«Черный государь» и припевы для народа

Назад к русскому року: выступив на одном фестивале с Underworld и Diplo, музыкант из Казани вернулся к щемящим душу припевам и корпоративу со стриптизершей

текст: Глеб Лисичкин
Detailed_picture© «Черный Государь»

В 2010 году казанский музыкант Митя Бурмистров делал битбокс под псевдонимом Masta Mic, записывал видеоролики с вокальным драм-н-бейсом, сидя у себя на кухне, и был звездой YouTube с миллионами просмотров. Поездив с гастролями по России и побывав на чемпионате Европы по битбоксу, Бурмистров прошел курсы повышения квалификации в международных образовательных программах OneBeat и Red Bull Music Academy и стал под именем MITYA делать совсем другую музыку — психоделический англоязычный инди-поп, который можно представить в одном плей-листе с MGMT и Ариэлем Пинком.

Теперь у деятельного Бурмистрова новый проект — группа «Черный государь», в которой он пытается написать лучшую в мире русскую рок-песню: получается что-то среднее между «Чайфом» и «СерьГой», но на новый лад. На этой неделе выходит дебютный альбом проекта «Родной», и, пользуясь поводом, Глеб Лисичкин обсудил с Митей Бурмистровым, почему он ударился в почвенничество и забросил YouTube-канал с 230 тысячами подписчиков.

— Как появилась группа «Черный государь»?

— У меня всю жизнь был канал-отдушина «О мальчики», я снимаю и выкладываю туда всякие ситкомы про Самару или рекламу расторопши, снятую с друзьями. «Черный государь» начался ровно 9 октября 2016 года (сейчас посмотрел дату видео). В меня в тот день вселились бесы — я только закончил работу над своим этнографическим сериалом и альбомом для MITYA. Хотелось наконец отдыха и шалостей!

Я позвал в гости Артурку Джерка, и как-то резко появилось острое желание сделать лучшую в мире русскую рок-песню. Мы написали по строчке главные слова, резонирующие с душою русскою, нашли кожаный плащ и с ходу записали лайв-видео на «Черного ворона», в которое я добавил фрагменты из репортажа с говорящим вороном Карлушей. Назвались «Черный государь» и были таковы!

О группе мы изредка вспоминали раз в год, выдавая по мини-песне с клипом, пока нас всерьез не позвали выступить на фестивале у Речпорта под открытым небом между шашлычкой и берегом Казанки. К гигу мы подошли ответственно: подготовили получасовой спектакль, подобрали костюмы, менялись инструментами, пели хором с толпой, и я проливал много вина на айфон, с которого пускал подложкой барабаны в некоторых песнях.

Потом опять настало затишье, потом фестиваль, корпоратив со стриптизершей на сцене, с которой разные директора ели суши, снова затишье, и наконец год назад мы опомнились и решили, что надо скорее писать альбом.

© «Черный Государь»

— А если в двух словах — что ты делал до группы «Черный государь»?

— Я был простым школьным учителем труда под Брянском... Шутка! Можно сказать, что особо и нет периода до группы «ЧГ».

«Черный государь» всегда незаметно существовал параллельно с главным проектом MITYA, пока не набрал критическую массу и не случилось то, что случилось: первый альбом, 10 караоке-клипов, выступление на «Давай поженимся». И все за одну неделю! Так что группа по факту только-только вылупляется.

— Прости, а что за мероприятие со стриптизершей и суши?

— Был какой-то мощный съезд главных людей больших компаний российских, 25-й этаж, панорамный вид на центр, роскошный фуршет, часть которого расположилась на теле талантливой танцовщицы. Там же я устраивал стрит-студию (запись треков на ходу с людьми, которые проходят мимо, — идея почерпнута из опыта резиденции One Beat в Штатах), и там же выступала третий раз в жизни группа «Черный государь». Мы еще были в той эре, когда вместо драм-машины я сам садился за барабаны и одновременно пел и играл, промахиваясь по тарелкам. Отмечу, что от совмещения процессов ни один из них особо не выигрывал! Но бомонд после разинутых ртов на первой песне быстро обмяк, и «Черного ворона» мы уже базлали хором и с душой.

«Черный государь» — «Мы уже влюблены»

— Кто помимо тебя участвует в группе «Черный государь»?

— Нас в команде четверо. Артур Джерк из группы jerk. На лайвах присоединяется Айдар Гайнуллин, басист группы Harajiev Smokes Virginia, автор проекта AIIID. А за нашу чарующую красоту (от обложек релизов до нашего внешнего вида) отвечает художница и музыкантка Лия Сафина — liyolei.

