филип Толедано. Из проекта «Может быть»Филип Толедано. Из проекта «Может быть»© Phillip Toledano

Неизвестно, может ли FaceApp похожим образом анализировать по внешности уже имеющиеся склонности и тенденции и прогнозировать будущее, но у пары моих знакомых, со смехом запостивших свои снэпшоты в Фейсбуке, случайно или нет проявились черты пожилых людей, больных алкоголизмом.

«Фотография всегда говорит о прошлом. Тот момент, когда фотография была сделана, остался позади нас, в истории. Но как исследовать то, что еще не произошло?» — пишет Толедано. В этот раз фотограф, прославившийся в свое время личным проектом «Days with My Father» о своем умирающем отце, обратился к будущему. Проект о собственном старении стал для него визуализацией страхов и терапией одновременно — встречаясь лицом к лицу с неизвестностью, мы постепенно адаптируемся и перестаем бояться. На фотографиях Толедано появляется в десятке образов: бездомный с уставшим взглядом, богатый старик под конвоем полиции или мужчина средних лет, чье лицо искажено инсультом; он обрастает избыточным весом или безучастно сидит в инвалидной коляске рядом с сиделкой; застывает в последней кровавой ванне.

Филип Толедано. Из проекта «Может быть»Филип Толедано. Из проекта «Может быть»© Phillip Toledano

Скачать FaceApp и загрузить туда свою аватарку с Фейсбука потребовало от меня некоторого усилия, а после обработки фото в приложении жутко было взглянуть на него. После разглядывания меня накрыла небольшая паника (катарсис?). В течение часа хотелось снова и снова подбегать к зеркалу — проверять, все ли так, как было раньше, постоянно ощупывая лицо — не покрылось ли оно морщинами?

Интересно, испытывали ли похожие ощущения люди, которые смотрели на классические произведения искусства, созданные в жанре memento mori с этой же целью — напомнить об увядании красоты, быстротечности жизни и смертности всего сущего?

Пляска смерти. Акварельная копия Йоханна Рудольфа Фойерабенда. 1806Пляска смерти. Акварельная копия Йоханна Рудольфа Фойерабенда. 1806

В истории искусства известно несколько версий этого жанра: это особенно прижившийся в Германии Totentanz («Пляска смерти»), барочные натюрморты Vanitas («Суета сует») и часто встречавшиеся в живописи высокого Ренессанса и викторианской Англии «Три возраста жизни». Vanitas развивался вместе с протестантизмом, не признававшим иконы, и получил распространение в Нидерландах XVII века, а затем в Америке под влиянием пуританских идей. Его ключевые символы — череп, песочные часы, тюльпан — символизировали разложение, время и увядание. В «Пляске смерти» скелет хватает кого угодно — стариков, молодых и младенцев, — чтобы напомнить, что человек смертен в любом возрасте. В вариантах жанра «Три возраста жизни» мы видим, как один и тот же человек, представленный в разных жизненных фазах, поднимается к вершине лестницы — времени своего расцвета — и стареет, спускаясь вниз.

Натюрморт с черепом и пером. Питер Клас. 1628Натюрморт с черепом и пером. Питер Клас. 1628

Призывая к праведной и добродетельной жизни, сюжеты memento mori напоминали о преходящести мирской суеты и предостерегали от гордыни — ибо власть, богатство и красота быстротечны и конечны. Кстати, в современном мире за гордыню отвечает другой популярный фотографический феномен — селфи.

В сентябре 2019 года британский фотограф Мартин Парр, известный своим ироническим подходом к вернакулярной фотографии, выпустил новую книгу о селфи («Death by Selfie»), для которой он снимал людей, фотографирующих себя на фоне различных эффектных пейзажей и достопримечательностей. Парр занимается темой массового туризма и его перверсий уже очень давно, изучая изменения в обществе и документируя их. К созданию этой книги Парра побудила статистика из Индии, где только в течение 2015 года погибли 27 любителей селфи, забравшихся для этого в опасные места (их число в последующие два года уже выросло до 68). Кстати, эти предсмертные селфи каким-то образом попадают иногда в интернет, когда их владельцев уже нет в живых. Не становятся ли эти изображения, созданные за секунду до того, как их герои сорвутся в пропасть с края скалы или их смоет огромная волна, самой действенной репрезентацией memento mori?

