Ее Африка

Виктория Ивлева и Евгений Березнер — о новой выставке, войне, расизме и о том, что четвертой стены не бывает

текст: Таисия Круговых
2 из 3
закрыть
  • Bigmat_detailed_picture© Николай Кондаков
    Евгений Березнеркуратор «Африканских дневников», теоретик фотоискусства

    — Люди, занимающиеся фотографическими выставками, — это не кураторы, это режиссеры, которые строят свое неигровое кино. Фотографическая выставка — во многом тот же самый кинематограф, только с одной-единственной разницей: в кинематографе зритель статичен, а изображение динамично. На фотографической выставке они меняются местами! Здесь изображение статично, а зритель динамичен. И зритель передвигается вдоль рядов блоков построения фотографии и таким образом считывает и сюжет, и идею, и то эмоциональное наполнение, которое присутствует в этих фотографиях и которое как раз выявлено куратором-режиссером.

    — Сколько у вас было работ Виктории и как вы их отбирали?

    — Я скрупулезно и по нескольку раз смотрел Викины работы, количество которых определенно в несколько раз превосходит количество произведений, оказывающихся на выставке. Для меня было важно почувствовать два вектора идеи отбора фотографий. Во-первых, каким образом фотограф Ивлева смотрит на мир, само ее отношение к миру, который она снимает. И во-вторых, каким образом она отражает этот мир в своих произведениях, ее пластические способности и возможности в один кадр уместить три действующих лица, которые составляют любую фотографию: время, пространство и свет.

    © Виктория Ивлева / Предоставлено пресс-службой Центра Вознесенского

    — Как вы работали с пространством Центра Вознесенского?

    — Тут надо постучаться к нашим коллегам из театра, потому что любая площадка — это сцена, где фотографии — труппа, играющая определенный спектакль. Естественно, огромную роль играет то, как фотография оформлена, свет, который должен быть поставлен. И дальше задача режиссера-куратора — сложить фотографии в блоки, чтобы они уже были не словами — отдельными фотографиями, а предложениями, состоящими из слов-фотографий, которые в сумме дают визуальный текст.

    — Почему некоторые фотографии такого крупного размера?

    — Крупные размеры связаны с крупными планами лиц, которые становятся чем-то, что даже может напомнить иконы. Виктория очень хорошо чувствует состояние человека, которого снимает. Она начинает внутри вибрировать в унисон тому, что переживает человек, и она способна запечатлеть это в конкретном кадре.

    © Виктория Ивлева / Предоставлено пресс-службой Центра Вознесенского

    Это архетипичная фотография, которую мы между собой называем «Африканская Мадонна». По силе выразительности взгляда и по композиции она вызывает ассоциации с великими живописными произведениями. Да простят меня воцерковленные люди, эта фотография — изображение Богоматери.

    — Кто еще снимал в Африке, есть ли какая-то африканская иконография?

    — Существует много фотографий, связанных с военными конфликтами, есть фотографы, которые снимают диких зверей, портреты животных, крупные планы, но не думаю, что на них можно смотреть до бесконечности. Можно говорить о Египте (хотя это не совсем Африка), где есть серии с археологическими раскопками.

    — А к какому направлению можно отнести Викторию Ивлеву?

    — Она снимает несовершенство мира. Ситуации, когда жизнь человека превращается в страдание и когда человек требует сочувствия и помощи. На этой выставке вы понимаете одну простую вещь: оказывается, когда уже практически прошла первая четверть XXI столетия, на земном шаре есть континент, который по концентрации боли, страдания, ужаса, устройству жизни ничем не отличается от того, каким он был 200–300 лет назад. И что с этим делать, никто не знает. Это континент, еще на несколько лет вперед обреченный на страдания, на те условия жизни, которые нельзя называть человеческими. Я думаю, что многим вашим читателям известны гуманитарные деяния Вики, но помимо конкретных актов помощи она еще помогает людям своей фотографией. Вот это та самая помощь, которую Вика, как это ни парадоксально звучит, оказывает Африке.


    Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249395
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416039
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420351
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425587
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202426931