Разговор c оставшимся
Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20249413В этом году COLTA.RU решила пойти на эксперимент и пригласила к временному кураторству над разделом «Фотопроекты» молодых и талантливых представителей ведущих российских фотоинституций. Мы разделили календарный год между шестью кураторами и попросили их отобрать для публикации наиболее интересные образцы современной российской фотографии.
Катерина Зуева, Центр фотографии им. братьев Люмьер
Надежда Шереметова, «ФотоДепартамент»
Сергей Потеряев, «Дом Метенкова»
Дарья Туминас, фриланс-куратор, Амстердам
Анастасия Богомолова, блог This is a photobook
Светлана Тэйлор, Британская высшая школа дизайна
Шестой резидент: Светлана Тэйлор. Независимый выставочный куратор, основатель и руководитель факультета «Фотография и видеоарт» в Британской высшей школе дизайна, специалист в истории и теории новой фотографии. Исследует феномен фотографии вне ее прямого документирования.
Я познакомилась со Стасом Фальковым три года назад. Тогда он занимался фотографией и размышлял про ее внутреннее вещество и возможную амплитуду комбинаций: пленка, оптика, камеры, цифра. Еще, как мне тогда показалось, его волновали вопросы, «зачем» и «что» ему дальше со своим интересом к фотографии делать. Прошло полтора года, и Стас создал фотоальманах «Кружок» — проект о жизни и мироощущении молодых людей.
Сам по себе мотив документации своего поколения не нов — подобное легко проследить начиная с Ларри Кларка («Талса», «Детки»), Нэн Голдин («Баллада о сексуальной зависимости»), Райана МакГинли («С детьми все в порядке» и «Я знаю, куда уходит лето»), Вольфганга Тильманса и заканчивая Ричардом Керном, Игорем Мухиным, Беном Риттером, Кеннетом Каппелло, Арнольдом Вебером и другими.
В художественной проблематике фотографии, когда она стала все теснее соприкасаться с искусством, а модернистский «огонь» ее почти угас, наметились магистральные пути отступления через ординарное, интимное и повседневное. Они стали регулярной практикой пассивного бунта против глобального мира и утверждения особого значения — или, скорее, переосмысления — обыденности. Ежедневное усложнение сетевого общества, разрастание облака хештэгов как момент мгновенного подключения/отключения к определенному пространству социальных связей, лавиноподобный поток ежесекундной информации — данные факторы невероятно усложняют реальность, и, как заметил Жан-Франсуа Лиотар, «каждый из нас живет на пересечениях траекторий множества этих частиц», но в то же время «каждый предоставлен сам себе».
«Кружок» — феномен не только времени (хотя Фалькова стилистически я бы причислила к кибербарокко), но и новой фотографии. Тот же Арнольд Вебер не преодолевает документальное качество трэш-фотографии начала 90-х, он остается в традиции. У Стаса Фалькова все выстроено на рафинированной эстетике: прекрасный свет, вычурная аккуратность, тотальная «бьютификация», холодная отрешенность лиц. Мы не находим на фотографиях ни следов плохой кожи и лишений, ни печати болезни, ни страданий, ни боли. Перед нами новый потенциал фотографических форм: качество изображения против так долго любимой непосредственной, любительской съемки, отсутствие размытостей, вспышки, небрежного кадрирования. Маниакально продуманная сценография, перфекционизм, четкость, сдержанный холодный свет, жесткий кастинг, сложная игра и стиль производят смысл. Пример визуальной адаптации к культурному коду времени, когда образ жизни становится формой культуры, а идентификация с сообществом — высказыванием о поколении.
Создатель «Кружка», его авторы, его персонажи, весь мир и реальность вместе образуют четко очерченное единство: это территория с конкретной картой, где слушают свою музыку, посещают свои места, носят правильную одежду. Это ода, воспевающая с безмятежной печалью разрыв современного человека и мира.
«Музыка: Ploho, Антоха MC, FOLKPRO MUSIQUE, “Макулатура”, Луна, ATL, Пасош, Никита Забелин, Фараон, Лупрекаль, Oxxxymiron, Summer of Haze и др.
Я раньше в рэп группе был, по этому у меня немного деформированы вкусовые предпочтения.
