Разговор c оставшимся
Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20244850В 2010 году казанский музыкант Митя Бурмистров делал битбокс под псевдонимом Masta Mic, записывал видеоролики с вокальным драм-н-бейсом, сидя у себя на кухне, и был звездой YouTube с миллионами просмотров. Поездив с гастролями по России и побывав на чемпионате Европы по битбоксу, Бурмистров прошел курсы повышения квалификации в международных образовательных программах OneBeat и Red Bull Music Academy и стал под именем MITYA делать совсем другую музыку — психоделический англоязычный инди-поп, который можно представить в одном плей-листе с MGMT и Ариэлем Пинком.
Теперь у деятельного Бурмистрова новый проект — группа «Черный государь», в которой он пытается написать лучшую в мире русскую рок-песню: получается что-то среднее между «Чайфом» и «СерьГой», но на новый лад. На этой неделе выходит дебютный альбом проекта «Родной», и, пользуясь поводом, Глеб Лисичкин обсудил с Митей Бурмистровым, почему он ударился в почвенничество и забросил YouTube-канал с 230 тысячами подписчиков.
— Как появилась группа «Черный государь»?
— У меня всю жизнь был канал-отдушина «О мальчики», я снимаю и выкладываю туда всякие ситкомы про Самару или рекламу расторопши, снятую с друзьями. «Черный государь» начался ровно 9 октября 2016 года (сейчас посмотрел дату видео). В меня в тот день вселились бесы — я только закончил работу над своим этнографическим сериалом и альбомом для MITYA. Хотелось наконец отдыха и шалостей!
Я позвал в гости Артурку Джерка, и как-то резко появилось острое желание сделать лучшую в мире русскую рок-песню. Мы написали по строчке главные слова, резонирующие с душою русскою, нашли кожаный плащ и с ходу записали лайв-видео на «Черного ворона», в которое я добавил фрагменты из репортажа с говорящим вороном Карлушей. Назвались «Черный государь» и были таковы!
О группе мы изредка вспоминали раз в год, выдавая по мини-песне с клипом, пока нас всерьез не позвали выступить на фестивале у Речпорта под открытым небом между шашлычкой и берегом Казанки. К гигу мы подошли ответственно: подготовили получасовой спектакль, подобрали костюмы, менялись инструментами, пели хором с толпой, и я проливал много вина на айфон, с которого пускал подложкой барабаны в некоторых песнях.
Потом опять настало затишье, потом фестиваль, корпоратив со стриптизершей на сцене, с которой разные директора ели суши, снова затишье, и наконец год назад мы опомнились и решили, что надо скорее писать альбом.
— А если в двух словах — что ты делал до группы «Черный государь»?
— Я был простым школьным учителем труда под Брянском... Шутка! Можно сказать, что особо и нет периода до группы «ЧГ».
«Черный государь» всегда незаметно существовал параллельно с главным проектом MITYA, пока не набрал критическую массу и не случилось то, что случилось: первый альбом, 10 караоке-клипов, выступление на «Давай поженимся». И все за одну неделю! Так что группа по факту только-только вылупляется.
— Прости, а что за мероприятие со стриптизершей и суши?
— Был какой-то мощный съезд главных людей больших компаний российских, 25-й этаж, панорамный вид на центр, роскошный фуршет, часть которого расположилась на теле талантливой танцовщицы. Там же я устраивал стрит-студию (запись треков на ходу с людьми, которые проходят мимо, — идея почерпнута из опыта резиденции One Beat в Штатах), и там же выступала третий раз в жизни группа «Черный государь». Мы еще были в той эре, когда вместо драм-машины я сам садился за барабаны и одновременно пел и играл, промахиваясь по тарелкам. Отмечу, что от совмещения процессов ни один из них особо не выигрывал! Но бомонд после разинутых ртов на первой песне быстро обмяк, и «Черного ворона» мы уже базлали хором и с душой.
«Черный государь» — «Мы уже влюблены»
— Кто помимо тебя участвует в группе «Черный государь»?
— Нас в команде четверо. Артур Джерк из группы jerk. На лайвах присоединяется Айдар Гайнуллин, басист группы Harajiev Smokes Virginia, автор проекта AIIID. А за нашу чарующую красоту (от обложек релизов до нашего внешнего вида) отвечает художница и музыкантка Лия Сафина — liyolei.
— Ты многие годы был, кажется, сознательным артистом-одиночкой — тяжело было начать работать в группе?
