2 августа 2016ИскусствоОтпечатки
145

Четыре выставки

От протеста к теории, от теории к пластике

текст: Сергей Гуськов
2 из 4
закрыть
  • Bigmat_detailed_pictureПатрик Хаф. Объекты интервью (часть 2). 2013. Кадр из видео© Patrick Hough / narrative projects, London
    Г И П Е Р С В Я З И

    Второй стратегический проект «H Y P E R C O N N E C T E D / Г И П Е Р С В Я З И» показывается в Московском музее современного искусства и радикально отличается от выставки «Время обоснованных сомнений». Португальский куратор Жуан Лайя начинал как раз с теории, как и многие его коллеги, увлеченные объектно ориентированной философией и постинтернетом. Точно так же было и на последней Берлинской биеннале. Точкой отсчета проекта, если посмотреть кураторский текст Лайи, действительно оказываются все эти модные, широко обсуждаемые теории, но и он сам как человек, собравший вместе работы в экспозиционный ансамбль, и приглашенные им художники производят движение, обратное тому, что мы видим на примере участников «Времени обоснованных сомнений». От размышлений и выкладок, которыми вначале так смело жонглирует куратор, все переходит к аффектам и пластике. Предполагаю, что некоторые читатели (особенно из профессиональной среды) после этих слов начнут яростно ругаться — не на художников, а на автора текста, — но я в этом транзите не вижу ничего плохого, уж точно не критикую его, а просто фиксирую.

    Родриго Эрнандес. Каждый лес, безумно влюбленный в луну, из одного конца в другой пересекает шоссе. 2016. ФрагментРодриго Эрнандес. Каждый лес, безумно влюбленный в луну, из одного конца в другой пересекает шоссе. 2016. Фрагмент© Colta.ru

    Если погулять по экспозиции «Г И П Е Р С В Я З Е Й» (именно погулять, не особо задерживаясь у отдельных работ; к тому же вчитываться там не во что), то словно попадаешь на какую-то материализовавшуюся из середины прошлого века выставку. Многоголосье новейшего искусства, включая постинтернет, в принципе, можно хорошо объединить с Эрнстом Неизвестным или Вадимом Сидуром, если говорить о России. Опять же специально отмечу, что в этом нет ничего негативного: наоборот, так долго разные художники и критики призывали модернизм вернуться, при этом ожидая, что придет он со стороны ангажированного и социально ориентированного искусства, — а его принес постинтернет, вернее, его радикальные адепты (показательно, что риторика многих его российских представителей стала по-модернистски воинственной). Тут только, наверное, стоит поставить «модернизм» в кавычки, потому что все же ничто в мире не повторяется. Оттого и выглядят «Г И П Е Р С В Я З И» одновременно как анахронизм и «наиболее современно», в этой двусмысленности — их прелесть.

    На выставке Лайи, например, есть «Интервью с предметами» (2013) художника из Ирландии Патрика Хафа. Там люди самых разных профессий рассказывают о предметах кинореквизита, с которыми работают, — эти копии не только занимают место, «зачастую более важное, чем их оригинальные исторические прототипы», как сказано в каталоге биеннале, но и по сути сами становятся рассказчиками. Однако это не просто перепев уже старинной теории Беньямина про отсутствующую ауру, но и вполне актуальное согласованное наступление предметности через «интернет вещей» и прочие условия современности, влияющие на наше мироощущение.

    Адриен Миссика. Вавилон (Реабилитационный центр дикой природы). 2013Адриен Миссика. Вавилон (Реабилитационный центр дикой природы). 2013© Colta.ru

    А в одной из работ француза Адриена Миссики горшки с растениями лежат в гамаках под специальным (видимо, лечебным) освещением. Впрочем, никаких растений тут нет, хотя мы их и видим, — просто потому, что наконец-то ничего естественного, существующего вне людской деятельности, а теперь и интернета как важной ее составляющей не осталось. Это все — лишь формы человеческого, которое также претерпело кардинальные изменения, потеряв «природную» часть. И эти объекты, будь то «очеловеченная» органика или кинореквизит, действительно возвращают нас в модернистский мир, где, если говорить об искусстве, мы вновь начинаем вникать в тонкости формального решения, а не в их экономический или социально-политический бэкграунд, поскольку он становится настолько запутанным, что единственный путь, как нам сообщает и эта выставка, и IX Берлинская биеннале, и «Свежая кровь», и множество других проектов, — научиться со всем этим просто жить. И эта новая идеология еще ждет серьезного разбора.


    Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249403
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416048
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420361
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425595
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202426940