TAPENIGHT и мрачные мысли

Дуэт из Петербурга, у которого получается играть отвязный рок, — о том, что такое постпоп, и о том, как они попали в трибьют «Мумий Троллю»

текст: Александр Нурабаев
Detailed_picture© Сергей Ломакин

TAPENIGHT — это недавно появившаяся группа Димки Батарина и Андрея Манолли, бывших участников петербургского коллектива Super Collection Orchestra. В новом проекте музыканты придерживаются тех же эстетических принципов, что и в прежнем, то есть принципов создания музыки, не ограниченной жанровыми рамками, только преподносят ее немного под другим соусом: сказывается тот факт, что лидер группы Димка Батарин — прежде всего гитарист, и потому шумные, отвязные рок-номера TAPENIGHT запоминаются лучше мечтательного арт-попа или меланхоличного постпанка. За год существования у дуэта уже вышли альбом «Новый мир», мини-альбом «На дне» и несколько клипов, а также дуэт принял участие в нашумевшем трибьюте «Мумий Троллю» — «Карнавала. Нет. ХХ лет». Есть все основания полагать, что чем дальше, тем чаще мы будем слышать это название. Александр Нурабаев встретился с участниками TAPENIGHT и расспросил их об альбоме, уходе из SCO, о новой идеологии «постпоп» и о мрачных мыслях, что не дают уснуть.

— История TAPENIGHT начиналась с вашего ухода из группы Super Collection Orchestra. По каким причинам это произошло?

Димка: Все просто — у нас начали расходиться видения. Мы вдвоем решали основные вопросы, и в какой-то момент разошлись представления о концепции и ведении группы, поэтому решили разойтись полюбовно. Я сказал, что хочу уходить: у меня другая мысль, и я хочу ее нести.

— Классическая ситуация, когда два лидера не ужились в коллективе.

Димка: Да, все именно так.

— Полагаю, это был ценный опыт. Чему ты, Димка, научился у Ника?

Димка: Многому. На самом деле очень сложно сказать — он меня и в музыкальном плане направлял, и подсказывал, что нужно и что не нужно. Он талантливый тип, а я его в других моментах учил и направлял. Мы друг друга дополняли, и это было классно.

— Ваш альбом «Новый мир» довольно эклектичный — все песни очень разные. Тут тебе и постпанк, и почти гранж, и инди-поп, и клубная электроника. Получается, вы продолжаете следовать принципам freepop, или «свободной поп-музыки», заявленнымSCO?

Димка: Так сложилось, что мы придумывали всю эту историю с Ником и выстраивали определение freepop, и довольно сложно просто взять и от этого уйти. Еще у меня есть мысль называть все, что мы играем, постпопом, потому что вся музыка, которая сейчас нами сочиняется, похожа на поп-музыку, которая выходит после той музыки, что когда-то уже была. У нас было много раз, когда ребята говорили: «Эта песня знакомая, но я не могу вспомнить», — и они не могут найти, потому что ее на самом деле нет, а может, и есть, но она вызывает ностальгию. Поэтому у меня есть ощущение, что определение «постпоп» очень неплохо подходит к нашей музыке, потому что она вызывает ностальгию по прошлому, но в новой обертке.

Андрей: Я думаю, это связано не только с новым коллективом; просто мы слушаем много разной музыки, и это было до этого всего. Наверное, в этом и был центр притяжения разных музыкантов — все делают разную музыку, но мы продолжаем делать это, потому что нам это нравится.

— В заглавном треке ты поешь «О дивный новый мир» — это же очевидная отсылка к Олдосу Хаксли?

Димка: Да, я очень люблю Хаксли, и эта фраза пришла в голову случайно. Изначально песня была написана на английском и называлась «I'm living in a paradise». Так сложилось, что я захотел написать что-то антиутопическое, и в то время происходило очень много переменчивых событий — я принес Андрею демку, мы немного отредактировали текст и записали ее. Я всегда мечтал о чем-то таком.

Постпоп вызывает ностальгию по прошлому, но в новой обертке.

— Идеи песен исходят в основном от тебя или Андрей тоже вносит свою лепту?

Димка: По-разному. Бывает, я приношу какие-то демки, иногда с Андреем джемим. «Лай собак» мы сочинили полностью вдвоем с нуля. Мы даже не парились насчет темпа. У нас разные подходы к сочинению, и не бывает такого, что мы придерживаемся какого-то одного стиля и по нему пишем. Мы открыты разным механикам сочинения и опыту.

— Ты сказал, что изначально песня была написана на английском: я так полагаю, еще во времена Super Collection Orchestra. Таких песен большинство на альбоме?

Димка: Есть песни, которые мы играли в Super Collection Orchestra, но было бы странно их выпустить и не исполнять сейчас. Поэтому мы поговорили с парнями и выпустили их в TAPENIGHT. На самом деле все происходит быстро — песня может дорабатываться в течение недели и поменяться за один день. И «Living in a paradise» я переименовал в «Новый мир» за вечер.