— Ты многие годы был, кажется, сознательным артистом-одиночкой — тяжело было начать работать в группе?

— Мне до сих пор легче записать и свести весь альбом самому или смонтировать полностью клип. Но я всегда открыт к взаимодействию с другими людьми, если они горят, выкладываются на полную и кайфуют от процесса.

Игра в группе — это ценный опыт, который сделал меня свободнее! Только в «Черном государе» я освоил навык творческого пинг-понга; теперь я с легкостью уважаю и лелею чужие решения и в награду получаю такие песни, которые в одиночку никогда бы не создал.

Ну и выступать со своей семьей на сцене и за кулисами — это такое греющее ощущение!

Резко появилось острое желание сделать лучшую в мире русскую рок-песню.

— Что является движущей эмоцией в музыке «ЧГ»? Ирония, стеб, ностальгия или что-то еще?

— Все меняется. Я часто начинаю что-то создавать как ответную реакцию на явление, которое не понимаю. Например, первый трек моего проекта Acid Minerale «USPEH 2000» был реакцией на эйсид и техно-музыку, фанатом которой я стал только после того, как сам с ней выступил и небывало кайфанул.

С «ЧГ» получилось так же — мы написали трек «Киану Ривз» и сняли клип за один вечер, бурно отреагировав на засилье однотипного постпанка в любимых музыкальных пабликах страны. Но судьба любой работы после релиза непредсказуема. Народ приятно воспринял оду татуировке на ноге с лицом актера, да и мы, каждый раз исполняя «Киану» на сцене, переносимся в энергичный, завораживающий мир. А ведь изначально хотелось просто пошалить!

Я осознал, что в этих песнях можно писать совершенно другие картины, до которых я не дохожу в других проектах. Если MITYA — это больше про душевные переживания, рассуждения о жизни, смерти и любви, то «ЧГ» — про бытовые, мелкие воплощения этих же огромных чувств и понятий.

Я рад, когда припев может сплотить народ и заставить на концерте подпевать «ооо-у-ооо любовь и вино-о-о-о-о» и 15-летнюю девочку, и усатого охранника у сцены. Если и начиналось все как стеб, то сейчас «ЧГ» существует, чтобы воспевать все человеческое и освещать бугристую российскую жизнь.

«Черный государь» — «Киану Ривз»

— Как ты относишься к «новой русской волне»?

— Отлично отношусь: никого почти не слушаю. Но иногда бегло ознакомляюсь. Я уверен, что большинство современных артистов — отличные ребята, пообщаешься и скажешь: «Крутые мужики/девчонки!»

В артисте меня всегда привлекала личность, история, а не принадлежность к определенному стилю. Ну и музыка, конечно, должна сердце щемить!

Русскоязычных артистов, которых я слушаю, можно на руках пересчитать, я всегда легче влюблялся в зарубежную музыку. Из-за этого тоже возник интерес к созданию русского рок-проекта.

MITYA — «Close My Eyes»

— У тебя вообще есть какие-то воспоминания или переживания, связанные с русским роком?

— Конечно! Мама всегда любила «ДДТ», «Агату Кристи»; помню, я лет в 12 ехал в лагерь на автобусе и всю дорогу пел «Метель» и остальные песни про дождь и осень от Шевчука, чтобы социализироваться, заявить о себе и найти друзей. С братом старшим гулял по острову за Казанью летом и постоянно напевал: «Видишь, там на горе-е-е-е возвышается крест...» Все это казалось очень взрослым, сильным, крутым. И мелодии были острыми и горячими, поэтому и западали в душу.

А о группе «Чайф» я помню только дурацкое газетное интервью, где их спрашивают: «А почему “Чайф”?» А они в ответ: «Потому что чай — это кайф». Ну и клип с паровозом, который крутили в компании со всякими Чижами и «Металликами» зимними вечерами на телеканале «Эфир».

MITYA — «Island» (Official 360 Video)

— Ты начал свою карьеру как битбоксер, потом ушел в психоделию, начал танцевальный проект Acid Minerale, а теперь играешь на поляне русского рока. Где ты чувствуешь себя комфортнее?

