Разговор c оставшимся
Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20244879В этом году COLTA.RU решила пойти на эксперимент и пригласила к временному кураторству над разделом «Фотопроекты» молодых и талантливых представителей ведущих российских фотоинституций. Мы разделили календарный год между шестью кураторами и попросили их отобрать для публикации наиболее интересные образцы современной российской фотографии.
Катерина Зуева, Центр фотографии им. братьев Люмьер
Надежда Шереметова, «ФотоДепартамент»
Сергей Потеряев, «Дом Метенкова»
Дарья Туминас, фриланс-куратор, Амстердам
Анастасия Богомолова, блог This is a photobook
Светлана Тэйлор, Британская высшая школа дизайна
Пятый резидент: Анастасия Богомолова. Художник, работающий с фотографией, инсталляциями и перформансом. В круг близких интересов входят темы подвижной природы памяти и забвения, границ существования архива и документа, а также вопросы мифологии и самоидентичности. Куратор и лектор; исследователь, коллекционер и автор фотокниг; редактор блога This is a photobook. Выпускница образовательных программ «ФотоДепартамента». Участница фестивалей Savignano Immagini Festival и Bitume Photofest (Италия), Pingyao International Photography Festival (Китай), Obscura Festival (Малайзия), «Фотобиеннале» и «Мода и стиль в фотографии» (Москва), «Месяц фотографии в Минске» (Белоруссия). Работы также были представлены в рамках групповых проектов в Петербурге, Москве, Калининграде, Ростове-на-Дону, Норильске, Перми, Екатеринбурге, Казани и других городах. Персональные выставки проходили в Москве, Екатеринбурге, Нижнем Тагиле и Челябинске. Живет и работает на Урале.
«Золотой век фотокниги», «декада селф-паблишинга», «фотокнижный бум» — в подобных выражениях, громко или чуть скромнее звучащих, описывается один из главных трендов в фотографической среде, сохраняющий статус такового на протяжении десятилетия. Впрочем, это явление довольно герметично по своей природе. На Западе вокруг него сформировалась фестивальная и маркет-культура, тем не менее рамки существования фотокнижного мира остаются по-прежнему весьма узкими, заключающими внутри себя толпу авторов, коллекционеров и любителей. В европейском контексте такая замкнутость индустрии наряду с общей перенасыщенностью поля уже породила дискуссии о ее дальнейшем развитии с поиском выходов на новую аудиторию (с этой целью, например, немецкий куратор Маркус Шаден создал в Кельне в 2014-м свой PhotoBookMuseum). В России же, где условный бум фотокнижного издательства можно наблюдать в последние года три, не приходится говорить даже о более-менее сложившемся рынке. Количество мест, где можно увидеть и приобрести подобные издания, едва ли превысит десять, тематических выставок практически нет, фестивалей и ярмарок — и подавно. Кроме того, под самим словом «фотокнига» у нас, как правило, понимаются сборники свадебных или семейных снимков. В лучшем случае альбомы отдельных мастеров, выпущенные за отчетный период творческой деятельности.
Это, однако, не останавливает все новых и новых авторов перед тем, чтобы пробовать себя на издательском поприще, испытывая фотокнигу и как форму для своего цельного высказывания, и как инструмент промоушена. Учитывая камерность отечественной среды, возможно, и вовсе не стоило бы говорить о ней, если бы не успешный опыт ряда художников, обративший к ним международное внимание. В шорт-листах конкурсов и премий чаще встречаются российские имена, на европейских ярмарках к изданиям наших авторов выказывают немалый интерес, а эксперты индустрии то и дело выделяют особо отличившихся в итоговых списках года.
Разумеется, невозможно с помощью нескольких именных публикаций описать даже такое скромное по масштабу фотокнижное поле, как российское, поэтому в рамках своей кураторской сессии для COLTA.RU я попытаюсь, по крайней мере, наметить некоторые точки и тенденции формата, надеясь, что это поможет открыть его новому зрителю.
Петербургский автор Юлия Бориссова, без сомнения, является фронтменом фотокнижного самиздата в России. Она стабильно обращается к этому формату начиная с 2013 года как к ключевому средству своей художественной стратегии.