Мартин Парр. Из проекта «Смертельное селфи»Мартин Парр. Из проекта «Смертельное селфи»© Martin Parr

Давно стало общим местом полагать, что феномен селфи напрямую связан с демонстративностью и нарциссизмом. Все фильтры и маски в Инстаграме рассчитаны на то, чтобы сделать красивее, стройнее, гламурнее, моложе, и ни один популярный фильтр не делает тебя толще или старше. Селфи создают иллюзию лица и тела без возраста, в то время как FaceApp притягателен тем, что предлагает совершенно обратное.

Каким образом депрессивные картинки «мементо мори» снова приобрели вирусность? Стремление совершить путешествие в будущее? Или повлияло то, что сперва поп-звезды опубликовали свои «состаренные» фотографии? Стало ли это триггером для большинства, желающего зрелищ? Примерно та же история, что и с императором: несмотря на славу, богатство и могущество, и они состарятся и умрут.

Жизнь и возраст женщины, этапы жизни женщины от колыбели до могилы. Нью-Йорк, Джеймс Бейли. Ок. 1848Жизнь и возраст женщины, этапы жизни женщины от колыбели до могилы. Нью-Йорк, Джеймс Бейли. Ок. 1848

Есть и другой интересный феномен, перекликающийся с FaceApp. Несколько лет назад старение внезапно вошло в моду в фэшен-индустрии: на обложках журналов и в кампаниях брендов появились пожилые модели 60–90 лет, которые сегодня востребованы как никогда. По популярному хэштегу в Инстаграме этот феномен получил название #greynaissance, что можно перевести как «ренессанс седины».

Обложка испанского журнала S Moda (модели от 52 до 90 лет)Обложка испанского журнала S Moda (модели от 52 до 90 лет)

В 2018 году вышло несколько статей в западных изданиях, написанных активистами silver hair, о том, что рекламный термин anti-ageing выходит из оборота, сменяясь на более мягкие словосочетания — такие, как perfect age («идеальное старение»), slow age («медленное старение») и так далее. Становится неприличным убеждать женщин в том, что старение — недуг, от которого надо обязательно лечить, что возраст следует скрывать, маскировать и стесняться его. Женщинам сегодня достаточно выглядеть хорошо, а не «моложе». Старость приходит в медиасферу, конечность бытия перестает быть табуированной, набирает силу движение death positivity, что в конечном итоге меняет наше отношение к этому феномену.

Юрген Теллер. Портрет Джоан Дидион для рекламной кампании Celine. 2015Юрген Теллер. Портрет Джоан Дидион для рекламной кампании Celine. 2015© Juergen Teller

Войдет ли летом 2020 года в наше повседневное медиапространство новая версия FaceApp? Неизвестно, но другие известные версии memento mori явно оказываются на повестке дня. Например, на католических порталах в марте 2020 года появились материалы о растущей актуальности сюжета «Пляска смерти» — который, кстати, появился в XIV веке в качестве ответа на эпидемию чумы, уносящей бедных и богатых людей всех возрастов.

В одной из таких статей, посвященной коронавирусу, католический священник Рев Фергус Батлер-Гэлли замечает, что «единственное, что способно рационализировать сложный и сплоченный лабиринт человеческих взаимоотношений и выстроить их в ровную линию, — это смерть — даже если это лишь ее силуэт на далеком холме». Размышляя о том, что современная привычка «концентрироваться на светлой стороне жизни» лишь усиливает наши страхи и делает смерть более могущественной, он приходит к выводу, что признание присутствия смерти делает бытие более осознанным. И, на первый взгляд, оптимистично завершает статью — «время надеть наши танцевальные туфли». Правда, он имеет в виду танец со смертью.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20244858
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246419
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413015
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419505
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423583
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202428890
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429544