— Я очень рад, что проживаю несколько музыкальных жизней одновременно. Могу окунуться в душевное творчество, плакать, радоваться и перемещаться по космосам вместе с MITYA, могу вместе с двумя мужиками в париках орать песни про сардины, а могу в перчатке с надписью «техно» сбацать бешеный часовой сет из прямой кислотной бочки. Все три проекта дарят разные ощущения, требуют разных навыков и тянут развиваться друг друга. Помню, что после первого выступления Acid Minerale я был страшно возбужден — я никогда не чувствовал такой бешеной шаманской энергии на сцене, тем более от своей музыки. И захотелось моментально добавить больше танцев в MITYA. Так же, например, почувствовав крутизну живого состава в одном проекте, хочется добавить ее в другой, где выступаешь с семплером. Так что комфорта я пока, слава богам, не чувствую, а чувствую постоянное желание что-то усовершенствовать.

— Как ты пришел от идеи завоевания интернета к этой почвеннической истории?

— У меня не было цели завоевать интернет. Я просто хочу быть услышанным и найти тех, кого будут заряжать мои творения. И надеюсь, что таких людей будут МИЛЛИАРДЫ!!! Ну или тысяч сто :). А то, что с космополитичного психоделик-попа я переключился на русский рок на время, — да так же просто веселее жить!

— Ты занялся YouTube на самой ранней заре этого сервиса — но та волна популярности сошла на нет. Что ты испытываешь по этому поводу? Завидуешь ли ты Моргенштерну?

— Круто, что это было! Круто, если что-то подобное повторится. Это очень сильный наркотик — чувство, когда ты выложил ролик, обновил через пару минут страницу, а там уже тыщ сорок просмотров и всем нравится все, что ты делаешь. Но я не был готов к такому и не имел особых планов, что с этой силой делать. Так что, заскучав в битбоксе, я спокойно начал создавать себя музыкально нового. Писать музыку и песни, уже подсознательно зная, что надо просто продолжать фигачить свое любимое дело и в один день может повезти.

А Моргенштерну я не очень завидую, наверняка его слава — тяжкая ноша! Отвечу словами бабушки у хлебного магазина на площади Свободы: «Ну, молодец! Двигайся дальше!»

© «Черный Государь»

— Чувствуешь ли ты себя как Гагарин, вернувшийся из всемирной индустрии на родную землю?

— Я так себя чувствовал в 2012 году, когда вернулся с фестиваля YouFest из Мадрида в Казань. Благодаря YouTube-успехам я выступал на одном фестивале с Underworld, Diplo, Battles и даже Риком Эстли :))). Там же я пару дней джемил в редбулловской студии со своим кумиром Реджи Уотсом — был на небесах от счастья.

Но, кстати, о всемирной индустрии: совсем недавно я забросил старый канал Маста Майка с 230 с лишним тысячами подписчиков и завел три новых (для каждого проекта), чтобы начать игру сначала. И счастлив! Если продолжать делать то, от чего ты больше не кайфуешь, то в космос вернуться не получится.

— О каком нереализованном проекте ты (до сих пор) сожалеешь?

— Из упущенных — о совместке с Kelela: она написала мне на SoundCloud году в 2012-м, а я тогда не знал о музыке и ее создании вообще ничего, только делал звук вертолетика ртом. И зря я не выпустил примерно тогда же татарский рэп-проект «Мулла Малай» с песнями про «беренге» (картошку). Есть пара проектов, до которых еще руки не дошли, — в частности, это шансон-проект «Лариса Голубь», который года три уже томится и ждет своего часа. Еще я периодически ищу свою дорогу в рэп-мир, но, к счастью, пока не нахожу :). Самое главное, что я хочу быстрее выпустить, — это два первых полноформатных альбома MITYA, я некоторые песни написал для него уже году в 2014-м. А потом опять пойду по протоптанному маршруту: альбом Acid Minerale, альбом «ЧГ», альбом MITYA.

— Что вообще сейчас происходит в музыкальной жизни Казани?

— Лучше всего об этом расскажет телеграм-канал «Казанализация». Вообще много всего! Прекрасный город, прекрасные люди. В прошлый Новый год мы собрались с друзьями-музыкантами, записали благотворительный сборник, сняли на него теплый фильм и сыграли концерт в «Соли». Может, повторим в этом году. Вообще очень соскучился по офлайн-концертам. У меня отменился первый тур по России и Европе за неделю до карантина, пришлось выплескивать энергию в стримах. Но по людям соскучился, сигануть бы прямо щас потным в толпу!

Альбом группы «Черный государь» доступен на всех платформах.

  • 13 ноября «Черный государь» даст онлайн-караоке-концерт на Twitch и YouTube.

  • 28 ноября «Черный государь» даст онлайн-концерт в казанском клубе Werk.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249343
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202415985
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420312
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425544
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202426888