— Вы играете вдвоем — Андрей на барабанах, ты на гитаре в тех треках, где она используется, ну и идет подложка с аймака. Не планируете расширять состав?

Димка: У нас есть мысль, что если будет верный человек, который будет мыслить так же, то можем взять. Мы открыты новым идеям, это будет интересный опыт, расширение звучания и укрепление группы. Мы просто идем по своему пути. Мы делаем и когда почувствуем, что сильно надо, то будем искать. Ну а пока нет ощущения, что мы прям не можем без одного человека. Сейчас нам хватает энергетики.

— В прошлом году вы засветились в трибьюте «Мумий Троллю». Как вы попали в этот проект?

Димка: До нашего менеджера Артура с нами работала Оля Чучадеева. Она предложила поучаствовать в трибьюте. Мы выбрали песню, у меня была идея, что я бы хотел с ней сделать, и мы по итогу это с Андреем и сделали. Она сказала, что это здорово, и мы одни из первых сдали песню. Это было благодаря Оле — она показала нас Илье, Илье понравилось, потом ему понравилась наша демка, и все это произошло очень быстро.

Андрей: На самом деле мы собрались туда, еще не понимая масштабов проекта. Нам было интересно попробовать, и со временем мы узнали, кто там будет выступать, какие артисты.

Димка: Нам нравится писать музыку, делать аранжировки и придумывать фишки. Хочется постепенно расширять свои умения и закреплять нынешние скилы. Мы были в неведении, но нам понравился проект, и было классно писать музыку.

— У вас есть какое-то особое отношение к «Мумий Троллю»?

Димка: Нас постоянно спрашивают на эту тему. Я действительно как-то сидел дома и пересматривал и пересматривал клип «Невеста» на телеэкране в большой комнате. Я не понимал, о чем он поет, но мне нравилась манера, и это было интересно.

Андрей: Я тоже это слушал — в машине у папы; я понял, что это круто. А потом я начал их слушать уже осознанно.

— На какой музыке вы росли?

Димка: У меня отец — бывший барабанщик, и у нас дома всегда играла музыка. Когда я был маленьким и ничего не понимал, я включал «Иванушек International» и их песню «Тучи». Первое мое слово в жизни было «тучи». И Shura — я его заслушивал, и родители были в шоке, что вообще происходит. Потом я слушал Элвиса Пресли и Gorillaz — они со мной навсегда. Bon Iver очень люблю, Little Dragon. Из электронной сцены очень много артистов — кого-то одного сложно выделить. Вдохновителей очень много — от эмбиента до хардкора.

Андрей: Трудно кого-то выделить, потому что очень много музыки. Помню, как маленьким на музыкальном центре записывал песни с радио и забирал их в свой микс, который потом слушал. Я любил тяжелую музыку, метал, потом стал слушать более легкую музыку, электронных диджеев — я познакомился с этим в Питере.

© Сергей Ломакин

— Когда вы поняли, что музыка — это ваше?

Андрей: Помню, я услышал барабаны у группы «Звери» и очень захотел играть. Начал учиться, попросил родителей купить мне ударные и с тех пор не расставался. Чем бы я ни занимался, я всегда продолжал играть. Тогда я понял, что хочу связать свою жизнь с этим.

Димка: У меня по-другому складывается. Я слушал музыку всегда — кассеты и диски всегда со мной были. А писать и заниматься я начал с 18 лет. Мне на день рождения подарили электрогитару, и я очень плотно этим занялся. Даже сейчас это естественная часть жизни — я просто это делаю, потому что мне это нравится.

— Хватает ли вам средств от музыки на жизнь?

Димка: Не, не хватает.

— Я слышал, Дим, ты переводами с английского подрабатывал?

Димка: Была пара проектов как мини-помощь, а так у меня этим мама занимается профессионально. Она — носитель. А сам я работал техником в клубе Mosaique в Питере, сейчас работаю в «Грибоедове» техником. Я продолжаю заниматься музыкой, потому что мне это помогает держаться на плаву. Нет такого, чтобы мы себя чувствовали комфортно в плане финансов, — наоборот, все очень непредсказуемо, и не поймешь, что будет через неделю. Учитывая нынешнюю ситуацию, непонятно, будет работа или не будет.

Андрей: Я работаю в студии звукозаписи и посвящаю этому большую часть времени, ну и проект TAPENIGHT. Это все мои дела.

— В песне «Пустое сознание» c EP «На дне» очень мрачный текст — «Ночь… Мрак… Кровь… Drug… След… Власть… Ложь». Есть ли за ней какая-нибудь душераздирающая история?

Димка: Да на самом деле это образ. Я могу увязать это с творческим человеком — перед сном тебя терзают мысли, они друг друга перебивают, не дают тебе покоя и загоняют. Когда ты в разорванном состоянии, они растаскивают тебя на куски. Там в припеве «Прочь», и это отпор мыслям, которые тебя не отпускают. «Пустое сознание» о том, что порой так здорово, когда ты ловишь тишину и гармонию. Я поэтому начал медитировать — это помогает мне собрать внутренний мысленный стержень в голове, чтобы успокоиться и притормозить, потому что мне кажется, что с каждым годом темпы жизни растут. Это актуальный вопрос.