Так или иначе все главные проекты Юли оказывались заключенными под обложку и не прошли незамеченными. «Дальний берег», открывший библиографию Бориссовой, побывал в шорт-листе конкурса Dummy Award в Касселе. «Бегство на край» и последовавший за ним «ДОМ» в 2014-м получили отличные рецензии европейских критиков и попали в несколько экспертных рейтингов. Вышедший четвертым «Адрес» (2015) не только повторил достижение дебютной книги Юли, снова очутившись в списке финалистов Dummy Award Kassel, но также победил в Unveil'd Photobook Award 2015 и вдобавок был замечен на NOPX Artist's Book Contest и Belfast Photo Festival. У миниатюрной книжки-гармошки «О мужчинах, парящих в воздухе» (2015) сложилась хорошая выставочная история, а «Димитрий» (2016), шестой по счету, с марта шествует по зарубежным ярмаркам и фестивалям, собирая комплименты в духе: «Бориссова продолжает оставаться тем российским автором, за которым стоит следить».
Работы Юли демонстрируют элегантный дизайн и аккуратное техническое исполнение (в отечественных широтах такого сочетания добиться могут немногие), которые всегда находятся в концептуальном единении с содержанием. Стабильно, я бы даже сказала — системно подходя к исследованию темы ускользающей природы человеческой памяти и ее хрупкости, Бориссова от книги к книге развивает собственный стиль, постепенно удаляясь от прямого изображения (как в «Дальнем береге») и вступая в область создания новых визуальных контекстов за счет физических манипуляций с фотографиями (деликатные цветочные коллажи в «Бегстве на край» сменились в итоге броскими, сочными монтажами в последнем «Димитрии»).
Но, что также немаловажно знать о проектах Юли, ее издания (к слову, пользующиеся неизменным интересом у коллекционеров) — не просто законченные художественные высказывания. Они зачастую предстают арт-объектами как таковыми, и яркое тому подтверждение — «ДОМ», впервые вышедший в 2014-м, но не далее как в августе этого года перевыпущенный тиражом в 75 копий (в редких случаях российский фотографический самиздат преодолевает планку более чем в 100 экземпляров).
В сущности, любая книга — коммуникативный инструмент, приглашающий зрителя к взаимодействию, но эта работа Бориссовой, обладающая еще и качествами скульптуры, побуждает аудиторию к особо активному участию. Не перелистыванию, а открыванию и закрыванию дверей.
«ДОМ» (аббревиатура расшифровывается как «Документ. Объект. Модель») в действительности является домом. Обложка издания — фасад не только в переносном значении, но и в буквальном. На ней запечатлены опостылевшие однообразные хрущевки, выступившие отправной точкой рефлексии на тему родного места, его восприятия и стремления трансформировать привычное пространство.
Виды пятиэтажек послужили художнице материалом для создания небольших моделей-ящиков, которые Бориссова отправила в путешествие по ледяным и песчаным просторам, а после засадила цветами, точно желая оживить неуютную малогабаритную начинку зданий-первоисточников. В книге фотодокументацию подобных преобразований можно расценивать как своего рода «подъезд», который в прямом смысле раскрывает свои двери (зрителю необходимо развернуть длинные страницы-клапаны) и обнажает в итоге крохотные квартирки, собранные из причудливой смеси архивных кадров. Более того, в каждом книжном «помещении» заперты герои. Целый хор голосов с листов-вкладок наперебой делится своими представлениями о том, что такое дом, и наполняет живым опытом, казалось бы, всеми покинутые пространства с фотографий.
Такая многочастная и интерактивная структура издания Юли роднит его с советскими пропагандистскими альбомами, в частности, с проектами Эль Лисицкого, Александра Родченко и Варвары Степановой (из прямых аналогий можно назвать монументальный труд «Москва реконструируется»). Однако эта преемственность сохраняется, естественно, лишь на уровне оформительских решений. В остальном же «ДОМ» Бориссовой, несмотря на присутствие в нем приглашенных персонажей, сохраняет свой исключительно индивидуальный, авторский голос. Тихий, но твердый.
Запрещенный рождественский хит и другие праздничные песни в специальном тесте и плейлисте COLTA.RU
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
Все новостиМария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20244879Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 20246438Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 202413030Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202419518Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202420187Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202422839Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202423598Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202428766Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202428902Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202429556