В этом году COLTA.RU решила пойти на эксперимент и пригласила к временному кураторству над разделом «Фотопроекты» молодых и талантливых представителей ведущих российских фотоинституций. Мы разделили календарный год между шестью кураторами и попросили их отобрать для публикации наиболее интересные образцы современной российской фотографии.
Приглашенные кураторы
Катерина Зуева, Центр фотографии им. братьев Люмьер
Надежда Шереметова, «ФотоДепартамент»
Сергей Потеряев, «Дом Метенкова»
Дарья Туминас, фриланс-куратор, Амстердам
Анастасия Богомолова, блог This is a photobook
Светлана Тэйлор, Британская высшая школа дизайна
Четвертый резидент: Дарья Туминас — фриланс-исследователь, фотограф и куратор. В 2011 году Туминас окончила магистерскую программу «Теория кино и фотографии» в Лейденском университете с дипломом, рассматривающим нарратив в фотографии. Во время обучения Дарья проходила интернатуру в журнале Foam Magazine в Амстердаме. В 2011—2014 гг. Дарья совместно с Евгенией Свещинской курировала программу «Опыт голландской фотографии», включавшую в себя ряд образовательных событий и выставку о голландской фотографии «Undercover» (выставочная площадка — музей современного искусства «Эрарта»), которая получила серебряный приз на конкурсе European Design Awards. В 2014 году Дарья курировала проект «Читая фотокнигу», включавший в себя выставку, семинар и конкурс рецензий на фотокниги (выставочная площадка — Галерея печати). На данный момент Дарья преподает в FotoFactory (Амстердам), Webster University (Лейден), работает в галерее Johan Deumens Gallery (Амстердам), пишет о фотографии и работает над несколькими независимыми проектами в качестве фриланс-куратора.
Дарья Туминас представляет проект Лены Холкиной «Роща».
Лена Холкина — фотограф, художник, автор книжных проектов. Выпускница Института проблем современного искусства (Москва) и «ФотоДепартамента» (Санкт-Петербург), стипендиат Urban Urge 2014. Ее книга «Did we ever meet?» выиграла конкурс Rock Your Dummy! в Париже в 2013 году и выставлялась в Санкт-Петербурге, Москве и в европейских городах в рамках проекта Box of Dummies. Книга «Doorways» вошла в шорт-лист премии Unseen Dummy Award в Амстердаме в 2014 г. Фотографии и книги Лены были представлены на выставках во многих галереях России и Европы.
Разговор Дарьи Туминас с Леной Холкиной
Дарья Туминас: Расскажи, пожалуйста, как технически работает «Роща» — инсталляция, в которой «зритель оказывается в реликтовом лесу, находившемся на территории Даниловского района Москвы и вырубленном в процессе строительства Завода им. Лихачева (ЗИЛа)»?
Лена Холкина: Технически «Роща» — это проекция зацикленного видео, сделанного из фотографии, «оживленной» при помощи программы морфинга. Отдельные куски леса медленно «текут», сдвигаются. Проекция расположена в выставочном зале «ART Коробка» таким образом, что ее видно издалека с разных точек, и задача легкого «течения» леса — привлечь зрителя / посетителя ТЦ, пригласить его подойти ближе, сымитировать эффект бокового зрения. При приближении к пространству проекции зритель в определенный момент попадает в узкое поле зрения камеры наблюдения, изображение с которой тоже проецируется на стену с лесом, и зритель неожиданно для себя оказывается в лесу. Качество картинки таково, что силуэт зрителя довольно сильно высветлен, в проекции он больше всего похож на призрака, внезапно появляющегося в «текучем» лесу и так же внезапно покидающего его. Таким образом, идея призрачного, давно не существующего леса проявляется максимально.
Туминас: В описании проекта «Роща» говорится о том, что зритель видит давно не существующую Тюфелеву рощу якобы ожившей и «отражающей виртуальную реальность… всего, что окружает нас в урбанистическом пространстве». Насколько я понимаю, виртуальность реального пространства связана для тебя с временными пластами, которые не оставляют никаких следов на городе, кроме истории, рассказанной в Википедии (которую ты цитируешь в описании проекта): Тюфелева роща была царскими охотничьими угодьями в XVII веке, реликтовым лесом, в 1916 году превратилась в территорию автомобильного завода «ЗИЛ», в 2015 году на месте ЗИЛа появился торговый центр «Ривьера». Леса на этом месте нет еще с 1930-х. Можешь рассказать подробнее, что такое виртуальная реальность урбанистического пространства для тебя?
