Iyulina и «музыкальный сексизм»

«Первая в истории якутянка на сцене “Евровидения”» — о дебютном альбоме, участии в телеконкурсах, работе с Manizha и предвзятом отношении

текст: Александр Нурабаев
Detailed_picture© Iyulina

Этим летом у певицы Iyulina, работающей на бэк-вокале у Manizha и выступавшей вместе с ней на «Евровидении», вышел дебютный альбом «Июль» — эмоциональный и искусно аранжированный летний поп (совершенно, к слову, не похожий на Манижу), под который можно и поплясать, и погрустить, и отстранено пофилософствовать. Эта запись надоумила Александра Нурабаева познакомиться с Июлиной Поповой лично и поговорить с ней о якутских корнях, Маниже, «Евровидении», об альбоме и «музыкальном сексизме».

С Июлиной мы встречаемся в ресторане в центре Москвы, в котором гостей развлекает аниматор в костюме Шляпника из бертоновской «Алисы в Стране чудес», а к бокалам с напитками прищепками прикрепляют что-то вроде предсказаний из китайских печений или фантиков из-под жвачки Love Is. Обстановка больше располагает к свиданию, чем к интервью, но обладательница яркой восточной внешности и заразительного смеха Июлина сразу же берет инициативу в свои руки, первым делом разъясняя, откуда появилось такое редкое и звучное имя. «Все достаточно просто — я родилась в июле, поэтому меня так зовут. Как Октябрина или Мая. Почему-то нe у всех получается это выговорить, я уже привыкла. Но друзья меня называют Июль, потому я так альбом и назвала».

Якутия

Июлина Попова родилась в Покровске, пригороде Якутска, где до сих пор живут ее родители, но уже в шесть лет стала жить отдельно, учась в музыкальной школе-интернате. Сама артистка шутит в одном интервью, что уже с младенчества решила стать певицей, поскольку незаурядные вокальные данные проявились довольно рано: «Несложные вещи я научилась играть на фортепиано в четыре года». Потому и выросла она на классической музыке — «потому что уклон [в образовании] был в барокко, классицизм, романтизм». Но, как и большинству подростков нулевых, будущей певице нравились Fall Out Boy, Panic! At the Disco и Аврил Лавинь.

Я рассказываю историю, как однажды посетил выступление якутского национального коллектива и был поражен тем, что его участницы вытворяли со своими голосами. «Подражание птицам, — понимающе кивает Июлина, — да, это наша национальная особенность. У нас в Якутии своя эстрада, свои артисты. Есть народные артисты, которые исполняют чисто этнику — например, тойук (национальный вид пения. — Ред.), осуохай (якутский хороводный танец. — Ред.) и какие-то напевы. И есть эстрада классического характера типа попсовых песен. Я и не там, и не там. На тот момент я больше слушала джаз и работала в том направлении, потому что так сложилось, что я в Якутске заняла эту нишу. А народные приемы я называю стилизацией, потому что я в это не углублялась, а воспринимала на слух и использовала в своем творчестве. Но в детстве меня научили играть на варгане».

На родине с пристальным вниманием следят за успехами Июлины и очень гордятся ее успехами. «Якутянка прошла отбор на “Евровидение”», «Первая в истории якутянка на сцене “Евровидения”» — подобными заголовками пестрела местная пресса, когда Попова в составе команды Манижи отобралась и поехала на «Евровидение», а за несколько лет до этого вся Якутия следила за выступлениями землячки на вокальных конкурсах на федеральных российских каналах.

«Главная сцена», «Голос», становление карьеры

На кастинг «Главной сцены» Июлина пошла, уже проживая в Петербурге, куда переехала после того, как окончила Якутский музыкальный колледж по специальности дирижер-хоровик и поступила в Петербургский институт культуры. На вопрос, зачем она пошла на телеконкурсы, певица раскатисто смеется и отвечает, что сама себя об этом спрашивает. «Это простое следствие вещей, — посерьезнев, разъясняет Июлина, — так должно было произойти, потому что я вокалистка. Я поддавалась стандартным установкам, что каждый вокалист должен пройти шоу “Голос”, хотя это было не обязательно делать. А “Главная сцена” была очень классной. Это был первый телевизионный проект, я удивлялась каждому действию и ходила с открытым ртом. Это достаточно забавно, а потом ты уже понимаешь, как все работает, и ты готов к формату телевидения на раз (щелкает пальцами). И за это спасибо “Главной сцене”».

