Пейзаж с разрушениями

Дмитрий Янчогло о фотографиях Анастасии Самойловой

текст: Дмитрий Янчогло

В московском Манеже в рамках биеннале «Мода и стиль в фотографии» проходит выставка русско-американского фотографа Анастасии Самойловой «Зона затопления». Небольшая экспозиция — русский дебют Самойловой, чьи работы находятся в собраниях американских музеев и публикуются в профессиональной и популярной периодике США и Европы. «Зона затопления» — серия, которой Самойлова занята с 2016 года, с тех пор, как переехала в Майами-Бич — главный курортный город Америки на Атлантическом побережье.

Майами-Бич был создан в идеальных условиях для девелоперов, заработавших на строительстве вилл и отелей для туристов. Расположенный на рукотворном острове, молодой город должен был представлять собой воплощенную мечту об идеальном тропическом рае. Однако теперь он сталкивается с таким же рукотворным изменением климата: из-за глобального потепления город-остров ежегодно подвергается затоплению.

«Сезонность», свойственная климату, в котором период ураганов чередуется с периодом невыносимой жары, накладывает особый отпечаток на полуискусственный городской пейзаж. Майами — место, не предполагающее долговременного проживания. Это дает ощущение декорации, бутафории, которое не покидает зрителя, смотрящего на фотографии Самойловой.

Особой остроты это чувство достигает в кадре, в котором женщина с нарочито искусственными, ядовито-рыжими волосами, застывшая в позе энгровской Афродиты, смотрит на витрину парикмахерской. Рядом, словно в насмешку, уставился на нас гипсовый пес на цепи. Эти схваченные образы искусственного, данные в нежных, приглушенных цветах (оранжевый волос — единственное яркое пятно на фотографии), несут отпечаток пугающего, жуткого несоответствия.

© Анастасия Самойлова

Буквальным воплощением этой нарочитой фальши является один из самых частых образов в серии Самойловой — рекламные баннеры, расклеенные поверх заборов рушащихся домов. Изображенные на них пальмы и фешенебельные дома перемежаются с видами реальных построек с заколоченными окнами в окружении настоящих, но выгоревших пальм. Девелопмент требовал не просто преображения искусственного острова, но создания его искусственного образа, и на снимках Самойловой очаровывающая, завораживающая мечта встречается с губительностью природы. Она фотографирует пальмы, повалившиеся со своих аккуратных газонов на стены отелей, или тень, которую по-деревенски нелепый, допотопный столб электропередачи отбрасывает на билборд с очередным отелем. Фотографа интересует разрыв между катастрофичностью и потребительской жизнью, отраженный в разрыве между интересами бизнеса, создавшего Майами-Бич, и безразличной и безжалостной к городу природой.

© Анастасия Самойлова

Эта двойственность оптики Самойловой — пожалуй, самое интригующее в проекте. В том, как снято умирание идеального города, есть особое отчуждение. Оно не эстетическое, фотограф не любуется затопленными улицами и поваленными пальмами, но в этих работах, кажется, нет тревожного сочувствия искусственной среде, нет паники, есть, скорее, спокойствие и смирение наблюдателя, методично отмечающего странности окружающего пейзажа. Объяснить это можно по-разному. Сослаться на то, что фотограф — эмигрант, или вспомнить о том, что Самойлова начинала карьеру с большого опыта студийной фотографии, а к документальному фото впервые обратилась именно в серии, представленной в Манеже. Однако все это не дает объяснения притягательной парадоксальности ее образов.

Эстетическое в проекте — фотографируемый объект, а не риторика самого фотографа, не стиль, сформированный в студийной практике. Здесь возникает проблема недостаточности профессиональной терминологии, которая могла бы помочь классифицировать и анализировать работы Самойловой. Они, как было замечено, пытаются преодолеть границы документальной фотографии как сложившегося жанра. Более того, если рассматривать их как фотографии среды, как энвайронментализм, обнаруживается особенность места автора, который в «средовых» проектах всегда является пришедшим извне, путешественником, воспринимающим реальность вокруг как эффектную экзотику, достойную запоминания и последующего технического воспроизведения. Самойлова, напротив, живет внутри фиксируемых ей климатических изменений, не осмысляя их через агитационную яростную риторику, но представляя как определенную специфику ландшафта.

Не следует видеть в этих фотографиях болезненное любование катастрофой. Оно кажется гораздо более свойственным фотографам, демонстрирующим пагубность потепления через растиражированные и приевшиеся образы тающих ледников и грязных тропических рек. Самойлова изображает среду, в которой она живет, созданную, чтобы быть комфортной и привлекательной, но несущую отпечаток последствий долгосрочного антропогенного воздействия на планету. Поиск эстетического объекта в этой среде оправдан тем, что, даже будучи документальной, «Зона затопления» выставляется в Америке как художественный проект. В некотором смысле это снимает у Самойловой проблему следования традиционным штампам энвайронменталистской фотографии и позволяет не в ущерб политическому посылу разрабатывать свой индивидуальный стиль.

© Анастасия Самойлова

Недостаточность, ущербность описательного языка российской критики в отношении современной фотографии связана с тем, что этот медиум в России редко воспринимается как самостоятельный вид искусства со своими развитыми пластическими ресурсами. Если русский зритель и может еще назвать несколько имен знакомых современных фотографов-соотечественников, то он едва ли знает о том, что происходит на зарубежной сцене, ограничиваясь выставками в Мультимедиа Арт Музее и ряде галерей. Европейские страны, напротив, более открыты для репрезентации зарубежных фотографов: так, книга Самойловой с представленным в Манеже проектом вышла в Германии.

В России, к сожалению, существует недостаток не только выставочных пространств и внимания со стороны СМИ, но и исследователей и критиков, конструирующих риторику описания и анализа фотографии, — тех, кто мог бы достойно освещать столь удачные проекты. Во многом поэтому значение фотографии в России остается большей частью прикладным, коммерческим: фотография недостаточно интегрирована в поле искусства, и площадок для ее художественной репрезентации заметно не хватает. «Зона затопления» в этом году была экспонирована на трех персональных выставках Самойловой в США, три из которых были музейными. Однако в России ее проект представлен не как самостоятельный, достойный музейной или галерейной персональной выставки: он показан в рамках биеннале, посвященной модной фотографии, и это по меньшей мере запутывает зрителя.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20244858
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246419
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413015
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419505
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423583
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202428890
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429544