Кружок

Кибербарокко из «ВКонтакте»: Стас Фальков создал фотоальманах о жизни и мироощущении молодых людей

 

В этом году COLTA.RU решила пойти на эксперимент и пригласила к временному кураторству над разделом «Фотопроекты» молодых и талантливых представителей ведущих российских фотоинституций. Мы разделили календарный год между шестью кураторами и попросили их отобрать для публикации наиболее интересные образцы современной российской фотографии.

Приглашенные кураторы

  • Катерина Зуева, Центр фотографии им. братьев Люмьер

  • Надежда Шереметова, «ФотоДепартамент»

  • Сергей Потеряев, «Дом Метенкова»

  • Дарья Туминас, фриланс-куратор, Амстердам

  • Анастасия Богомолова, блог This is a photobook

  • Светлана Тэйлор, Британская высшая школа дизайна

Шестой резидент: Светлана Тэйлор. Независимый выставочный куратор, основатель и руководитель факультета «Фотография и видеоарт» в Британской высшей школе дизайна, специалист в истории и теории новой фотографии. Исследует феномен фотографии вне ее прямого документирования.

Светлана Тэйлор о «Кружке» Стаса Фалькова

Я познакомилась со Стасом Фальковым три года назад. Тогда он занимался фотографией и размышлял про ее внутреннее вещество и возможную амплитуду комбинаций: пленка, оптика, камеры, цифра. Еще, как мне тогда показалось, его волновали вопросы, «зачем» и «что» ему дальше со своим интересом к фотографии делать. Прошло полтора года, и Стас создал фотоальманах «Кружок» — проект о жизни и мироощущении молодых людей.

Сам по себе мотив документации своего поколения не нов — подобное легко проследить начиная с Ларри Кларка («Талса», «Детки»), Нэн Голдин («Баллада о сексуальной зависимости»), Райана МакГинли («С детьми все в порядке» и «Я знаю, куда уходит лето»), Вольфганга Тильманса и заканчивая Ричардом Керном, Игорем Мухиным, Беном Риттером, Кеннетом Каппелло, Арнольдом Вебером и другими.

В художественной проблематике фотографии, когда она стала все теснее соприкасаться с искусством, а модернистский «огонь» ее почти угас, наметились магистральные пути отступления через ординарное, интимное и повседневное. Они стали регулярной практикой пассивного бунта против глобального мира и утверждения особого значения — или, скорее, переосмысления — обыденности. Ежедневное усложнение сетевого общества, разрастание облака хештэгов как момент мгновенного подключения/отключения к определенному пространству социальных связей, лавиноподобный поток ежесекундной информации — данные факторы невероятно усложняют реальность, и, как заметил Жан-Франсуа Лиотар, «каждый из нас живет на пересечениях траекторий множества этих частиц», но в то же время «каждый предоставлен сам себе».

«Кружок» — феномен не только времени (хотя Фалькова стилистически я бы причислила к кибербарокко), но и новой фотографии. Тот же Арнольд Вебер не преодолевает документальное качество трэш-фотографии начала 90-х, он остается в традиции. У Стаса Фалькова все выстроено на рафинированной эстетике: прекрасный свет, вычурная аккуратность, тотальная «бьютификация», холодная отрешенность лиц. Мы не находим на фотографиях ни следов плохой кожи и лишений, ни печати болезни, ни страданий, ни боли. Перед нами новый потенциал фотографических форм: качество изображения против так долго любимой непосредственной, любительской съемки, отсутствие размытостей, вспышки, небрежного кадрирования. Маниакально продуманная сценография, перфекционизм, четкость, сдержанный холодный свет, жесткий кастинг, сложная игра и стиль производят смысл. Пример визуальной адаптации к культурному коду времени, когда образ жизни становится формой культуры, а идентификация с сообществом — высказыванием о поколении.

Создатель «Кружка», его авторы, его персонажи, весь мир и реальность вместе образуют четко очерченное единство: это территория с конкретной картой, где слушают свою музыку, посещают свои места, носят правильную одежду. Это ода, воспевающая с безмятежной печалью разрыв современного человека и мира.

«Музыка: Ploho, Антоха MC, FOLKPRO MUSIQUE, “Макулатура”, Луна, ATL, Пасош, Никита Забелин, Фараон, Лупрекаль, Oxxxymiron, Summer of Haze и др.

Я раньше в рэп группе был, по этому у меня немного деформированы вкусовые предпочтения.