Места: Рабица, НИИ, Стрелка, Энтузиаст, Смена (закрылась), Дич. Я плохо разбираюсь в этой теме, так как приехал из провинциального города. В момент когда я формировался как личность, там не было какой-то клубной культуры, разве что можно было посидеть в подъезде да и все. С другой стороны поэтому мне и интересно вся предлагаемая эстетика этих мест, и сами персонажи происходящих там событий.
Одежда: вещи из секонда самый кайф, а так: Волчок, Спутник, Гоша Рубчинский, The North Face, Adidas и тд.
Куча всяких мелких производителей, в каждом городе есть своя марка, это очень радует.
Мне кажется скоро мы придем к тому, что каждый уважающий себя человек будет иметь свой бренд одежды. Даже я пробовал выпускать свои футболки с Шуфутинским».
Нашел «ВКонтакте» несколько фотографов, которые делают странные снимки. Странные — потому что они, с одной стороны, не вписываются в коммерческий «мейнстрим» и прочие «художественные» дела, с другой — я чувствую, что в них есть что-то большее, чем простой концептуальный постмодернистский «щелчок» по кнопке затвора. Вдруг там есть трагедия, душевная рана, какая история. Жалко было бы пропустить такое. Поэтому, пока эти карточки не напечатаны на больших форматах и не растащены по галереям и биеннале, надо узнать, что же произошло.
Все очень просто. Я попросил авторов рассказать «Главную историю»:
«Я нажимаю на кнопку и вспоминаю о прошлом, удивляюсь и впечатляюсь. Аутсайдер и бездельник, вдохновляюсь великими, работаю и зарабатываю, чтобы здесь жить и рассказывать».
Одна фраза, семь вопросов, каждый из которых — шифр. Удалось или нет вскрыть творческую душу?.. В конце концов, это не важно. Мы собрали всех в кружок и посмотрели фотографии, это — классно! Кстати, повествование происходит от первого лица.
Саша Киреев (веб-арт-художник, который помогает мне с журналом):
«Я бы сделал все не таким образом. И вряд ли бы сделал в принципе, если бы делал самостоятельно. Гляньте только на фоторепортаж Паши-Валеры: смотреть на него без позывов в области пищеварительного тракта просто невозможно.
Но для меня это ценный опыт.
Взгляд Стаса на подборку авторов, его принцип отбора работ — все это меня цепануло. Потому работать с материалом, собрать в единую картинку намеки, образы, обрывки фраз и историй и далее упаковать в продукт, готовый к просмотру, — хороший разрыв шаблонов, полученных за годы работы в коммерческой индустрии.
Так что все каким-то образом подсобралось, и получилось действительно хорошо. Будем работать дальше».
Катя Галицкая
facebook.com
Для своих мини-фотовечеринок мы придумываем постановочные сюжеты: жжем коробки, вооружившись ножами, таскаем в лес какие-то овощи и супертяжелый арбуз, еду из «Макдоналдса» ночью. Это всегда весело.
Дарина Аксенова
vk.com
Пью сухое красное вино.
Темы для разговора меняю чаще, чем моргаю.
Часто уезжаю с пар на море, чтоб просто посмотреть.
Паша-Валера
vk.com
Каждое совершаемое действие и есть ошибка, поскольку ведет к одному всем известному финалу. Большинство об этом старается не думать, хотя эта мысль, как мне кажется, не такая уж гнетущая.
Артем Грислис
vk.com
Мои фотографии нравятся друзьям, а на фотодневник подписалась любимая фолк-гитаристка Джессика Пратт. Если это считается, то я реализован.
Евгений Музалевский (@tinkivinkias)
vk.com
Ворую сыр в продуктовом и брожу вечерами по Обводному каналу с лавашами из тандыра. Не вижу смысла врать.
Саша Граф
vk.com
Своим главным творением считаю свою комнату в общежитии. Мне повезло с соседкой, она такая же безбашенная. У нас тут на стенах и огромный пазл с единорогами, и открытки с русскими тюремными татуировками, и флаг ирландский, и панно из Австралии с кенгурятами... А еще много ковров! Люблю ковры! В общем, полно дерьма. Раньше коллекционировали бутылки из-под выпитого, но после терок с комендантом пришлось многое почистить. Кровати завести, например.
Запрещенный рождественский хит и другие праздничные песни в специальном тесте и плейлисте COLTA.RU
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
Все новостиМария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20249413Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 202411025Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 202417128Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202423414Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202424130Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202426692Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202427412Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202432665Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202432750Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202432016