Жизнь советского коллекционера в пяти картинах

Эпизоды выставки «Охотники за искусством» в Музее русского импрессионизма

3 из 6
закрыть
  • Bigmat_detailed_picture© Мария Пономарева / Предоставлено пресс-службой Музея русского импрессионизма
    Яков Евсеевич Рубинштейн

    У экономиста Якова Рубинштейна была непростая судьба. В 1938 году он на несколько дней уехал из Москвы, дома остались жена, актриса Вера Шульц, и шестилетний сын. По приезде Рубинштейн обнаружил следы обыска, жены дома не было. Позже ее отправили на пять лет в административную ссылку в Казахстан. В 1950 году арестовали и его брата — бывшего советского посла в Бельгии и Люксембурге.

    В 1953 году жена все же вернулась вместе с сыном из Средней Азии, чуть позже из лагерей вернулся и брат. И вот тогда, кажется, у семьи Рубинштейн начался в жизни новый этап. Как и большинство послевоенных собирателей, Рубинштейн начал коллекционировать искусство именно после смерти Сталина — до этого момента существовала серьезная опасность конфискации или ареста. Кроме того, от дяди, скульптора Бернарда Кратко, коллекционеру досталось большое наследство, которое он уже по совету второй жены, искусствоведа Татьяны Жегаловой, решил потратить на создание собственного собрания.

    В довольно короткие сроки Яков Евсеевич стал одним из крупнейших коллекционеров Москвы, вместе с Георгием Костаки приобретая лучшие произведения. За 1966–1982 годы Рубинштейн организовал около десяти выставок работ из своего собрания по всей стране. Одна из больших заслуг коллекционера — спасение множества произведений, которые находились под угрозой уничтожения государственными музеями.

    Александр Волков. Танец. 1924<br>Собрание Я.Е. РубинштейнаАлександр Волков. Танец. 1924
    Собрание Я.Е. Рубинштейна
    © Предоставлено пресс-службой Музея русского импрессионизма

    Главным принципом коллекционирования для Рубинштейна был ориентир не на популярные и общепризнанные имена, а на художественное качество. Так в его собрании оказались такие яркие произведения малоизвестных мастеров, как «Натюрморт с виноградом» Валериана Пожарского, экспрессивные «Танец» и «Караван» ключевой фигуры туркестанского авангарда Александра Волкова, ранняя работа ученика Петрова-Водкина Леонида Чупятова «К солнцу». Все эти работы представлены на выставке в Музее русского импрессионизма.


    Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249406
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416051
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420364
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425601
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202426944