— И часто у тебя такие мрачные мысли по ночам?

Димка: В прошлом году было много таких историй, когда я лежал перед сном и думал, что делать. И это была не одна мысль — их были сотни в сознании. Они перебивают друг друга, и ты от этого шума в голове не можешь заснуть. А в этом году я начал жить немного по-другому — я стал высыпаться, поставил в начале года цели, которых хочу достичь, и мне это помогает. Это элементарно высыпание, зарядка с утра, я засыпаю без телефона, просыпаюсь без телефона, меньше сижу в соцсетях, делаю больше дел, и теперь отношение к тому, что происходит, более позитивное. Я почувствовал определенный ритм. А прошлый год был хаотичным со своими сюрпризами.

— Я так понял, что часть твоих песен была написана изначально на английском. Это из-за мамы?

Димка: Нет, просто все мои вдохновители из-за рубежа. Классно пропевать мелодии, не внося в них значение, но мы поставили себе планку научиться писать что-то достойное на родном языке. Чтобы люди слушали и говорили, что это здорово. В одной строчке должно уместиться то, что умещается в абзаце, — этого надо добиться, мы учимся и постепенно научаемся. К сожалению, есть мнение, что русский язык в песнях звучит ужасно, но в один момент я понял, что это твой родной язык и он многогранен. Как можно его не ценить и попробовать не научиться? Я живу в России, поэтому надо идти навстречу языку и слушателям, которым понятнее, о чем ты говоришь, когда ты поешь на русском.

— На том же EP есть лирическая песня «Cigarettes of Love», которая, думаю, пользуется любовью у женской части вашей аудитории. «Сигареты любви» — красивая метафора. Что ты в нее вкладываешь?

Димка: Интересный вопрос. Тогда я очень любил Мака ДеМарко и Конана Мокасина. Я смотрел очень много лайвов Мака ДеМарко и особенно интервью, где он курит, — он затягивается, думает, что сказать. Мне казалось это романтичным, и в тексте рассказывается о мальчишке, который потерялся. Но он знает, для чего он живет, и ему классно в этой жизни, он просто немного не может себя найти. И он зависает на крыше, покуривая сигарету и смотря в небо, и для него есть этот момент. Мне кажется, эта история очень интересная и вызывает теплые ощущения. Мне кажется, суть в этом.

© Сергей Ломакин

— У вас вышло уже три клипа. Неплохо для группы, которой всего год. Многие группы за годы не могут позволить себе хотя бы один приличный, поскольку нет на это денег. Я полагаю, что и у вас с деньгами не очень, но есть много хороших друзей.

Димка: Да, я как раз хотел сказать, что команда очень важна и большую роль играют твоя команда и приближенные. Я считаю, что мы на том уровне, на котором сейчас оказались, во многом благодаря друзьям и окружению. Мы со многими общаемся, и все знают, что мы долго горим музыкой и действительно подарили этому делу не один год. Мы продолжаем, сочиняем, выпускаем что-то новое, аудитория потихоньку растет. С клипами было так же — у нас есть подруга Аня Ященкова, она ведет свой журнал «Ященкова и стаканы». Очень творческая и необычная девчонка, и она как режиссер тоже хотела себя раскрыть. Она будет продолжать этим заниматься. Мы с ней давно знакомы, и, когда я уходил из Super Collection Orchestra, мы с ней обговаривали, что будет здорово снять за год несколько клипов. Она наберется опыта, а нам нужен контент, нужно развлекать аудиторию и шлифовать свой стиль. Мы решили вместе поработать, снять несколько клипов, и с ней мы сняли все три клипа. Первый — «Все орут», второй — «На дне» и третий — «Клубничная».

— На «Все орут» снято очень драйвовое видео с кровавым сюжетом про маньяка-убийцу, которого ты, Димка, играешь. Расскажи про съемки клипа.

Димка: Аня собрала людей, у нас был человек, который занимался локациями, — может, это и была Аня. Она подобрала локации, мы встали рано утром, поехали в одно место, потом в другое. А удушение вообще снималось на кухне в баре — она со всеми договорилась по знакомству, и это было весело.

— Какие у вас планы на 2021 год?

Димка: Вообще у нас в марте выходит сингл. Потом мы хотим выпустить летний мини-альбом. У нас есть демки, и мы думаем, какие песни войдут и какие не войдут. Будем смотреть, как мы будем все это успевать и укладывать, потому что очень хочется поднять музыку на следующий уровень, чтобы народ услышал и сказал, что у парней год прошел не зря. Сейчас мы этим занимаемся, хочется увеличить количество лайвов, мы репетируем, чтобы лучше играли и пели, чтобы придумывали новые фишки и звучание. Планы на продуктивность — работать, красиво отдыхать и качественно прожить этот год.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20244852
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246413
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413008
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419500
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423578
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202428886
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429540