«На фотографию я смотрю как в окно»

Наталья Сидлина, Сергей Попов и Эрик Булатов — о выставке «Свобода есть» в Ельцин Центре

текст: Надя Плунгян
3 из 3
закрыть
  • Bigmat_detailed_pictureНаталья Сидлина на фоне фотографии работы Эрика Булатова «Все не так страшно»© Надя Плунгян
    Наталья Сидлина«Рисунков тысячи, и их пока еще никто не считал»

    — Из выставки получается, что графика, которой редко придается большое значение, способна перевернуть представление о художнике. Ведь, несмотря на большое количество публикаций и книг, картины Булатова показывались более-менее одни и те же.

    — Да, я вас прекрасно понимаю. Знакомство с этими графическими работами стало для нас, кураторов, таким же открытием, каким оно будет для публики: мы опередили ее буквально на несколько месяцев. Дело в том, что Эрик большую часть своего времени проводит рисуя. Рисунков тысячи, и их пока еще никто не считал. Работа над их полным каталогом займет годы. Что касается живописных работ, то они исчисляются десятками — в полный каталог вошла всего 251 работа, если не ошибаюсь.

    Конечно, выставка позволяет понять, как Эрик пришел к тем проблемам, которые сделали его одним из крупнейших международных художников нашего времени. Как он смог найти интернациональный язык, где слова работают как формы, изображения — как текст, а текст — как пространство, и как пришел к основополагающим понятиям своего творчества — пространство и свет.

    Эрик Булатов. Стиральная машина. 1980-е. ДетальЭрик Булатов. Стиральная машина. 1980-е. Деталь© Надя Плунгян

    — Но, наверное, были и какие-то ожидания до знакомства с новым материалом.

    — Вы знаете, работа с этими рисунками была, скорее, таким аристотелевским удовольствием, больше узнаванием, чем открытием чего-то нового. Эрик — очень последовательный художник и все-таки хорошо изученный. Например, в ранних вещах из поездок 1950-х годов на Север или в составе экспедиции в Индию с удивлением обнаруживаешь, как знакомо он работает с пространством, как он замечает постеры и плакаты, рассекающие и расслаивающие пространство, и в его восприятии слова, фразы, текст усложняют пространственное видение. В 1950-е годы ему двадцать лет, он еще даже не окончил Суриковское училище. Эти рисунки — то основание, те ростки, из которых потом вырастут деревья его работ, таких, как «Иду», «Хотелось засветло, но не успелось», «Слава КПСС».

    Вид экспозицииВид экспозиции© Надя Плунгян

    — Расскажите немного об экспозиции. Она поделена на четкие сегменты…

    — Эрик последовательно работает над двумя главными проблемами — проблемой пространства, то есть над отображением пространственных взаимоотношений в двумерном пространстве листа или картины, и над вопросом света, который ему помогает эти пространственные проблемы решать.

    Мы показываем именно эти две темы: сначала — на примере ранних рисунков из поездок, затем обращаемся к его поискам формы в работе с модернистскими течениями — кубизмом и абстракционизмом — и к его книжной графике. Ведь книжная графика как раз и привела его к пониманию текста не только как понятия или слова, но и как формулы изображения. Дальше идут работы уже нового, XXI, века, когда он меняет местами изображение и текст: теперь текст работает как изобразительный материал или почти иероглифическое изображение. Наконец — работы последних буквально двух лет, когда вдруг он нашел выход с поверхности листа или картины в трехмерном пространстве.

    Эрик Булатов. Молоко. ФрагментЭрик Булатов. Молоко. Фрагмент© Надя Плунгян

    — Особенно интересно было увидеть эскизы скульптур.

    — Ими мы как раз заканчиваем. Они были созданы на юге Франции в творческой резиденции фонда a/political, который помог Эрику осуществить два скульптурных проекта: «Вперед» — его я показала в Tate Modern в прошлом году — и «Все не так страшно». В подготовительных рисунках мы видим, как он сначала нашел одно слово, затем комбинацию и работал с ней до тех пор, пока не нашел идеальное решение, но перевел его не в картину, а в трехмерную инсталляцию. Вы видите, на фото этот объект стоит в индустриальном пространстве. Это бывший литейный завод, который был открыт к Первой мировой войне и поставлял амуницию во время Второй мировой войны. Эрик и команда фонда a/political очень плотно работали с населением этого небольшого городка. Так же получилось и во время показа «Вперед» в Tate, когда она просто взорвала Инстаграм. В ней устраивали пикник, на нее забирались, с ней фотографировались. Для Эрика эта интерактивность — ключевой момент, для него работа — это всегда возможность общения со зрителем.

    Наталья Сидлина и Эрик БулатовНаталья Сидлина и Эрик Булатов© Надя Плунгян

    — А как вы видите связь между рисунком и фотографией?

    — Да, Эрик много снимает. Сейчас он использует цифровую фотографию — у него самая качественная профессиональная камера, которую только можно найти. Но это такой комплексный подход, когда художник использует в общем-то все, что есть под рукой.

    Фотография, будучи плоскостной формой искусства, работает в основном на светотени и композиционных решениях, тогда как рисунок помогает найти главный пространственный ход, который потом поможет создать инсталляцию или живописную работу. Кстати, на фотографии основана одна из последних работ, которой нет на выставке, — он создал ее в день рождения Наташи. Вдруг его заинтересовало пространственное единство поверхности стола, зеркальных стен, как ложится на стол белая накрахмаленная скатерть; как все это отражается в бокале, где движутся пузырьки воздуха. Динамичность этого пространственного феномена его заинтересовала, он сделал снимок, а потом уже в рисунках попытался вернуться к этому первому ощущению.

    Эрик Булатов. Свобода есть. Графика 1955—2018 годов из частных собраний и собрания автора. Кураторы Илья Шипиловских, Наталья Сидлина, Сергей Попов. До 20 января.


    Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20245025
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246581
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413150
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419626
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423698
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202428998
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429651