Места: Рабица, НИИ, Стрелка, Энтузиаст, Смена (закрылась), Дич. Я плохо разбираюсь в этой теме, так как приехал из провинциального города. В момент когда я формировался как личность, там не было какой-то клубной культуры, разве что можно было посидеть в подъезде да и все. С другой стороны поэтому мне и интересно вся предлагаемая эстетика этих мест, и сами персонажи происходящих там событий.

Одежда: вещи из секонда самый кайф, а так: Волчок, Спутник, Гоша Рубчинский, The North Face, Adidas и тд.

Куча всяких мелких производителей, в каждом городе есть своя марка, это очень радует.

Мне кажется скоро мы придем к тому, что каждый уважающий себя человек будет иметь свой бренд одежды. Даже я пробовал выпускать свои футболки с Шуфутинским».

Стас Фальков

Нашел «ВКонтакте» несколько фотографов, которые делают странные снимки. Странные — потому что они, с одной стороны, не вписываются в коммерческий «мейнстрим» и прочие «художественные» дела, с другой — я чувствую, что в них есть что-то большее, чем простой концептуальный постмодернистский «щелчок» по кнопке затвора. Вдруг там есть трагедия, душевная рана, какая история. Жалко было бы пропустить такое. Поэтому, пока эти карточки не напечатаны на больших форматах и не растащены по галереям и биеннале, надо узнать, что же произошло.

Все очень просто. Я попросил авторов рассказать «Главную историю»:

«Я нажимаю на кнопку и вспоминаю о прошлом, удивляюсь и впечатляюсь. Аутсайдер и бездельник, вдохновляюсь великими, работаю и зарабатываю, чтобы здесь жить и рассказывать».

Одна фраза, семь вопросов, каждый из которых — шифр. Удалось или нет вскрыть творческую душу?.. В конце концов, это не важно. Мы собрали всех в кружок и посмотрели фотографии, это — классно! Кстати, повествование происходит от первого лица.

Саша Киреев (веб-арт-художник, который помогает мне с журналом):

«Я бы сделал все не таким образом. И вряд ли бы сделал в принципе, если бы делал самостоятельно. Гляньте только на фоторепортаж Паши-Валеры: смотреть на него без позывов в области пищеварительного тракта просто невозможно.

Но для меня это ценный опыт.

Взгляд Стаса на подборку авторов, его принцип отбора работ — все это меня цепануло. Потому работать с материалом, собрать в единую картинку намеки, образы, обрывки фраз и историй и далее упаковать в продукт, готовый к просмотру, — хороший разрыв шаблонов, полученных за годы работы в коммерческой индустрии.

Так что все каким-то образом подсобралось, и получилось действительно хорошо. Будем работать дальше».

Участники «Кружка» о главном

Катя Галицкая
facebook.com
Для своих мини-фотовечеринок мы придумываем постановочные сюжеты: жжем коробки, вооружившись ножами, таскаем в лес какие-то овощи и супертяжелый арбуз, еду из «Макдоналдса» ночью. Это всегда весело.

Дарина Аксенова
vk.com
Пью сухое красное вино.
Темы для разговора меняю чаще, чем моргаю.
Часто уезжаю с пар на море, чтоб просто посмотреть.

Паша-Валера
vk.com
Каждое совершаемое действие и есть ошибка, поскольку ведет к одному всем известному финалу. Большинство об этом старается не думать, хотя эта мысль, как мне кажется, не такая уж гнетущая.

Артем Грислис
vk.com
Мои фотографии нравятся друзьям, а на фотодневник подписалась любимая фолк-гитаристка Джессика Пратт. Если это считается, то я реализован.

Евгений Музалевский (@tinkivinkias)
vk.com
Ворую сыр в продуктовом и брожу вечерами по Обводному каналу с лавашами из тандыра. Не вижу смысла врать.

Саша Граф
vk.com
Своим главным творением считаю свою комнату в общежитии. Мне повезло с соседкой, она такая же безбашенная. У нас тут на стенах и огромный пазл с единорогами, и открытки с русскими тюремными татуировками, и флаг ирландский, и панно из Австралии с кенгурятами... А еще много ковров! Люблю ковры! В общем, полно дерьма. Раньше коллекционировали бутылки из-под выпитого, но после терок с комендантом пришлось многое почистить. Кровати завести, например.

Сайт «Кружка»

Инстаграм автора


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20244878
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246437
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413030
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419518
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423598
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202428902
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429556