«Мой фильм — образ художницы, которая борется с тяжелым грузом истории на переломном этапе своей карьеры»

Герайнт Рис рассказывает, как снял фильм о жизни и работе Виктории Ломаско

текст: Надя Плунгян
2 из 3
закрыть
  • Bigmat_detailed_picture© Golwg Cyf
    Герайнт Рисрежиссер, музыкант

    — Расскажите о себе как о художнике, музыканте и режиссере. С чего начался ваш интерес к искусству? Как вы поняли, что хотите объединить разные медиа? Каков был первый опыт синтеза искусств?

    — До того как я научился музицировать или обращаться с камерой, моим главным инструментом был голос. Потом наступил момент, когда я научился писать тексты, и в сочетании с мелодией они стали первой формой, в которой я смог выразить себя в искусстве.

    Когда я стал старше, я начал писать песни на валлийском и английском языках — рассказывать собственные истории, соединяя голос и поэзию. А затем стал выпускать собственные музыкальные клипы. Именно так я попал в кинопроизводство.

    Сейчас я в очень большой степени воспринимаю себя как междисциплинарного художника, хотя в целом вижу себя как рассказчика. Самая освобождающая вещь во время работы на пересечении разных медиа заключается в безграничности художественного взгляда. Здесь нет привязанности к тому или другому виду искусства: создавая историю, вы открываете для себя множество путей для изучения и выражения своего замысла.

    © Journeyman Pictures

    — Каким вы видите свое место в современном искусстве?

    — О своем месте на какой-то большой сцене или в каком-либо движении я не думаю. Это решать другим. Моя задача — убедиться в том, что каждый раз, когда я что-то создаю, процесс идет именно так, как мне нужно при том количестве ресурсов, которым я в данный момент располагаю. Счастье от результата, ощущение, что произведение получилось лучшим из возможных, — вот что зависит от художника. Как только произведение завершено, оно начинает жить собственной жизнью, и то, как его воспримут другие, уже за пределами сферы моего контроля.

    — Почему вы заинтересовались русским искусством?

    — Меня всегда, еще с юности, интересовала советская эстетика — от архитектуры до одежды и истории. Когда я впервые (в 2012 году) посетил Россию, я влюбился и в то, насколько советское здесь все еще укоренено, и одновременно в то, как люди и пространства ведут борьбу за то, какие части своей истории отпустить и за какие части держаться. То же самое происходит и в моей стране, в Уэльсе.

    В мой первый приезд я начал знакомиться с работами Малевича, Кандинского и ранних русских абстракционистов, а в последний раз, когда был в России, попал на выставку Репина в Новой Третьяковской галерее. Мне нравится, что на улицах Москвы ощутима и одновременно очень размыта граница между искусством и повседневной жизнью.

    © Journeyman Pictures

    — Как вы впервые начали работать с русскими художниками?

    — Я давно дружу с писателем Николаем Болошневым. Мы много лет сотрудничаем, в частности, с его художественным объединением «Станция Дно». Эта работа связана в том числе с музыкальным переосмыслением творчества некоторых русских поэтов. Я написал вещь, в которой стихотворение Дмитрия Пригова интерпретировалось как панк-песня, а однажды продекламировал стихотворение Бориса Рыжего на английском — и снял на эту тему видео на заброшенной индустриальной железнодорожной станции в Уэльсе.

    Сотрудничал я и с фантастической художницей-иллюстратором Эми Кур. Она сделала несколько работ по мотивам моих песен, и мне понравилось, как она интерпретировала мои музыкальные послания.

    Затем, когда я в последний раз был в Москве на съемках с Викторией Ломаско, мне посчастливилось провести день с художником Павлом Отдельновым, и поэтому я снял фильм о его работе под названием «По следам призраков».

    © Journeyman Pictures

    — Что общего и отличного между российским и британским художественными сообществами?

    — Эмоции универсальны. Куда бы вы ни отправились в этом мире, люди будут испытывать счастье, печаль, сожаление, любовь, страх и так далее. Но что отличается в каждой стране, так это причины, по которым возникают эти эмоции. И для меня как для художника очень интересно путешествовать по разным странам, встречаться с разными художниками и видеть, что их мотивирует. Я работал не только с российскими художниками, но и с художниками Каталонии, связанными с местным движением за независимость.