Холкина: Когда кураторы выставки Дарья Неретина и Валентина Халтанова предложили сделать работу для «ART Коробки», мне показалось важным и интересным рассказать посетителям торгового центра об этом месте что-то увлекательное, в какой-то степени сокровенное, что-то, удаленное от них во времени и, может быть, в пространстве. Понятие виртуальности представлено в проекте именно в этом контексте — связи с рощей возможны только в формате цифровых данных или текста. О Тюфелевой роще мне рассказала фотограф Оля Алексеенко. Затем в интернете обнаружилась активная доминанта информации, представленной в статье Википедии, посвященной роще (поэтому я и включаю в текст о проекте очевидную отсылку к ресурсу). Таймлайн этой территории детализирован и разнообразен — от реликтового леса к железной дороге, автомобильному заводу и, наконец, к «социальному кластеру нового поколения» и «торговому центру lifestyle-формата» (цитаты из пресс-релиза открытия ТРЦ «Ривьера», в котором расположена «ART Коробка» ). В реальности — как правильно подмечают немногочисленные исследователи, пишущие в интернете о Тюфелевой роще, — от нее остались лишь название улицы и пара текстов в сети.
Туминас: «Роща» встает в один ряд с другими твоими «городскими» проектами, например, с работой «Сны Центрального павильона». Эта перформанс-проекция работает с той же идеей виртуальности. ВДНХ, «сюрреалистический некрополь», представлена в «Снах Центрального павильона» как «место силы из прошлого с возможностью будущего, чья функция в настоящем не определена». То есть это очередное пространство, где на первый план выступает его временной аспект. Выбор мест, с которыми ты работала (Тюфелева роща и ВДНХ), был отчасти определен site-specific-характером работ: «Роща» делалась для новой галереи «ART Коробка» в торговом центре «Ривьера», а «Сны Центрального павильона» были сделаны в рамках VI Московской биеннале современного искусства, проходившей в Центральном павильоне ВДНХ. Но мне бы хотелось остановиться на природе выбранных тобой мест вне зависимости от их связи с выставочными площадками. Почему тебе интересен город как точки в пространстве, аккумулирующие память? И выделяются ли для тебя некоторые места или теоретически ты могла бы работать с абсолютно любым пространством — ведь любое пространство можно рассмотреть с точки зрения его существования в разные моменты времени?
Холкина: Я часто работаю в городе в первую очередь потому, что в нем живу. Для исследования и создания даже таких работ, как «Роща», — где на самом деле ничего вещественного практически не создается — нужно время (и деньги), поэтому пока все происходит по принципу «где живу, там зарабатываю и там же делаю проекты». Конечно, в городе интересно по понятным причинам — здесь есть масса тем, вопросов, возможностей и личных привязок, которые становятся точками отсчета. Но теоретически я могла бы (и хотела бы) работать с абсолютно любыми и разнообразными пространствами, ты совершенно права.
Туминас: Ты делаешь огромное количество фотокниг и зинов, и даже инсталляции могут сосуществовать с публикацией. Например, «Сны Центрального павильона» состоят из проекций и из книги. Была ли идея сделать и для «Рощи» печатное издание — подытоживающее или дополняющее инсталляцию?
Холкина: Мне нравится формат фотокниги сам по себе и как часть чего-то большего, как было с проектом на ВДНХ. Но во втором случае хорошо, чтобы книга не просто сопутствовала проекту, описывала или документировала его, но и проявляла еще один слой каким-либо способом — через форму, содержание, контраст текстов и изображений, особенности бумаги и т.п. В случае с «Рощей» живой материальный тактильный объект мне кажется избыточным — сам проект формально так же виртуален, как и его точка отсчета. После окончания проекта не должно остаться ничего, кроме цифровых данных и текстов.
Сайт автора
Понравился материал? Помоги сайту!