— Мне до сих пор легче записать и свести весь альбом самому или смонтировать полностью клип. Но я всегда открыт к взаимодействию с другими людьми, если они горят, выкладываются на полную и кайфуют от процесса.
Игра в группе — это ценный опыт, который сделал меня свободнее! Только в «Черном государе» я освоил навык творческого пинг-понга; теперь я с легкостью уважаю и лелею чужие решения и в награду получаю такие песни, которые в одиночку никогда бы не создал.
Ну и выступать со своей семьей на сцене и за кулисами — это такое греющее ощущение!
Резко появилось острое желание сделать лучшую в мире русскую рок-песню.
— Что является движущей эмоцией в музыке «ЧГ»? Ирония, стеб, ностальгия или что-то еще?
— Все меняется. Я часто начинаю что-то создавать как ответную реакцию на явление, которое не понимаю. Например, первый трек моего проекта Acid Minerale «USPEH 2000» был реакцией на эйсид и техно-музыку, фанатом которой я стал только после того, как сам с ней выступил и небывало кайфанул.
С «ЧГ» получилось так же — мы написали трек «Киану Ривз» и сняли клип за один вечер, бурно отреагировав на засилье однотипного постпанка в любимых музыкальных пабликах страны. Но судьба любой работы после релиза непредсказуема. Народ приятно воспринял оду татуировке на ноге с лицом актера, да и мы, каждый раз исполняя «Киану» на сцене, переносимся в энергичный, завораживающий мир. А ведь изначально хотелось просто пошалить!
Я осознал, что в этих песнях можно писать совершенно другие картины, до которых я не дохожу в других проектах. Если MITYA — это больше про душевные переживания, рассуждения о жизни, смерти и любви, то «ЧГ» — про бытовые, мелкие воплощения этих же огромных чувств и понятий.
Я рад, когда припев может сплотить народ и заставить на концерте подпевать «ооо-у-ооо любовь и вино-о-о-о-о» и 15-летнюю девочку, и усатого охранника у сцены. Если и начиналось все как стеб, то сейчас «ЧГ» существует, чтобы воспевать все человеческое и освещать бугристую российскую жизнь.
«Черный государь» — «Киану Ривз»
— Как ты относишься к «новой русской волне»?
— Отлично отношусь: никого почти не слушаю. Но иногда бегло ознакомляюсь. Я уверен, что большинство современных артистов — отличные ребята, пообщаешься и скажешь: «Крутые мужики/девчонки!»
В артисте меня всегда привлекала личность, история, а не принадлежность к определенному стилю. Ну и музыка, конечно, должна сердце щемить!
Русскоязычных артистов, которых я слушаю, можно на руках пересчитать, я всегда легче влюблялся в зарубежную музыку. Из-за этого тоже возник интерес к созданию русского рок-проекта.
MITYA — «Close My Eyes»
— У тебя вообще есть какие-то воспоминания или переживания, связанные с русским роком?
— Конечно! Мама всегда любила «ДДТ», «Агату Кристи»; помню, я лет в 12 ехал в лагерь на автобусе и всю дорогу пел «Метель» и остальные песни про дождь и осень от Шевчука, чтобы социализироваться, заявить о себе и найти друзей. С братом старшим гулял по острову за Казанью летом и постоянно напевал: «Видишь, там на горе-е-е-е возвышается крест...» Все это казалось очень взрослым, сильным, крутым. И мелодии были острыми и горячими, поэтому и западали в душу.
А о группе «Чайф» я помню только дурацкое газетное интервью, где их спрашивают: «А почему “Чайф”?» А они в ответ: «Потому что чай — это кайф». Ну и клип с паровозом, который крутили в компании со всякими Чижами и «Металликами» зимними вечерами на телеканале «Эфир».
MITYA — «Island» (Official 360 Video)
— Ты начал свою карьеру как битбоксер, потом ушел в психоделию, начал танцевальный проект Acid Minerale, а теперь играешь на поляне русского рока. Где ты чувствуешь себя комфортнее?
— Я очень рад, что проживаю несколько музыкальных жизней одновременно. Могу окунуться в душевное творчество, плакать, радоваться и перемещаться по космосам вместе с MITYA, могу вместе с двумя мужиками в париках орать песни про сардины, а могу в перчатке с надписью «техно» сбацать бешеный часовой сет из прямой кислотной бочки. Все три проекта дарят разные ощущения, требуют разных навыков и тянут развиваться друг друга. Помню, что после первого выступления Acid Minerale я был страшно возбужден — я никогда не чувствовал такой бешеной шаманской энергии на сцене, тем более от своей музыки. И захотелось моментально добавить больше танцев в MITYA. Так же, например, почувствовав крутизну живого состава в одном проекте, хочется добавить ее в другой, где выступаешь с семплером. Так что комфорта я пока, слава богам, не чувствую, а чувствую постоянное желание что-то усовершенствовать.
