Стазис

Фотограф Егор Заика входит в другую реальность

 

Последний выпуск «Приглашенного куратора» в этом году. Напоминаем, что COLTA.RU в начале года пригласила к временному кураторству над разделом «Фотопроекты» молодых и талантливых представителей ведущих российских фотоинституций, которые отбирали для публикации наиболее интересные образцы современной российской фотографии.

Приглашенные кураторы

  • Катерина Зуева, Центр фотографии им. братьев Люмьер

  • Надежда Шереметова, «ФотоДепартамент»

  • Сергей Потеряев, «Дом Метенкова»

  • Дарья Туминас, фриланс-куратор, Амстердам

  • Анастасия Богомолова, блог This is a photobook

  • Светлана Тэйлор, Британская высшая школа дизайна

Шестой резидент: Светлана Тэйлор. Независимый выставочный куратор, основатель и руководитель факультета «Фотография и видеоарт» в Британской высшей школе дизайна, специалист в истории и теории новой фотографии. Исследует феномен фотографии вне ее прямого документирования.

Светлана Тэйлор о «Стазисе» Егора Заики

Выход за пределы реальности не является сегодня для нас чем-то особенным, а вот пребывание, застывание, зависание где-то между — еще остается чем-то любопытным. «Промежуточные миры» — вот некий ориентир, где современные люди готовы оказаться, куда им любопытно еще попасть. Можно данные пространства обозначить как зону непознанного и запредельного, частную территорию догадок и заблуждений. В связи с тем, что соотношение воображаемого и реального, а вслед за этим полное непонимание их пропорций в жизни современного человека создают движение вокруг центра, который всегда оказывается недоступен, скорее всего он отсутствует, то есть его просто нет. Мы перестали понимать, когда кончается одно и начинается другое, потому что и границы, их разделяющей, тоже не существует. И возникает вопрос: возможна ли сегодня вера в реальность нашей реальности? Где проходит рубеж, отделяющий их друг от друга, когда мы понимаем, что лучший выход — это вход в другую реальность.

Вслед за «Родиной», которая была показана весной на фотобиеннале, Егор Заика создает новую историю: «Стазис». Для меня это четвертый его крупный фотопроект, пока есть только предположения, куда автор стремится, но вполне очевидно, что он пытается преодолеть связь своих фотографий и реальности.

Виртуализация пространства, перепроизводство образов, хаотическое продуцирование смыслов привели к социальному раздвоению, каждый живет в собственном мире, но на самом деле мы имеем дело с феноменом «короля ореховой скорлупки».

Стазис — термин из научной фантастики, некая зона, куда можно переместиться, где перестает существовать время, а все процессы, происходящие в живых организмах, замирают. Егор Заика вновь создает проект, основанный на индивидуальной мифологии. Принцип данного подхода в фотографии был начат в 1969 году Кристианом Болтански, который художественно направлял усилия на «поиски исчезнувшей части меня самого, археологические раскопки последних глубин моей памяти». Попытка воссоздания микромиров: события, жесты, незначительные предметы, окружающая действительность — сегодня это уже не переосмысляется исторически, не работает с коллективной памятью как вариантом опыта боли прошлого, а занимает крошечное пространство личной истории. Егор Заика три года назад переехал жить в Ригу, что дало возможность ввести в поле своих фотографических практик метод ретроспекции. Первыми были «Знаки» — масштабная история про концлагеря и их архитектурные остатки или просто географическое местонахождение, как они сегодня интегрированы в мирную жизнь Европы. Следом была сделана «Родина», построенная на достаточно пронзительных воспоминаниях детства. Эти проекты открыли ему возможность новой визуальности. Но Заика прекрасно осознает, что цифровая фотография сама по себе компрометирует истинность документа, появляется новый режим истины. Егор Заика не создает драм, отстранено он обращается к методу слабого аффекта, когда образ построен на недосказанности. Его фотографии отказываются сообщить зрителю прямое послание, оставляя смотрящему широкое поле для интерпретации, давая ему максимальную вольность трактовки. Пронзительный яркий цвет и свет играют в его работах ключевую роль, маниакальная проработка деталей, абсурдность и бессодержательность сюжета — так формируется необходимый образ.

Стазис — пространство индивидуального мира, он словно есть, но его подлинность нельзя ни проверить, ни обнаружить, ни опровергнуть. Это территория актуального, но вымышленного пространства. Стазис построен на известной притче: «Чжуан Чжоу приснилось, что он бабочка. Он весело порхал, был счастлив и не знал, что он — Чжоу. А проснувшись внезапно, даже удивился, что он — Чжоу. И не знал уже: Чжоу ли снилось, что он — бабочка, или бабочке снится, что она — Чжоу. Ведь бабочка и Чжоу — совсем не одно и то же. Или это то, что называют превращением?»

Сайт автора


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20244881
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246442
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413032
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419520
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423600
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202428904
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429558