В этом году COLTA.RU решила пойти на эксперимент и пригласила к временному кураторству над разделом «Фотопроекты» молодых и талантливых представителей ведущих российских фотоинституций. Мы разделили календарный год между шестью кураторами и попросили их отобрать для публикации наиболее интересные образцы современной российской фотографии.
Приглашенные кураторы
Катерина Зуева, Центр фотографии им. братьев Люмьер
Надежда Шереметова, «ФотоДепартамент»
Сергей Потеряев, «Дом Метенкова»
Дарья Туминас, фриланс-куратор, Амстердам
Анастасия Богомолова, блог This is a photobook
Светлана Тэйлор, Британская высшая школа дизайна
Шестой резидент: Светлана Тэйлор. Независимый выставочный куратор, основатель и руководитель факультета «Фотография и видеоарт» в Британской высшей школе дизайна, специалист в истории и теории новой фотографии. Исследует феномен фотографии вне ее прямого документирования.
Светлана Тэйлор о проекте «Донбасс» Дмитрия Старусева
В воздухе витает дух вычурно-сентиментального отношения к индивидуальной реальности. Он глубоко проник во все слои атмосферы и распространился почти на все сферы жизни, но особо стоит отметить фотографию. Ностальгия по прошлому, по аналоговой и доиндустриальной фазе фотографии, почти маниакальное желание воскресить из мертвых те ранние методы, которые позволяли создавать уникаты: все это выстраивается во вполне ощутимый антимодернистский фронт сопротивления современных авторов цифре. Всем им хочется доказать, что их взаимоотношения с фотографией — в противовес стримовым потокам: Instagram, Tumblr и т.д. — существуют в иной плоскости, а контакт с материалом осуществляется точечно и эксклюзивно. Стратегический полигон современного искусства привлекает их сильнее всего. Происходит алхимический брак: пленки, дагеротипы, мокрый коллодий соединяются с цифровой обработкой и печатью на дигитальной машине.
Доисторическое, смутное желание вернуть фотографии волшебное действие руки художника, максимально ограничить тираж, увековечить подписью, осуществить тотальный разрыв с современными технологиями — попытка отыграть в плоскости культуры то, что последние двадцать пять лет было полностью утрачено в отношениях с новым качеством информации.
Но не у всех получается красиво уйти от дематериализации фотографии. Тех, кто готов пойти до конца, не так много. Неплохо справляются Стивен Пиппин, Вера Луттер, Майкл Уэсли, Томас Джошуа Купер, Тасита Дин, Крис Маккоу, Адам Фасс, братья-близнецы Даг и Майк Старны.
Хорошего уровня поэтизации первобытной реальности фотографического вещества добивается Дмитрий Старусев. В своих работах он выносит на передний план поэтику пространства, создавая через бытописание смысловое поле предельной искренности. Три его проекта были показаны весной в Ермолаевском в рамках фотобиеннале. «Донбасс» был одним из трех. Формально проект состоит из тонко продуманного «пятикнижия», где все пять глав объединены географически — местом, где он родился и вырос. В «Донбассе» есть интересный феномен: в нем два центральных субъекта, и оба одинаково главные — автор и местность. Причем художественный центр вынесен на периферию, некие блуждания по краям, по запретным и заброшенным территориям. Видимым становится только то, что попадает в поле зрения Дмитрия Старусева, у которого личные отношения с каждым деревом, проводом, кусочком неба. Донбасс материален, конкретен в пространстве, но мы видим только то, на что в состоянии смотреть автор. Дмитрий Старусев присваивает себе то, что на самом деле не принадлежит местности, это его личный маршрут. В столкновении субъектов возникает нечто, когда Дмитрий присваивает Донбасс себе, а Донбасс забирает Старусева у самого себя — происходит создание уникальной реальности. Становится ясно, что время в философском своем измерении играет с обоими, что и Донбасс, и Дмитрий попали в бесконечно движущийся образ вечности.
Дмитрий Старусев о «Донбассе»
1-я часть
«Металлургический комбинат в красном»
Осень. Вид из окна. Черный завод в красном только в это время года. С этого кадра начинается моя осень. Люди, деревья, погода, маленькая смерть собаки.
2-я часть
«Мертвые деревья за окном»
За окном умерло дерево, об этом я узнаю весной, но зимой я думаю, что оно просто спит. Смотрю на дерево, выхожу в город. Иду по улице Ленина, фотографирую. Грязная зима. Иногда снег. Пусто.
3-я часть
«Прощание с городом»
Летом прощаюсь с городом. Летом прощаюсь с друзьями. Меня отпускают в степь.
Я бегу через степь к морю.
4-я часть
«Без меня»
Я все заберу с собой. Все. Вот эти тополя и антенны.
5-я часть
«Превращение»
Мы умрем. Сквозь нас прорастут деревья. Если войны не будет.
…все, что смог, я забрал с собой.
Сайт автора
Понравился материал? Помоги сайту!