Разговор c оставшимся
Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20244878В этом году COLTA.RU решила пойти на эксперимент и пригласила к временному кураторству над разделом «Фотопроекты» молодых и талантливых представителей ведущих российских фотоинституций. Мы разделили календарный год между шестью кураторами и попросили их отобрать для публикации наиболее интересные образцы современной российской фотографии.
Катерина Зуева, Центр фотографии им. братьев Люмьер
Надежда Шереметова, «ФотоДепартамент»
Сергей Потеряев, «Дом Метенкова»
Дарья Туминас, фриланс-куратор, Амстердам
Анастасия Богомолова, блог This is a photobook
Светлана Тэйлор, Британская высшая школа дизайна
Шестой резидент: Светлана Тэйлор. Независимый выставочный куратор, основатель и руководитель факультета «Фотография и видеоарт» в Британской высшей школе дизайна, специалист в истории и теории новой фотографии. Исследует феномен фотографии вне ее прямого документирования.
Владимир Левашов и Сергей Сапожников издали книгу «Город». Ее появление вызывает ликование в первую очередь потому, что усиливает позиции современных топографических визуальных практик, кроме того, вписывается в исторические традиции искусства фотографии, а в завершение — представляет актуальную сегодня тему и в поле искусства, и в поле социально-культурных изысканий. Ускользающая красота уходящей городской среды, ежедневно растворяющийся во времени щемяще милый «обшарпон», их конфликт с наступлением полной унификации заселенного пространства близки многим авторам.
Известно, что в фотографии присутствует нечто, что заставляет апеллировать к памяти, но и в силу ее природы есть и тесная связь с настоящим, с миром реальности. То, чего завтра может не быть или что уже исчезло, было задокументировано в проектах: Петра Антонова «Деревья, автомобили, фигуры людей, различные типы ограждений», Александра Гронского «Пастораль» и (совместно с Ксенией Бабушкиной) «Schema» («Схема»), Егора Заики «Вид на жительство», Дмитрия Лукьянова «Instant Tomorrow», Сергея Новикова «ZATO» и «Наиболее часто посещаемые холмы и овраги», Анастасии Цайдер «Мценск», Максима Шера «Палимпсест» и «245 хрущевок», художников Department of Research Arts (Отдела исследовательского искусства) галереи «Триумф». «Своя земля / чужая территория», организованная тем же «Триумфом» в Манеже, — важная выставка, где художественная проблематика была поставлена шире: взаимосвязи пространства и политики. Получается, что тут можно говорить о довольно четком, выраженном явлении в современной фотографии. По всем формальным признакам направление можно отнести к вариациям «новой топографии», хотя сегодня фигурируют названия и «пространственная история», и «социальная география» etc.
Несмотря на то что Сергей Сапожников словно находится в тенденции, его работы развернуты в несколько иной контекст. Во вступительной статье (или, точнее сказать, кураторском тексте) Владимира Левашова Сергей объясняет свою художественную позицию: «Самым сложным и важным для меня было осознать, что городская среда просто красива и ее можно снимать без каких-либо оправданий. Этот подход очень близок американской фотографии. Благодаря увлечению ею и желанию отдохнуть от умственной, проектной деятельности во мне зародилась страсть к прогулкам по родному городу в поисках чего-то интересного. Поначалу я не находил никакого интереса и красоты в его обычной среде, выискивая исключительно памятники архитектуры. И только потом понял, что сюжет как таковой не столь уж и важен, главное — освободить голову, расслабиться и получать удовольствие. Сегодня это уже превратилось в привычный образ жизни. Я не могу и даже не испытываю желания его объяснить».
Получается так, что Сергей исключает культурную, политическую и социальную проблематику в своих работах, но не утрачивает теоретической и художественной рефлексии в отношении самой сущности фотографии. Он строит свой «Город» вокруг эстетического, того, что его трогает и что он находит красивым. Автор предлагает почти романтическую прогулку. Он готов разделить с нами свой режим видения, свои личные территориальные открытия. Собственный визуальный опыт сегодня противостоит бесконечно размноженным изображениям достопримечательностей и туристического прекрасного. Тот, кто сегодня работает с ландшафтной фотографией и делает это достаточно осмысленно, имеет характерные черты: сюжетная «бедность», скромность, естественный свет, самые обычные люди, тривиальные сюжеты, заурядный пейзаж. Сила новой «новой топографии» — особое значение и переосмысление обыденности, индивидуального опыта, утверждение подлинной реальности в ее «настоящем» виде.
Исторически общество регулярно вырабатывает некие ценности, код своей эпохи, но только архитектура может «перетащить» существующие в определенное время мифы и идеалы в плоскость реальности. Так из поколения в поколение против урбанистики, городского планирования выступает неконтролируемый хаос человеческого, так в разных уголках возникал самострой, диковатые, не утвержденные никем сооружения, которые сегодня почти все исчезли. Произошло вымирание привычного, знакомого пейзажа, а новый аккуратный мир постепенно утверждается.
Идея сделать книгу и выставку пришла Владимиру Левашову. Он стал куратором проекта. Как сказал Сергей: «Это книга Левашова обо мне». Важный момент книги — когда Владимир Левашов на примере работ Сапожникова выявляет положение, в котором находится современная фотография. «Одиночество в толпе» — именно так живет современное фотосообщество. Мне кажется, есть риск, что они, те, кто сегодня занимается похожими или близкими художественными проблемами, никогда не встретятся, несмотря на то что используют одни и те же темы и материалы.
Владимир Левашов: «Согласно Сапожникову, красота открывается ему не в исключительных (красивых самих по себе) объектах-памятниках архитектуры, а — неожиданным образом — внутри банального человеческого муравейника. В том, на что у самих его жителей глаза бы не глядели. Так же как и у “нормального” фотографа, чей взгляд либо цепляет выдающееся над уровнем ординарности, либо коллекционирует ординарное для создания типологического ряда, на основе которого выводится правило и формируется язык. В любом случае “нормальное” внимание сосредоточено на том, что уже и так обработано, закончено и сделалось формулой или же в формулу в конце концов превратится, — то есть это такое внимание, которое остается в границах логоцентризма. А вот неожиданная красота напротив — непрограммируемая случайность, на нее в хаосе ординарного, стертого и незамечаемого можно только наткнуться».
P.S. Пока я вчера писала текст, в ленте вдруг появилась статья про ж/д вокзал в Сургуте с названием «Уродец или сокровище, которое мы вот-вот потеряем?»…
Запрещенный рождественский хит и другие праздничные песни в специальном тесте и плейлисте COLTA.RU
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
Все новостиМария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20244878Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 20246437Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 202413030Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202419518Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202420187Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202422839Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202423598Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202428766Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202428902Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202429556