15 сентября 2017Кино
247

«Послание к человеку» — выбор COLTA.RU

Антология китайского дока, «сахалинская волна», фильмография революции и прочее

текст: Алексей Артамонов, Василий Корецкий, Елизавета Михальченко, Максим Семенов, Наталья Серебрякова
12 из 20
закрыть
  • Bigmat_detailed_picture
    Программа «Революция. Призрак бродит по экрану»

    Фестиваль, проходящий в год юбилейной консервации русской революции, да еще и в ее колыбели, не мог обойтись без фильмов на тему. Но это программа не фильмов о революции, а революционного кино. В чем разница? Цитируя Михаила Трофименкова, в следующем: сами эти фильмы (большинство из них) стояли на баррикадах. Они транслировали правду революции, как понимали ее изнутри. Порой она заключается в механике реакции, в силу своей прямолинейности превосходящей революционный порыв, как в случае «Битвы за Чили» Патрисио Гусмана, величайшей аналитической документации революционных процессов во всей их противоречивой сверхдетерминации.

    Как дети советской культуры, мы привыкли, что революция в искусстве — это что-то монументальное, торжественное, золотыми буквами выбитое в граните. Что-то, оставшееся в прошлом, вытесненная первосцена, предстающая перед нами как статичная данность. Нам хорошо знакомы помпезные историко-революционные фрески, фетишизирующие революцию и поднимающие ее на знамена. Фильмы этой программы — другие. В них революция — открытый процесс, даже если они говорят о прошлом, как фильмы Штроба и Юйе «Слишком рано / слишком поздно» (Французская революция и революция Нагиба в Египте) и «Всякая революция есть бросок костей» (Парижская коммуна + Малларме).

    Революция — это разрыв исторической ткани, меняющий общественно-экономическую формацию. Но эта смена не происходит мгновенно. Внутри — стихийное политическое творчество масс, накал классовой борьбы, миллион сложных и вынужденных решений. Революция — это процесс, а не его результат, и этот процесс обычно скрыт от наших глаз. Именно в это низовое революционное варево — с точки зрения масс, а не их предводителей — дает нам возможность заглянуть, например, Томас Харлан в «Торре Бела», своем хрестоматийном фильме о политической и экономической самоорганизации крестьян в ходе Революции гвоздик. Или заключительная часть той же «Битвы за Чили», рассказывающая о деятельности локальных групп «народной власти», — и это лучшее доказательство реальной возможности демократической революционной альтернативы, несмотря на случившийся в Чили государственный переворот. А «Генеральный отчет» — документальный фильм, снятый как игровой, — не без издевательства выворачивает наизнанку политическую кухню процесса перехода от диктатуры (в данном случае Франко) к демократии. Живая рефлексия на тему того, что значит снимать кино политически, не мешала тайному классику испанского киноавангарда Пере Портабелле, автору «Отчета», как и многим другим режиссерам этой программы, соединять кино с реальной политикой — Портабелла после этого фильма стал сенатором и участвовал в написании новой конституции Испании.

    Задача программы не в том, чтобы давать ответы, а в том, чтобы задавать вопросы — себе, прошлому, настоящему, будущему. Что может сообщить нам документация революционного опыта? Каким образом передать его полноту на экране? Как функционирует его репрезентация? И не управляют ли медиаинституты коллективным переживанием истории в большей степени, чем история управляет медиа? Этим вопросам в рамках программы будет посвящена отдельная конференция, но их проблематизируют и сами фильмы. В особенности — «Видеограммы революции», блестящий пример аналитической аудиовизуальной историографии, смонтированный Андреем Ужицей и Харуном Фароки. Используя материалы из телевизионных архивов, нас призывают задуматься, что же на самом деле видели участники румынской революции, которую Фароки называет визуальной, что видим мы и где пролегают границы понимания и ощущения запечатленной на видео истории. Андрей Ужица приедет представить фильм и рассказать, как они работали с этими острыми темами.


    Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249366
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416012
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420329
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425564
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202426907