IC3PEAK и аудиовизуальный терроризм

Московский электронный дуэт против гомофобии. За — футуристичную оперу, трансгуманизм и бессмертие

текст: Александр Великанов
Detailed_picture© IC3PEAK

Московский электронный дуэт IC3PEAK, состоящий из вокалистки и видеохудожницы Насти Креслиной и продюсера Николая Костылева, аттестует себя как аудиовизуальных террористов. Дуэт ставит своей задачей «выводить слушателей из зоны комфорта» табуированными сюжетами клипов, травматическими выступлениями и мечущейся по частотам музыкой с утробным ритмом и пронзительным вокалом. Недавно вернувшись с гастролей по США, IC3PEAK выступят 3 декабря в Красноярске на фестивале звука и медиаискусства Frontier Festival, где их ждут как впередсмотрящих российских музыкантов.

— Вы учились в РГГУ, где и познакомились. Чему вы учились и помогают ли полученные вами в университете навыки в работе над проектом?

Настя: РГГУ просто стал местом нашей встречи, там мы изучали лингвистику, язык. Искусство — тот же язык, способ коммуникации. Я после третьего курса отправилась заниматься медиаартом в школу Родченко, которая повлияла на меня куда больше, там я нашла единомышленников и какую-то поддержку. Правда, мои романтичные представления о художественной среде очень быстро развеялись, и я поняла, что мой путь не институциональный, а независимый. Так что, можно сказать, я училась тому, как делать не нужно.

Коля: Мы учились на филологическом, должны были стать переводчиками с английского и шведского, но на третьем курсе оба свалили — мы все-таки решили заниматься искусством. Мне кажется, что главные навыки, которые я там в себе развил, — это методология самообразования, фильтрация информации и скептицизм. Затем я пошел учиться в ГИТР на звукорежиссера, там я продержался еще два года и, окончательно разочаровавшись в российском образовании, сбежал — я как будто оказался в 1985 году, в котором древние дяденьки из звукозаписывающей студии «Союз» пытались научить меня саунд-дизайну.

IC3PEAK — «Collapse»

— На какие цели вы были настроены, когда стали вдвоем делать музыку? Как представляли свой проект и его будущее? Когда поняли, что из него выйдет что-то дельное?

Коля: Наша цель и тогда, и сейчас — создавать новый язык. Мы сразу обозначили четкую картину того, как мы хотим видеть этот проект. Конечно, мы меняемся, и вместе с нами меняется IC3PEAK: как и любой здоровый арт-проект, это проект-метаморфоза.

Настя: Мы ясно представляем, что делаем в этом проекте, у нас очень осознанный подход. IC3PEAK для нас — способ коммуникации с миром. Мы сразу поняли, что наше аудиовизуальное высказывание работает и не нуждается в переводе. После первого же трека реакция была очень бурной. Было ясно, что это материал, с которым можно и нужно работать.

— Вы представляетесь «аудиовизуальными террористами» — что это для вас означает? Музыка у вас вполне конформная, танцевальная. Видеоклипы — очень, что называется, eye candy. В чем терроризм? Да и зачем нужно терроризировать людей?

Настя: Сейчас забавно это слышать: ведь, когда мы только начинали проект, в нашу сторону большая часть слушателей плевалась, возмущалась, что от наших треков кровь из ушей идет. Мы всегда выбиваем людей из зоны комфорта либо нойзом и криком, либо табуированными темами, которые мы затрагиваем в наших высказываниях. Да и живое выступление — это не картинки и аудио в интернете, это всегда экспириенс. Иногда травматичный. Терроризм в нашем случае символичный — действенный способ пробить толстокожего слушателя и обратить его внимание на какие-то темы.

Коля: Давая такое определение проекту, мы исходили прежде всего из самого понятия терроризма, которое за последние 50 лет претерпело множество трансформаций. Сегодня, чтобы считаться террористом, достаточно репостнуть неугодную запись в соцсети. Поместив себя в это символическое поле, мы заочно приравняли себя к изгоям и маргиналам, коими и являются все художники. Насчет нашей музыки у вас не самое популярное мнение, возможно, вы судите по последнему альбому? Всего год назад мы выпустили IC3PEAK LP, который до вас никто не называл «конформным». C последним альбомом мы поняли, что для того, чтобы выводить людей из зоны комфорта, не обязательно апеллировать к отвращению — можно и партизанить.

IC3PEAK — «Go with the Flow»

— Ваше самое известное видео «Go with the Flow» снято в Сан-Паулу с участием представителей тамошнего ЛГБТ-сообщества. Россию в этом клипе представляете вы вдвоем. Вы имеете какое-то отношение к ЛГБТ-сообществу? Почему из всех проблем российского общества вы выбрали гомофобию и поражение в правах представителей ЛГБТ?

Коля: Мы не имеем никакого отношения к ЛГБТ-сообществу, как и многие снимавшиеся в этом видео. Однако все мы — представители квир-сообщества, которое вмещает в себя гораздо больше, чем понятие ЛГБТ, определяющее людей только по признакам сексуальной ориентации и гендера. Отвечая на ваш вопрос, почему мы выбрали эту тему, хочется задать встречный: а почему нет?