    Я сам родом из Уэльса и не отождествляю себя с британцами. Если говорить об общих чертах между валлийцами и русскими — нас объединяет наше некогда великое промышленное наследие, объединяет то, как сообщества в наших странах, которые прежде так сильно опирались на индустрию и зависели от нее, пытаются адаптироваться в постиндустриальном мире.

    © Journeyman Pictures

    — Расскажите о фильме «Последний советский художник» — как и для чего вы решили его сделать? Что было самым сложным?

    — Фильм представляет собой камерный портрет Виктории Ломаско и дает представление о ее мышлении, о том, как она ощущает мир в качестве художницы. Это моментальный снимок ума и души художника.

    Мой фильм в очень большой степени представляет собой DIY-кино. Самая большая трудность для меня заключалась в том, чтобы работать полностью самостоятельно, без бюджета, без команды, без денег: только я и маленькая дешевая камера. С одной стороны, это здорово, потому что такие условия позволяют проявить гибкость, а это важно, когда следуешь за кем-то вроде Виктории, потому что ее стиль работы требует всегда, что называется, находиться «в моменте». Однако есть и обратная сторона: она состоит в том, что автору приходится брать на себя большую часть ответственности. Вместо того чтобы думать об одном главном элементе работы — например, о том, какие вопросы вы хотите задать, — вы должны думать о том, как выбрать локации, о звуковом оборудовании, о камере, об объективах и так далее.

    Я очень благодарен Николаю Болошневу, который присматривал за мной, когда я был в Москве, и предложил мне место для ночлега. Для меня это означало, что я справлюсь со своей задачей.

    © Journeyman Pictures

    — О чем ваш фильм? Получилось ли у вас выразить то, что вы хотели?

    — Фильм застает Викторию в действительно важный момент ее жизни. Поскольку ее работа постепенно начала получать широкое международное признание, она стала больше путешествовать, думаю, это заставило ее заново переосмыслить отношения со своим прошлым, и зритель видит, как ее восприятие меняется. В фильме запечатлены элементы этого процесса — это глубоко проникновенный образ художницы, борющейся с тяжелым грузом истории в критический момент своей карьеры. Я хотел создать моментальный снимок ее осознания, ее способа размышлять об обществе, которое ее сформировало.

    Я очень хорошо понимал, что не хочу снимать фильм о себе и моих собственных впечатлениях о Виктории. Мне очень хотелось, чтобы фильм прозвучал как ее собственный голос. Поэтому главной задачей для меня стало создание условий, в которых Виктория чувствовала бы себя достаточно комфортно, чтобы поделиться со мной этими историями.

    Затем, уже на этапе редактирования, задача состояла в том, чтобы сделать отбор, не раскрывая абсолютно все обстоятельства ее жизни и работы, но показывая главные из них, позволяющие понять, что ей движет. Но мне бы очень хотелось, чтобы жители России посмотрели фильм и задумались о своей собственной жизни и о том, как на них влияет искусство.

    Кроме того, как музыкант я очень хотел, чтобы музыка провела нас через ее эмоции и через все события, происходящие на экране. Вот почему я сам написал всю музыку. Одна из моих любимых сцен, где заметно взаимодействие музыки и изображения, — это сцена, когда Виктория исследует метро. Я чувствую, что они идеально сочетаются.

    © Journeyman Pictures

    — Как вы воспринимаете работу и жизнь Виктории Ломаско?

    — Я люблю работы Виктории, поэтому и захотел что-то о ней сделать. До этого мы вместе работали над несколькими проектами и, надеюсь, сможем в будущем продолжить. Что мне нравится, так это непосредственность ее произведений, то, как ей удается запечатлеть повседневную жизнь, опираясь на собственное неповторимое видение мира. Для меня она — один из самых поразительных иллюстраторов XXI века, и я призываю всех потратить некоторое время на изучение ее работ.


    Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249349
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202415991
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420318
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425548
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202426892