Два мела на голубой бумаге

Что и как смотреть на выставке французского рисунка в фонде In Artibus

3 из 6
закрыть
  • Bigmat_detailed_pictureОноре Домье. Обвинение (Человек в кресле). Бумага, чернила© Предоставлено фондом In Artibus
    Оноре Домье. Обвинение
    Елена Руденко, главный куратор фонда In Artibus

    Графическое наследие Домье очень велико: около 4000 литографий, более тысячи рисунков. Часть рисунков — подготовительные для литографий, часть — самостоятельные, их можно считать станковыми, но грань между ними довольно зыбкая. В рисунке Домье обычно исследует разнообразие человеческих типов, особенности движения — кажется, он никогда не устает от своих наблюдений. Более четверти всех рисунков — это головки, профили с утрированными особенностями мимики. При жизни Домье и несколько позже они не очень ценились, многие были утрачены.

    Иногда корпус графики Домье пополняется находками. Только за последние 40 лет было обнародовано почти 60 рисунков, которые считались утраченными, а они в это время находились в частных коллекциях.

    Работа «Обвинение (Человек в кресле)» подписана инициалами Н.D. Рисунок не датирован. Это обычная ситуация для графики Домье — датировки практически всегда отсутствуют.

    Рисунок сделан характерными для Домье извилистыми, легкими, как бы кудрявыми штрихами. При всей индивидуальной колоритности персонажа, работа показывает степень отстраненности ее автора: с одной стороны, перед нами забавный человечек, сидящий в кресле, с другой — облако, проплывающее по диагонали чистой поверхности листа. Кроме описательного названия рисунка («Человек в кресле»), есть уточняющее: «Обвинение». Мы можем предположить, что человек слушает обвинительную речь с удивлением и вниманием.

    Тема судебных заседаний в рисунках, литографиях и даже в живописи — одна из самых популярных у Домье. Это объясняется просто: художник работал в газете. Домье был карикатуристом и судебным иллюстратором и присутствовал на судебных заседаниях по долгу службы. Надо отметить, что эта внушительная часть творческого наследия художника надолго повредила его репутации. Долгое время к Домье относились несерьезно, живописцем его считали в основном коллеги-художники, а искусствоведы и зрители смотрели свысока. Сейчас фокус интереса сместился в сторону живописи, но при этом не померкла и слава Домье как исключительного рисовальщика. Его рисунки избыточно хороши для простого газетного иллюстратора, который заменяет фотографа, поскольку газетную фотографию еще не придумали.

    Наш рисунок происходит из коллекции любопытного персонажа — Эдуарда Фукса (Eduard Fuchs), немецкого культуролога, писателя, коллекционера, марксиста и деятеля Коминтерна. Эдуард Фукс считается крупнейшим коллекционером графики Домье: в 1920-м он начал публиковать каталог-резоне графики художника. К 1927 году вышли четыре тома этого издания — один том «Ксилографии» и три тома «Литографий».

    Можно сказать, что общественный темперамент Фукса, который заинтересовался Домье сначала как политическим карикатуристом, был схож с темпераментом самого Домье, которого, как известно, любовь к справедливости не раз приводила к разным злоключениям и в конце концов — к необеспеченной старости. Если бы не доброта Камиля Коро, подарившего Домье домик и небольшое содержание, участь художника была бы плачевна.

    Рисунок «Обвинение (Человек в кресле)» опубликован в книге Эдуарда Фукса «Художник Домье», вышедшей в Мюнхене в 1930 году, а также в до сих пор актуальной книге искусствоведа, художника (и отца живописца Бальтюса) — Эриха Клоссовского «Оноре Домье» (1923).


    Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20244798
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246349
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202412954
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419439
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423535
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202428826
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429504