26 сентября 2018ИскусствоБиблиотека
565

Почему мне не нравятся мемуары Пегги Гуггенхайм

Данил Леховицер о книге знаменитой галеристки

текст: Данил Леховицер
Detailed_pictureПегги Гуггенхайм и Макс Эрнст на открытии галереи «Искусство этого века»

1 октября издательство Ad Marginem совместно с Garage выпускает книгу воспоминаний галеристки и меценатки Пегги Гуггенхайм (1898—1979) — яркой звезды в истории американского и европейского коллекционирования, героини Греческого павильона на биеннале 1948 года и светской львицы. COLTA.RU пытается извлечь из книги что-то большее.

Изначально при чтении вступительных материалов к мемуарам Пегги Гуггенхайм, в которых галерист Альфред Барр-младший и литератор Гор Видал называют ее покровительницей искусства ХХ века, сразу хочется отправить в утиль слово «покровительница» — неосторожное и дискурсивно перегруженное. Однако сделать это никак не удается. Уже на первых ста страницах сама Гуггенхайм доказывает, что ни медиумом между искусствами Старого и Нового Света, ни более-менее сносным теоретиком она не была. Она действительно была покровительницей (что немало), но — не более.

Пегги Гуггенхайм в своем доме-музее в палаццо Веньер деи Леони в ВенецииПегги Гуггенхайм в своем доме-музее в палаццо Веньер деи Леони в Венеции

В этих самых предисловиях говорится, что в Гуггенхайм как в опекуне искусства был силен элемент импровизации и внутреннего чутья на таланты, пробивающие защитные опоры традиции. Так она содействовала сюрреалистам и открыла свое главное светило — Джексона Поллока. После таких хвалебных рекомендаций невольно ищешь в самом тексте истории-открытки этих иконокластов от живописи и скульптуры вместе с хроникой городских легенд, разворачивающихся в «кузнице ангелов» (как называл довоенный Париж Жан Кокто), — но вместо этого наталкиваешься вовсе не на цемент искусства. Поначалу по отношению к автору кажется уместной известная формула позднемодернистского академизма, утверждающая, что идеи более интересны, чем искусство, — но, кажется, ее заботит лишь выжимка светской жизни в духе Vanity Fair.

Фотография молодой Пегги Гуггенхайм, сделанная Маном РэемФотография молодой Пегги Гуггенхайм, сделанная Маном Рэем

Именно от Гуггенхайм — приятельницы богемы нескольких континентов — ждешь отчета о, скажем, бурлении идей в рядах сюрреалистов, райограммах Мана Рэя или дюшановской одержимости шахматами, но получаешь исповедь о том, как страстно все они — или почти все они — мечтали оказаться в постели с женщиной вроде нее. Центр повествования — фиксация состояния ее отношений с мужчинами. Без преувеличения, ретроспективно Гуггенхайм не волнуют ни фигуры, ни наследие, ни культура того времени (разве что за исключением вплывающего и выплывающего из кафе потока парижских гедонистов). Куда более увлекательным ей кажется караулить слухи о том, чьи простыни греет Ив Танги и как наряжается жена Стравинского.

Сэмюэл Беккет и Пегин, дочь Пегги Гуггенхайм. ЛондонСэмюэл Беккет и Пегин, дочь Пегги Гуггенхайм. Лондон

Однако именно под этим сонным прищуром откармливались мастодонты модернизма. К примеру, под крышей дома Гуггенхайм в Делоне писался «Ночной лес» Джуны Барнс. Мемуаристку привлек не сам процесс письма, а лишь факт, что роман был напечатан именно здесь, и брикабрак, сваленный в комнате в стиле рококо. Рукопись беккетовского «Мёрфи» разбухала у нее на глазах — но и этот процесс превратился в вульгарный бидермейер с шампанским и анонимностью отельного номера, разделенного с ирландским прозаиком. Затемнена и история о первых шагах Пола Боулза как композитора. Гуггенхайм, возможно, была одним из первых слушателей танжерского писателя, но между читателем и произведением снова стоит сексуальное влечение автора.

© AdMarginem

Даже те, с кем дружба Гуггенхайм выдержала декорум внешних приличий, пару дежурных встреч на вечеринке и растянулась на долгие годы, сплюснуты до карикатур. Мужчины, с которыми она провела годы, будь то король богемы и писатель Лоуренс Вэйл, довольно известный литературный критик Джон Феррар Холмс или мастер сюрреалистического коллажа Макс Эрнст, превращаются в манекены, закутанные в бренды, — что сразу напоминает «Американского психопата» с его обсессивным перечислением костюмов и аксессуаров. На передний план выходит вещно явленный быт, а сотни персоналий, от антропологов и искусствоведов до коммунистов и маргиналов, выглядят втиснутыми в рамочки эстетическими объектами.

Макс Эрнст возле своей коллекции доколумбова искусства в доме Пегги Гуггенхайм в Нью-ЙоркеМакс Эрнст возле своей коллекции доколумбова искусства в доме Пегги Гуггенхайм в Нью-Йорке

Описываемые в мемуарах Париж и Нью-Йорк, котлованы довоенного и послевоенного искусства соответственно, как будто не могут обрести психогеографическую плоскость. В погоне за пульсом светской хроники повествование не цепляется за узлы города и формирующий их контекст. Это вдвойне обидно: ведь Гуггенхайм наблюдала, как смысловой центр авангарда и вообще европейской мысли вынужден был покинуть свой оплот и бежать в Штаты от надвигающегося нацизма. Но многомерные образы этих городов она сводит к перечислениям лучших отелей и ресторанов.

