Город

Сергей Сапожников видит красоту в самострое и заурядных пейзажах

 

В этом году COLTA.RU решила пойти на эксперимент и пригласила к временному кураторству над разделом «Фотопроекты» молодых и талантливых представителей ведущих российских фотоинституций. Мы разделили календарный год между шестью кураторами и попросили их отобрать для публикации наиболее интересные образцы современной российской фотографии.

Приглашенные кураторы

  • Катерина Зуева, Центр фотографии им. братьев Люмьер

  • Надежда Шереметова, «ФотоДепартамент»

  • Сергей Потеряев, «Дом Метенкова»

  • Дарья Туминас, фриланс-куратор, Амстердам

  • Анастасия Богомолова, блог This is a photobook

  • Светлана Тэйлор, Британская высшая школа дизайна

Шестой резидент: Светлана Тэйлор. Независимый выставочный куратор, основатель и руководитель факультета «Фотография и видеоарт» в Британской высшей школе дизайна, специалист в истории и теории новой фотографии. Исследует феномен фотографии вне ее прямого документирования.

Светлана Тэйлор о книге «Город» Сергея Сапожникова и Владимира Левашова

Владимир Левашов и Сергей Сапожников издали книгу «Город». Ее появление вызывает ликование в первую очередь потому, что усиливает позиции современных топографических визуальных практик, кроме того, вписывается в исторические традиции искусства фотографии, а в завершение — представляет актуальную сегодня тему и в поле искусства, и в поле социально-культурных изысканий. Ускользающая красота уходящей городской среды, ежедневно растворяющийся во времени щемяще милый «обшарпон», их конфликт с наступлением полной унификации заселенного пространства близки многим авторам.

Известно, что в фотографии присутствует нечто, что заставляет апеллировать к памяти, но и в силу ее природы есть и тесная связь с настоящим, с миром реальности. То, чего завтра может не быть или что уже исчезло, было задокументировано в проектах: Петра Антонова «Деревья, автомобили, фигуры людей, различные типы ограждений», Александра Гронского «Пастораль» и (совместно с Ксенией Бабушкиной) «Schema» («Схема»), Егора Заики «Вид на жительство», Дмитрия Лукьянова «Instant Tomorrow», Сергея Новикова «ZATO» и «Наиболее часто посещаемые холмы и овраги», Анастасии Цайдер «Мценск», Максима Шера «Палимпсест» и «245 хрущевок», художников Department of Research Arts (Отдела исследовательского искусства) галереи «Триумф». «Своя земля / чужая территория», организованная тем же «Триумфом» в Манеже, — важная выставка, где художественная проблематика была поставлена шире: взаимосвязи пространства и политики. Получается, что тут можно говорить о довольно четком, выраженном явлении в современной фотографии. По всем формальным признакам направление можно отнести к вариациям «новой топографии», хотя сегодня фигурируют названия и «пространственная история», и «социальная география» etc.

Несмотря на то что Сергей Сапожников словно находится в тенденции, его работы развернуты в несколько иной контекст. Во вступительной статье (или, точнее сказать, кураторском тексте) Владимира Левашова Сергей объясняет свою художественную позицию: «Самым сложным и важным для меня было осознать, что городская среда просто красива и ее можно снимать без каких-либо оправданий. Этот подход очень близок американской фотографии. Благодаря увлечению ею и желанию отдохнуть от умственной, проектной деятельности во мне зародилась страсть к прогулкам по родному городу в поисках чего-то интересного. Поначалу я не находил никакого интереса и красоты в его обычной среде, выискивая исключительно памятники архитектуры. И только потом понял, что сюжет как таковой не столь уж и важен, главное — освободить голову, расслабиться и получать удовольствие. Сегодня это уже превратилось в привычный образ жизни. Я не могу и даже не испытываю желания его объяснить».

Получается так, что Сергей исключает культурную, политическую и социальную проблематику в своих работах, но не утрачивает теоретической и художественной рефлексии в отношении самой сущности фотографии. Он строит свой «Город» вокруг эстетического, того, что его трогает и что он находит красивым. Автор предлагает почти романтическую прогулку. Он готов разделить с нами свой режим видения, свои личные территориальные открытия. Собственный визуальный опыт сегодня противостоит бесконечно размноженным изображениям достопримечательностей и туристического прекрасного. Тот, кто сегодня работает с ландшафтной фотографией и делает это достаточно осмысленно, имеет характерные черты: сюжетная «бедность», скромность, естественный свет, самые обычные люди, тривиальные сюжеты, заурядный пейзаж. Сила новой «новой топографии» — особое значение и переосмысление обыденности, индивидуального опыта, утверждение подлинной реальности в ее «настоящем» виде.

Исторически общество регулярно вырабатывает некие ценности, код своей эпохи, но только архитектура может «перетащить» существующие в определенное время мифы и идеалы в плоскость реальности. Так из поколения в поколение против урбанистики, городского планирования выступает неконтролируемый хаос человеческого, так в разных уголках возникал самострой, диковатые, не утвержденные никем сооружения, которые сегодня почти все исчезли. Произошло вымирание привычного, знакомого пейзажа, а новый аккуратный мир постепенно утверждается.

Идея сделать книгу и выставку пришла Владимиру Левашову. Он стал куратором проекта. Как сказал Сергей: «Это книга Левашова обо мне». Важный момент книги — когда Владимир Левашов на примере работ Сапожникова выявляет положение, в котором находится современная фотография. «Одиночество в толпе» — именно так живет современное фотосообщество. Мне кажется, есть риск, что они, те, кто сегодня занимается похожими или близкими художественными проблемами, никогда не встретятся, несмотря на то что используют одни и те же темы и материалы.

Владимир Левашов: «Согласно Сапожникову, красота открывается ему не в исключительных (красивых самих по себе) объектах-памятниках архитектуры, а — неожиданным образом — внутри банального человеческого муравейника. В том, на что у самих его жителей глаза бы не глядели. Так же как и у “нормального” фотографа, чей взгляд либо цепляет выдающееся над уровнем ординарности, либо коллекционирует ординарное для создания типологического ряда, на основе которого выводится правило и формируется язык. В любом случае “нормальное” внимание сосредоточено на том, что уже и так обработано, закончено и сделалось формулой или же в формулу в конце концов превратится, — то есть это такое внимание, которое остается в границах логоцентризма. А вот неожиданная красота напротив — непрограммируемая случайность, на нее в хаосе ординарного, стертого и незамечаемого можно только наткнуться».

P.S. Пока я вчера писала текст, в ленте вдруг появилась статья про ж/д вокзал в Сургуте с названием «Уродец или сокровище, которое мы вот-вот потеряем?»…


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20244878
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246437
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413030
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419518
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423598
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202428902
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429556