С «Голосом» же вышло не так гладко. Попова три раза подавала заявку, но так и не проходила кастинг, однако ее заметили продюсеры шоу и однажды неожиданно позвонили. «В какой-то момент я сказала себе, что больше не буду заниматься этой ерундой. Если неформат — значит, неформат. А потом у меня пошел какой-то подъем, и меня решили взять, потому что я подходила под какие-то параметры. Но у меня уже не было желания, поэтому все было тухло и неярко». Тут Июлина не совсем права: ее выступление на слепых прослушиваниях как раз получилось весьма ярким и самобытным — из абсолютно невыразительной песенки Елены Темниковой получился оригинальный авторский номер, в котором вокалистка продемонстрировала свой большой диапазон и технику, включая те самые «народные якутские приемчики». Далеко по конкурсу певица не прошла, но ей это и не было нужно.

К тому моменту Июлина полностью освоилась в Петербурге и обзавелась нужными знакомствами в музыкальных кругах. «Понимаешь, в универе ты не учишься, ты отдыхаешь. И, как правило, знакомишься с музыкантами и на практике с ними взаимодействуешь — так ты растешь. Я познакомилась с кучей музыкантов разного уровня — как из джаза, так и из других стилей — и все время взаимодействовала. Так я повысила скилл и в 2016 году начала работать с определенными коллективами, которые звали меня на замену или как спешл-гостя». Таким образом, Июлина посотрудничала с группами Dizzy Dutch Duck, Dedoox, VERHOVSKY, TenBitZ Collective. Имя певицы обретало все больший вес среди музыкантов. Так что когда в 2019 году переехавший из Петербурга в Москву басист Павел Толстой увидел объявление о том, что Manizha ищет бэк-вокалистку, то первым делом подумал о своей знакомой Июлине. «Он увидел объявление, перенаправил его мне, а на тот момент я думала, что достаточно комфортно себя чувствую в Петербурге, — я достигла какого-то уровня в музыкальной среде, но чувствовала, что не двигаюсь вперед. И в этот период мне пишет Паша и говорит, что там требуется вокалист. Я написала Маниже, спросила, мы договорились на собеседование — я приехала, и мы все отработали». Павел Толстой в итоге стал басистом и проекта Iyulina, и Манижи.

Манижа, феминизм и «Евровидение»

От последней Июлина в полном восторге и называет ее одной из немногих российских исполнительниц, которых она может слушать. «У нас день рождения в один день, ее мама говорит, что [есть] ощущение, что мы близняшки, но только меня два года в животе держали. Она крутой музыкант и крутая девчонка — очень мыслящая, думающая, все понимает. Она постоянно идет вперед, и мама у нее очень крутая — я понимаю, как может быть сложно чувствовать невзгоды, — у нас достаточно похожие переживания, но ее мама даст всем с локтя, и все становится хорошо».

Из-за песни «Russian Woman», с которой Манижа выиграла национальный отбор и поехала на «Евровидение» и которую многие назвали «манифестом русского феминизма», певица с таджикскими корнями подверглась настоящей обструкции со стороны ксенофобно настроенных граждан: от федеральных политиков до блогеров и просто рядовых комментаторов. Манижа держалась молодцом, внутри же коллектива все как могли ее поддерживали и переживали. «Мы наблюдали за этим, и я была в шоке, — говорит Июлина, — я вообще не представляю, что бы было, если бы я была на ее месте. Я не представляю, как можно говорить такие страшные вещи. Причем ты видишь этих людей, ты можешь отследить эти комментарии, увидеть фото человека, его семью и детей и подумать, что он может говорить такие вещи. Там были и угрозы, все действительно было, и это было жутко. Мама [Манижи] была уже наготове разрезать всех».

— Тот факт, что я женщина, хоть и имеющая большой опыт и в работе с коллективами, и самостоятельно, тоже не позволяет ко мне относиться серьезно. Много раз с подобным сталкивалась.

Посыл самой песни Июлина полностью разделяет, однако не считает ее манифестом феминизма. «Она не только о феминизме. Она куда шире — о человечности, о поддержке вместо негатива, которого так много в нашей жизни, о всеобщей человечности. Сама-то я отчасти являюсь феминисткой, потому что транслирую какие-то вещи. Я переехала в Центральную Россию, будучи азиаткой, это классическая история: меня принимали за уборщицу, за посудомойщицу — стандартные клише. Кому-то все время приходится что-то доказывать, я с этим сталкивалась. Я думаю, в каждой сфере есть подобная ситуация. Уместно полушутя-полувсерьез говорить и о “музыкальном сексизме” (смеется). Я имею в виду всегда имеющееся предвзятое отношение, устоявшиеся негласные стандарты, о которых все знают: например, я окончила “кулек”, но это не может означать что-то хорошее, поскольку там учатся одни дебилы, или же тот факт, что я женщина, хоть и имеющая большой опыт и в работе с коллективами, и самостоятельно, тоже не позволяет ко мне относиться серьезно. Много раз с подобным сталкивалась».