Галерея Пегги Гуггенхайм «Искусство этого века» вызвала беспрецедентный для того времени ажиотаж в прессе.

В Гринвич-Виллидж бытовала симптоматичная легенда о художнике Аршиле Горки. Однажды его друг заметил, что в последней работе Пикассо край холста заляпан краской; тогда Горки сказал: «Если у него капает краска, то и у меня будет капать». Гуггенхайм была одним из важнейших свидетелей зарождения этой басни об импортировании оформившихся течений в Америку, которая нуждалась в европейских «-измах» и не имела собственной школы, за исключением художников-регионалистов. На ее глазах происходил интереснейший процесс становления американской арт-критики в лице Гарольда Розенберга и Клемента Гринберга. Однако даже школе абстрактных экспрессионистов (Поллок, де Кунинг, Ньюман, Ротко), наконец свободной от изобразительной оболочки европейского авангарда, в книге Гуггенхайм уделяется не больше нескольких пассажей.

Зал «Искусства этого века» в оформлении КислераЗал «Искусства этого века» в оформлении Кислера

Галерея Пегги Гуггенхайм «Искусство этого века» вызвала беспрецедентный для того времени ажиотаж в прессе. Пространство с вогнутыми стенами, спроектированное архитектором-теоретиком и театральным художником Фредериком Кислером; висевшие на бейсбольной бите картины, которые можно было наклонять под разными углами; крутящееся колесо с полотнами; подвижный парусиновый занавес, отделявший зал кубистов, — все это едва упомянуто. Вместо этого на читателя сваливаются лавина жалоб на эпатаж архитектора и баснословные счета за работу, затаенная обида и нежелание приглашать друг друга на вечеринки.

Пегги Гуггенхайм была женщиной, которая, несмотря на патриархальную монополию на искусство, смогла не только пробиться на передовую, но и популяризовать более 30 художниц в противовес бойкоту тамошних галеристов.

Кажется, что проблема этой книги состоит в том, что ничего, кроме наивного уровня прочтения, она не предлагает. Остается умелое мифотворчество, представляющее автора любовницей модернизма вроде Альмы Малер-Верфель, — и оно кажется единственным плюсом.

Зал «Искусства этого века» в оформлении КислераЗал «Искусства этого века» в оформлении Кислера

С другой стороны, возможно, проблема вовсе не в оптике Гуггенхайм (размытой при упоминании живописи и куда более отчетливой в описаниях светской жизни), а в нежелании читателя изменить собственный фокус. Ведь на фоне великих современников Гуггенхайм невольно встает с ними в одну шеренгу, и мы ожидаем от нее охвата главных веяний арт-мира с подробной инструкцией — по сути, переделываем ее в другого человека. Так выходит, потому что повествование сбивается, перескакивая на повседневность личной жизни, и любопытному читателю наперекор автору хочется увести камеру в сторону французских мастерских, вылепить из нее теоретика только из-за ее сотрудничества с колоссами модернизма.

Пегги Гуггенхайм на знаменитом кресле-трансформере, спроектированном Фредериком Кислером для ее галереиПегги Гуггенхайм на знаменитом кресле-трансформере, спроектированном Фредериком Кислером для ее галереи

Этого, пожалуй, не получится: сама Гуггенхайм честно отводила себе роль закулисного персонажа и вела рекогносцировку в поле искусства, не замахиваясь в претенциозных жестах на позицию куратора или искусствоведа. Наверное, куда более правильно будет не лепить ярлык интеллектуалки-легковеса и не пытаться обуздать повествование согласно своему вкусу. «На пике века» примечательна уже историей девушки из буржуазной еврейской семьи, сбежавшей от скучного матримониального сюжета, чтобы превратиться в авантюрное сердце своей эпохи.

Пегги Гуггенхайм была женщиной, которая, несмотря на патриархальную монополию на искусство, смогла не только пробиться на передовую, но и популяризовать более тридцати художниц в противовес бойкоту тамошних галеристов. Значительны и ее заслуги перед полотнами, которые, если бы не она, томились бы в нише «дегенеративного» искусства. Конечно, обо всем этом хотелось бы побольше, но Гуггенхайм не обманывает читателя и со свойственной ей галломанией признается в любви к paresse heureuse (блаженному безделью). Ее повседневность как бы случайно образует нарратив, не ведущий никуда, кроме как на безумные дягилевские вечера. Ведь, в конце концов, сколько можно читать убаюкивающие работы академиков о Дюшане или Пикассо, когда можно узнать, какой пьяный кутеж творился в их мастерских?

Пегги Гуггенхайм и кинетическая скульптура Александра КолдераПегги Гуггенхайм и кинетическая скульптура Александра Колдера

П. Гуггенхайм. На пике века. Исповедь одержимой искусством. — М., 2018. Пер. Светланы Кузнецовой


Понравился материал? Помоги сайту!

Ссылки по теме
Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249091
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202415711
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420092
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425319
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202426742