Последний марш как лимб

Владимир Дудченко, Наум Медовой и Никита Шохов о том, как выразить военную память средствами синтеза искусств

текст: Владимир Дудченко, Надя Плунгян
3 из 3
закрыть
  • Bigmat_detailed_picture© Lovis Osternik
    Никита Шохов«Это жизнь и история Наума, но меня больше интересовала его идентичность»

    Надя Плунгян: В ваших видео, которые вы сделали для проекта, довольно много статичности. Обращают на себя внимание не только портреты, но и образы неподвижных ярких букетов, которые контрастируют с увядающими цветами на памятнике Неизвестному солдату в хронике или с живописными цветами на работах Наума. Это осознанная эмоциональная интонация, которую вы выбрали, и если да, то почему?

    Никита Шохов: Вообще в материале, снятом для проекта 2017 года, у нас было много экшена: в женских перформансах было много эротики и активные танцы. Но в итоге Наум захотел от этого избавиться, и мы выбирали максимальную статику в портретах и женских перформансах. Почему статика? Наверное, в ней лучше ощущается контраст с тем, что происходит в архивных хрониках. Цветы на современных цветных видео были статично сняты изначально, камера стоит на штативе. Уличные портреты сняты с рук, но с минимальными движениями и камеры, и модели. Амбивалентных вещей в этом проекте, в принципе, много — и фонетических, и визуальных. Черно-белое видео наверху, цветное внизу. Все было построено на этих противопоставлениях. Что касается смерти и жизни, специально в образе цветов мы эту тему передать не пытались, но да, в съемках есть искусственные цветы, есть живые цветы.

    © Предоставленно пресс-службой Cube.Moscow

    Плунгян: А как появился этот мотив?

    Шохов: И женские перформансы, и современные кадры с цветами — все было снято в студии и основано на моих впечатлениях от студии Наума в Нью-Йорке. Я просидел там дня два или три, занимаясь рассмотрением сотен его рисунков и живописных работ, где постоянно появляются женские образы и цветы — поверх газет, политических статей или плакатов. Поэтому я решил снять именно эти сюжеты, но, конечно, мы с хореографом и художником работали совершенно независимо. На тот момент мне были интересны танец, фэшен и хореография, и мы работали над образами, отталкиваясь именно от этих рисунков. Была и еще одна, дополнительная, история о женщине, которая одновременно осталась без мужчины и стала независимой, — аллюзия на тех женщин, что действуют в фильме 1972 года.

    © Last March OVR

    Плунгян: Как вы работали с актерами?

    Шохов: Мы взяли пять совершенно разных по складу и по натуре перформеров и пытались выжать из них их собственную идентичность, задокументировать их собственные реакции в одних и тех же действиях, которые мы просили их совершать, — и они всё делали по-разному. Эта документальность в совершенно искусственном студийном перформансе меня и интересовала. В новой версии проекта нет этих кадров. Где-то мы специально просили их действовать так, как в их представлении действовал бы мужчина, где-то просили статично смотреть в кадр. Были кадры, где они лежали парами и между ними был такой эротизм; групповые кадры, где все пятеро в фэшен-платьях соревновались между собой за внимание объектива. Были кадры, где они облачены в подушки, которые делают их фигуры гигантскими, раблезианскими.

    © Юлия Абзалтдинова

    Плунгян: Как бы вы определили суть вашей совместной работы?

    Шохов: Меня прежде всего в этом проекте интересовала личность Наума, которая видна в его рисунках и живописи. Меня не интересовали судьбы пленных в той же степени, как его: ведь именно он был в эвакуации, это его жизнь, его история. Но меня интересовала его идентичность, которая соединяет в одно и образы пленных, и эти эротические рисунки, и цветы. Можно сказать, что для меня нет разницы — пленные или женщины, оставшиеся без мужчин: это всё нераздельные части одной личности. Если говорить о симфонизме, мне нравится мысль Владимира Дудченко: он очень четко подметил в духе Бахтина эту тему диалога равноправных людей, в котором возникает полифония независимых голосов. Пожалуй, в ней и состоит суть всей этой коллаборации.

    © Юлия Абзалтдинова

    Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249349
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202415991
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420318
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425548
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202426892