Оттого и исполнение такой песни, как «Russian Woman», на сцене «Евровидения» приобретает особое значение. «Это был наш первый выход (в полуфинале), и мы должны были всем нашим нутром передать то, что мы чувствуем. А чувствовали мы много всего, потому что месседж [песни] с каждым из нас достаточно сильно вяжется. У каждого было большое переживание не в плане волнения, а в плане того, что происходит история. Эта песня нас так воодушевляла, а на финал мы выходили после песни “The Wrong Place” группы Hooverphonic, очень крутой и расслабленной, потому и мы были на расслабоне, и от нас ничего не зависело. Мы вышли на сцену ради выхода на сцену, а полуфинал вышел более эпичным». Потому и итоговое девятое место не сильно расстроило Манижу и ее команду, а для самой Июлины участие в популярном песенном конкурсе стало осуществлением детской мечты и просто «фантастическим опытом».

Сольная карьера и альбом

О сольной работе Июлина думала с самого детства, не зря она шутит, что «вынашивала свой дебютный альбом 28 лет» (именно столько ей было на момент создания пластинки), просто долго не могла нащупать свой стиль». «Я проработала с кучей коллективов и везде была как известно что в проруби, — смеясь, вспоминает певица предшествующий период работы с петербургскими группами, — и все время не было своего лица. Многие меня отождествляли как отдельного персонажа, поэтому параллельно я что-то писала, но это было непонятно для чего. Все эти коллективы были очень разные, я выполняла разные функции и всегда не стопроцентные. А в этом коллективе, в котором я сейчас, я всегда выполняю стопроцентную функцию».

Ситуация изменилась в карантинном 2020 году, когда, оказавшись запертой в четырех стенах, Июлина стала осваивать GarageBand и писать новый материал. «Сначала это был GarageBand, например, и ритм песни “Мелатонин” (напевает) — это классический звук из библиотеки. Затем мы его чуть преобразили. Я делала заготовки, потом шла к саунд-дизайнеру, который еще и клавишник. Мы открывали заготовки в библиотеке и заменяли те медиазвуки, которые нужно было заменять. У меня было много семплов — мы искали звуки и изменяли, а дальше всякие эффекты добавлял Паша Толстой, который меня и перевез в Москву, и позже он у себя дома ночью, когда вся его семья спала, все это записывал».

Альбом получился очень эмоциональным по содержанию, с интересными музыкальными ходами и неплохими текстами со строчками вроде «осознание, как скальп, наизнанку выверни» и «смело тони ты в мелатонине». Сама певица предпочитает термин emotional pop — именно так, а не эмо-поп, поскольку это «совсем другое». «Все истории, рассказанные на альбоме, не придуманные. Это то, что я проживала, хотя, может, и подано завуалированно. Каждый узнает что-то свое — я не даю конкретики, потому что все эти истории переживает каждый человек и для легкости трансляции я люблю метафоры. Он называется “Июль”, меня так сокращенно называют. Я начала писать его в пандемию, какие-то части собирались по кускам, какие-то песни я записала в поезде — был период, когда я переезжала в Москву и никак не могла переехать из Петербурга. Это классическая фигня, когда тебя туда тянет. И ты живешь и не там, и не там, а живешь в поезде. Все это — мои личные переживания».

Альбом «Июль» собрал 17 000 прослушиваний в стримингах за две недели — и это очень неплохие цифры для дебютантки, что стало приятным сюрпризом для певицы, как и реакция на, пожалуй, главный хит альбома — композицию «Надо ли». «Для меня было шоком, что “Надо ли” стала сверхпопулярной. Я ожидала, что это будет [трек] “Запах”, потому что он достаточно простой и достаточно легкий. Хотя если покопаться внутри, то это не очень прикольная история, но с позитивным вайбом, потому что все мы плывем по волнам. Это классный поп-альбом», — резюмирует Июлина.

В данный момент артистка работает над следующим альбомом. «После выхода альбома наступило некое опустошение и непонимание, как же так: вот были твои демки, а теперь это полноценные песни, о которых люди пишут в сети. А потом репост с твоим альбомом делает Ирина Горбачева — и ты вообще прекращаешь что-то понимать. И я поэтому долго сидела взаперти дома, ничего не делая, а потом открылось второе дыхание, я осмыслила свою позицию, что-то начало складываться, и не возникло вопросов, каким должен быть следующий альбом. Над ним я сейчас и работаю».

На новом альбоме, в отличие от «Июля», будет больше этнической составляющей, которая на первом альбоме присутствовала только в песне «Надо ли», ставшей самой прослушиваемой песней певицы. «Я, конечно же, делаю соответствующие выводы, — заключает Июлина, — в этой песне больше этники, чем в остальных, и раз людям это нравится, значит, стоит копать в том направлении. С альбомом “Июль” мне хотелось сделать музыку для всех, поскольку сомневалась, что многим зайдут подобные эксперименты. А теперь я понимаю, что совершенно не обязательно, чтобы всем заходило, а как раз наоборот: в этом звучании — моя изюминка, моя фишка».


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20244849
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246410
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413004
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419496
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423576
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202428885
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429538