— Как ты пришел от идеи завоевания интернета к этой почвеннической истории?
— У меня не было цели завоевать интернет. Я просто хочу быть услышанным и найти тех, кого будут заряжать мои творения. И надеюсь, что таких людей будут МИЛЛИАРДЫ!!! Ну или тысяч сто :). А то, что с космополитичного психоделик-попа я переключился на русский рок на время, — да так же просто веселее жить!
— Ты занялся YouTube на самой ранней заре этого сервиса — но та волна популярности сошла на нет. Что ты испытываешь по этому поводу? Завидуешь ли ты Моргенштерну?
— Круто, что это было! Круто, если что-то подобное повторится. Это очень сильный наркотик — чувство, когда ты выложил ролик, обновил через пару минут страницу, а там уже тыщ сорок просмотров и всем нравится все, что ты делаешь. Но я не был готов к такому и не имел особых планов, что с этой силой делать. Так что, заскучав в битбоксе, я спокойно начал создавать себя музыкально нового. Писать музыку и песни, уже подсознательно зная, что надо просто продолжать фигачить свое любимое дело и в один день может повезти.
А Моргенштерну я не очень завидую, наверняка его слава — тяжкая ноша! Отвечу словами бабушки у хлебного магазина на площади Свободы: «Ну, молодец! Двигайся дальше!»
— Чувствуешь ли ты себя как Гагарин, вернувшийся из всемирной индустрии на родную землю?
— Я так себя чувствовал в 2012 году, когда вернулся с фестиваля YouFest из Мадрида в Казань. Благодаря YouTube-успехам я выступал на одном фестивале с Underworld, Diplo, Battles и даже Риком Эстли :))). Там же я пару дней джемил в редбулловской студии со своим кумиром Реджи Уотсом — был на небесах от счастья.
Но, кстати, о всемирной индустрии: совсем недавно я забросил старый канал Маста Майка с 230 с лишним тысячами подписчиков и завел три новых (для каждого проекта), чтобы начать игру сначала. И счастлив! Если продолжать делать то, от чего ты больше не кайфуешь, то в космос вернуться не получится.
— О каком нереализованном проекте ты (до сих пор) сожалеешь?
— Из упущенных — о совместке с Kelela: она написала мне на SoundCloud году в 2012-м, а я тогда не знал о музыке и ее создании вообще ничего, только делал звук вертолетика ртом. И зря я не выпустил примерно тогда же татарский рэп-проект «Мулла Малай» с песнями про «беренге» (картошку). Есть пара проектов, до которых еще руки не дошли, — в частности, это шансон-проект «Лариса Голубь», который года три уже томится и ждет своего часа. Еще я периодически ищу свою дорогу в рэп-мир, но, к счастью, пока не нахожу :). Самое главное, что я хочу быстрее выпустить, — это два первых полноформатных альбома MITYA, я некоторые песни написал для него уже году в 2014-м. А потом опять пойду по протоптанному маршруту: альбом Acid Minerale, альбом «ЧГ», альбом MITYA.
— Что вообще сейчас происходит в музыкальной жизни Казани?
— Лучше всего об этом расскажет телеграм-канал «Казанализация». Вообще много всего! Прекрасный город, прекрасные люди. В прошлый Новый год мы собрались с друзьями-музыкантами, записали благотворительный сборник, сняли на него теплый фильм и сыграли концерт в «Соли». Может, повторим в этом году. Вообще очень соскучился по офлайн-концертам. У меня отменился первый тур по России и Европе за неделю до карантина, пришлось выплескивать энергию в стримах. Но по людям соскучился, сигануть бы прямо щас потным в толпу!
Альбом группы «Черный государь» доступен на всех платформах.
13 ноября «Черный государь» даст онлайн-караоке-концерт на Twitch и YouTube.
28 ноября «Черный государь» даст онлайн-концерт в казанском клубе Werk.
Запрещенный рождественский хит и другие праздничные песни в специальном тесте и плейлисте COLTA.RU
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
Все новостиМария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20244850Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 20246411Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 202413005Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202419497Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202420169Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202422822Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202423577Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202428746Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202428885Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202429539