(Аудио)визуальный словарь Андрея Кузькина

Цвет асфальта и листьев курчавые цветы

текст: Надя Плунгян
1 из 9
закрыть
  • Рубрика «Визуальный словарь» посвящена скрытой, но едва ли не самой значительной проблеме российского искусства наших дней. В условиях переизбытка визуального шума и одновременного дефицита информации не так просто найти настолько глубокую «скважину впечатлений», чтобы не утратить интереса к реальности и сформировать собственный оригинальный язык.

    Сегодня об источниках своей работы согласился рассказать художник, скульптор, перформер и акционист Андрей Кузькин. Хотя он, кажется, меньше всего стремится опереться на материальное пространство и выстраивает свой словарь не столько на визуальных, сколько на поэтических основаниях.

    Bigmat_detailed_pictureОдна из редких фотографий, где я со своим отцом (Александром Кузькиным), это примерно 1980 год (мне меньше года). Отца не стало в 1983-м© А. Кузькин
    Вместе

    Мои родители — художники, поэтому я как-то сразу знал о существовании искусства, и проблема выбора профессии передо мной тоже не стояла — с детства я рисовал, а потом поступил в тот же институт (Полиграфический), который окончили в свое время мои родители — мама, папа и отчим. Все довольно скучно. Потом работал дизайнером лет пять. Рисовал что-то для себя, в стол.

    Домашняя свадьба мамы (Ольги Лозовской) и отчима (Евгения Гора). 1990 год. И мама, и отец, и отчим учились на одном курсе Полиграфического институтаДомашняя свадьба мамы (Ольги Лозовской) и отчима (Евгения Гора). 1990 год. И мама, и отец, и отчим учились на одном курсе Полиграфического института© А. Кузькин

    Вспоминается одна семейная традиция, которая, наверное, как-то повлияла: на Новый год мы с моим отчимом Женей Гором изготавливали из картона и бумаги большого зверя, соответствующего году по китайскому календарю, и украшали им квартиру. Это было несколько раз всего; я помню тигра, дракона, козу и змею.

    Мне это очень нравилось — и они были такие большие, на полкомнаты, и как-то подвешивались к потолку… мне тогда было лет шесть-семь.

    Возможность искусства как способа высказывания, обращенного к публике, я осознал довольно поздно, лет в 27. Тогда я находился в ужасном психологическом состоянии, и возможность высказываться с помощью искусства спасла меня.

    «Вместе». 2010 год. На фотографии на стене — мой отец Александр Кузькин и я. У меня на коленях мой сын — Ося Кузькин«Вместе». 2010 год. На фотографии на стене — мой отец Александр Кузькин и я. У меня на коленях мой сын — Ося Кузькин© А. Кузькин
    Вместе

    Вместе мы догадывались
    или нам казалось, что на тот момент
    было явлением, то есть являлось
    несомненной данностью,
    что мы знаем тайну
    и более ничего не хотим кроме
    этого совместного догадывания
    в любой момент нашего существования
    которое продолжалось постоянно, несмотря
    на ощущение утраты и подмены
    но возобновлялось вновь и вновь на фоне
    смены
    времен года
    снова и снова.

    И еще немного
    и мы совсем утратим
    всякую материальность
    и перейдем в разряд
    неощутимых тел
    и нам будет подвластно
    то о чем раньше и не мечталось
    а только грезилось в детстве,
    когда мы были совсем детьми
    и, выходя вечером из подъезда,
    обращали внимание на цвет асфальта
    и листьев курчавые цветы.

    Пока нас не били по морде, не окунали
    головой в унитаз и не начиналось всего этого,
    о чем хотелось бы забыть поскорей
    но не получается,
    и это в дальнейшем накладывало отпечаток
    на всю жизнь и делало во многом
    невыносимым взаимодействие с говорящими созданиями,
    называющими себя людьми.

    Именующимися почему-то Петями, Ванями и другими сочетаниями букв,
    но при этом не вызывающими ничего,
    кроме промелькивания теней вдалеке и страха удариться подбородком о лед.
    Страха засыпанного за шиворот снега, а позднее соленой крови, текущей из носа в рот.

    Вот оно!
    Это то, это как, это почему, зачем и для чего я вырос и где.
    Вот почему я в состоянии выстрелить убегающему вслед в темноту Ваньку
    И потом пнуть, его еще теплого, чтобы шапка соскочила с запотевшего затылка.
    И чтобы мать его потом причитала долго
    Сидя над тарелкой блинов с киселем в халатике с желтыми цветочками.
    За столом покрытым клеенкой
    И ватными одеялами на кровати
    Ложилась спать, проваливаясь
    В пустоту произошедшего,
    Не оставляя себе ничего, что могло бы
    Хоть сколько-нибудь еще выдавить слезы.

    Только это и ничего больше не
    сформировало меня как художника.

    А. Кузькин. 2009


    Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20245147
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246697
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413251
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419713
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423785
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202429080
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429731