Настя: География съемок в данном случае играет второстепенную роль, мы этот клип изначально собирались снимать в Москве, просто по таймингу не сложилось. Проблема гомофобии актуальна для мира в целом, но Россия, кажется, всех обогнала в своем стремлении публично маркировать гомосексуалов как больных людей, а когда это выходит на законодательный уровень, тут уже невозможно молчать. Для нас это личная и болезненная тема, как и любая тема, ограничивающая права и свободы человека.

— Вы будете еще писать песни и делать клипы о социальных проблемах или это была разовая акция?

Коля: Будем.

Настя: Мы всегда высказываемся на темы, которые нас волнуют. Не вижу причин переставать это делать.

Трансгуманизм и технологии, сингулярность и бессмертие — вот наш вектор.

— Что сейчас происходит с витчхаус-движением в России, с которым вас раньше ассоциировали? Вечеринки «Скотобойня» и Witchout, кажется, больше не проводятся — почему? Что пришло им на смену?

Коля: С витчхаус-движением в России все плохо — оно превратилось в EDM-движение с такой же публикой и таким же звучанием, как на американских EDM-фестивалях (только все в миноре и все в черном, это же Россия). Хотя сначала было прикольно: появилось несколько очень крутых, самобытных и интересных проектов (правда, вы все их пропустили, и теперь они никому не нужны). Сейчас ребята, которые организовывали VV17CHØU7 и «Скотобойню», запускают новую вечеринку «Грезы», мы там играем как раз перед фестивалем Frontier. Это будет вечеринка про будущее, пока больше ничего рассказать не могу.

Настя: Ребята, которые делали вечеринки «Скотобойня» и VV17CHØU7, задают тренды. В то же время для них это бесконечный арт-проект. Закончились эти вечеринки — будут новые, ведь музыка меняется очень быстро и вписывать ее в какой-то конкретный формат мероприятий становится сложнее, да и бессмысленно, надо быть максимально пластичными.

— Вы ассоциируете себя с какой-то общностью музыкантов в России? Инди? Новая электронная сцена? Кто из российских музыкантов вам близок, симпатичен?

Настя: Мы об этом не задумываемся, или, я бы сказала, мы себя ассоциируем сразу со всеми течениями и в то же время от всех отделяем. Ну и это, конечно, никак не ограничивается российской сценой. В музыке, к счастью, окончательно все переплелось и смешалось. Но для многих музыкантов их музыка — это прежде всего способ расслабиться и потусить, ну или денег заработать. Это развлечение, продукт, и мало кто думает о том, что музыка может быть способом коммуникации, может менять что-то в обществе, быть политикой и искусством одновременно. Если брать российскую сцену, мне очень нравится то, что делает Золото, я чувствую, что это что-то очень живое и большое в перспективе.

Коля: Мы ни с кем себя не ассоциируем, зачем отбирать хлеб у журналистов. Но мы много с кем общаемся из российской сцены, и много кто нам нравится.

© IC3PEAK

— Вы только что побывали в американском туре — как он прошел? В какой контекст вас помещают там? Опознают ли вас как музыкантов из России или это не имеет значения?

Коля: Тур прошел очень круто, везде было много людей, случилось даже два солд-аута — в Портленде и в Далласе. Выступали в восьми городах, расписание тура висит у нас во всех медиа. Да, промоутеры везде уточняли, что мы из России, наверное, это прибавляло экзотичности лайнапу. Для них Россия — это такая далекая страна третьего мира наподобие Уганды или Новой Гвинеи.

Настя: Нас очень тепло принимали, оказалось, там нас слушает не меньше людей, чем в России. Публика близка нашей — люди из интернета, который стирает границы и делает нас всех похожими. Мы уже планируем второй тур, намного больше, мы все-таки побывали всего лишь в нескольких штатах.

— На фестивале Frontier вас представляют как впередсмотрящих музыкантов, работающих на стыке популярной музыки и авангардной электроники. Вы согласны с таким определением? Какое у вас представление о будущем как мира, так и звука? Что вам кажется футуристичным, авангардным?

Коля: Я бы не разделял популярную музыку и «авангардную» электронику — мне кажется, этой границы уже давно не существует, музыка сегодня может быть одновременно и экспериментальной, и популярной, примеров масса. Да и о каком авангарде речь, когда отсутствует арьергард? Вот понятие футуризма мне ближе, хотя с этим понятием тоже сложно: любой футуризм — это ретрофутуризм, с точкой отсчета в прошлом. Мне нет дела до патриархального и кровожадного футуризма начала XX века, мне интересен футуризм, который пытается дать ответы на сегодняшние и завтрашние вопросы. То есть я не хочу создавать нечто «футуристичное», мне хочется делать что-то совершенно новое.

Настя: То, что мы делаем, можно назвать футуристичной оперой — это аудиовизуальный перформанс. Мы стремимся исключительно в будущее, любые ретромедиумы и темы нас совершенно не привлекают. Трансгуманизм и технологии, сингулярность и бессмертие — вот наш вектор.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20244867
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246430
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413024
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419513
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423591
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202428898
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429551